Новгородский князь Всеволод-Гавриил, скончавшийся в Пскове в 1138 г., 11 февраля (1), был признан святым вскоре после кончины. Празднование ему началось, быть может, с 1192 г. или же с 1284 г. после первого чуда при мощах (Гол. Кан. стр. 61). Канонизация произошла на соборе 1549 г. Один из канонов службы святому принадлежит Никодиму, не позже 16 в. Фил. не знает Никодима (2) и называет автором службы Василия, он же Варлаам Псковитянин, который составил службу и житие князя в 1550 году. (Фил. т. 1 — 209 и арх. Леон. № 1127 стр. 559). Служба, повидимому, испытала также перемены. Во всяком случае второй канон дает основания думать, что к службе руку приложил и какой-то Григорий, имя которого в сокращенной форме можно прочесть в акростихе 8 песни канона. Фил. Ист. ч. 3 стр. 305 и т. 1 — 122 называет авторов службы: это пресвитер Филофей (Арх. Леон. Св. Р. стр. 64) и Никодим. Таким образом, Никодим, Филофей, Василий и Григорий — вот имена авторов трудившихся над составлением службы. Внутренние данные службы подтверждают такую пестроту, ибо можно видеть постепенные прибавления к какому то основному тексту службы.
Можно предположительно выделить из текстов второй канон, писанный в конце 16 или начале 17 в. Канон надписывается указанием: «Аще волиши повелителя уведети, в началех тропарей канона сего». Не все тропари входят в фразу о «повелителе», которая составляется последовательным чтением в таком виде:
п. 1 тр. 1 ---------
2 В лета
3 Царя
п. 3 1 Славного
2 Бориса
3 Всея России
п. 4 1 По благословлению
2 Епископа Великого Новаграда
3 Геннадия
п. 5 1 Пскова
2 Града
3 Рукою
п. 6 1 ---------
2 Буяго
3 Умом
4 В человецех
п. 7 1 в скорбех
2 Песнословивша
3 Гри (вну)
п. 8 1 Го(рнего)
2 Ра(чение)
Эта фраза дает: «В лета царя славного Бориса всея России по благословению епископа Великого Новаграда Геннадия Пскова града рукою буяго умом в человецех в скорби песнословивша ГРИГОРА». Время написания канона устанавливается с бесспорностью, благодаря "указанию акростиха: между 1598 и 1605 годом, в период царствования Бориса Годунова. Имя автора Григория Суздальца может быть названо с некоторой осторожностью. Акростих представляет собой новую форму: словесный и с примесью изображения по словам в написании имени автора. Манера эта не требует изображения двумя красками, ибо внимание естественно направляется указанием надписания на начала тропарей.
Эта часть службы нам кажется более поздней, если только автором первоначальной службы был Василий в 1558 г. А это предположить можно, ибо Василий был одним из писателей служб по поручению митр. Макария (3). В службе этой обретается много заимствований из служб юродивым. Это заимствование несколько неожиданно. Митр. Евгений, История княжества Псковского, Киев 1831, ч. 2 стр. 155 передает особый тропарь псковскому юродивому Николаю, у Сер. неотмеченному: «Славенска языка, Псковские земли плотски в юродстве быв, юродства притворением горнего Иерусалима гражданин явися, ангелом свеселишися, мироточивого святителя Николаа звание восприем, с ним же всегда Христа Бога моли даровати нам велию милость». Юродивый Николай скончался в 1576 г.
В нашей службе первые стихиры на Г. В. взяты из общей службы юродивым часто повторяющейся у нас, оттуда же взят и второй светилен, канон первый также помещен в службах Исидора и Прокопия, на 14 мая и 8 июля, в изложении почти не отличающемся от нашей службы. В ней в песни 1 иной богородичен, в п. 4, 6 и 9 добавлено по одному тропарю. Добавление тропаря в 9 песни приводит нас к выводу, что канон этот, общий трем службам, представляет собой прямую переписку какого то Иосифова канона. Песнь 9, по обычаю Иосифа, дает его полное имя в акростихе.
При переводе на греческий язык начальных слов тропарей русского канона это с ясностью обнаруживается:
Видети Ίδεΐν '
Яко ώς
Мудростию Σωφία
День 'Ημέρα
Света Φωτός
И действительно, канон списан целиком с Иосифова творения в честь св. и праведного Евдокима 31 июля. Некоторые разницы между службами Прокопия и Всеволода при переписке были допущены. Кроме тропаря 9 песни в службе Всеволоду, пропущенного у Прокопия, здесь читаются и тр. 4 в п. 4 и тр. 4 в п. 8. Таким образом канон Всеволоду более полон, чем Прокопию и Исидору и по нему как рази открывается имя настоящего писателя канона. С некоторой вероятностью можно предположить начальный текст службы в таком виде: заимствованные из службы юродивым стихиры на Г. В., стихиры на стиховне, взятые — первая из служба в. кн. Владимиру на 15 июля на Г. В., а вторая — из службы равноапостольному царю Константину, 21 мая, — она поставлена второй на Г. В., — тропарь, составленный по тропарю Борису и Глебу, с тем же окончанием его, что и 24 июля, Иосифов канон, второй седален из общей минеи, слава на хвалитех из службы Борису и Глебу. Второе добавление состоит из вторых стихир на Г. В., первая из которых составлена под влиянием стихиры первой Г. В. св. кн. Александру Невскому, славы на Г. В., стихир на литии, седальна кондака и части стихир на хвалитех. В этой части заметна рука псковича, отечестволюбца, с удовольствием высмеивающего Новгород Великий. Хорошо изображен спор двух городов из-за мощей святого, заканчивающийся победой Великого Плескова. Стиль писателя высокопарен и обнаруживает несдерживаемую гордость: Слава Г. В. «Начальнику благовестия Божия слова и неизреченных таин служителю, небесному воеводе вышних сил тезоименитого, благочестивого великого стратига Всеволода, со-шедшеся, празднолюбцы, хвалами и песньми духовными возвеличим... моли от супостат нашествия твой град Псков сохранити».
1 стих. на литии в том же стиле: «Наста ныне всечестная память великого князя Всеволода, нареченного по осмодневному закону Господни новые благодати Гавриила... приидите вси концы земнии. Прииди же и ты, Великий Новграде, в тебе поживый сей блаженный святые церкви многи созда». Это специальное приглашение Новгорода только запев, начинающий разъяснение отношений двух великих градов. Стих. третья на литии описывает и причину натянутости отношений: «Якоже услыша боголюбивый епископ Нифонт (1130-1156) преставление твое честное, тогда и народи Великого Новаграда восхотеша мощи твоя взяти к себе: посланнии же от священных дерзнуша взяти тя и не возмогоша: и тако пребыл еси, всеблаженне Гаврииле, неподвижим с места своего, и сугубо чудодействие показал еси, яко же древле чудный Илиа Елисееви милоть свою, усугубити Духа благодать: ты же ноготь от честные руки своея подал еси Великому Новуграду на исцеление и заступление». Здесь явное умаление Великого Новаграда, ловким манером вставленное в богослужебный текст. Великий Новгород получил лишь малую частицу святыни, остающейся за Псковом. Фил. Ист. 1-220, изложив историю изгнания Новгородцами кн. Всеволода и его мирную кончину в Пскове, говорит: «Когда прославились мощи св. Всеволода, Новгородцы хотели их взять к себе. Но на то не было изволения св. Князя: — им дан только ноготь с руки его». Новгород отмечал дни памяти кн.Всеволода Гавриила, но без особой торжественности: Ч Н С стр. 53 на 27 ноября—обретение мощей вел. кн. Всеволода Гавриила Псковского Чудотворца: Иакову епископу Ростовскому и кн. Всеволоду выпевают в иные дни (из-за праздника Знамения Новгородского) и на 11 февраля лишают кн. Всеволода службы: «Вечерню и утреню и литургию поют по уставу Димитрию Прилуцкому» (там же 102). Служба же Всеволоду соединяется 10 февраля с последованием муч. Харлампию и «трезвон без болшаго» (4). Пскович не хочет признать за Новгородом никакого права на мощи св. князя: в славе на стиховне: «приидите славного града Пскова народи малии и велиции, нашего заступника из Вышеграда нам пришедшего... восхвалим». Новгородцы как раз и хотели взять мощи на том основании, что кн. Всеволод был несколько времени в Новгороде. Здесь псковитянин отводит этот довод упоминанием Вышгорода. Канон излагает житие Всеволода, царской короной почтенного от Мономаха, от рода Борисова, описывает деятельность его в Новгороде и помощь ему псковитян при недоразумениях с новгородцами, их посягательства на Суздаль, переселение князя в Псков, блаженную его кончину и спор из-за мощей Новаграда и Плескова, основанного кн. Ольгой. Все это изложено в доброй последовательности по житию. В стихирах на хвалитех прославляются и храм святого и его мощи.
Первая часть службы скорее всего и принадлежит Василию (5), сложившему ее из многих частей, нами указанных, из уже существовавших служб. В этой части нет никаких особенностей, которые могли бы дать указания на время и место составления, тогда как вторая часть несомненно написана в более позднее время прирожденным псковитянином, быть может, Григорием (скорее всего Суздальским старцем) (6).
ГЛАВА ВОСЬМАЯ | Служба св. кн. Всеволоду-Гавриилу. | Служба св. кн. Георгию |