На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Ф. Г. СПАССКИЙ РУССКОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Глава: Служба мчн. Борису и Глебу.

Первой в ряду служб Киевского типа стоит писанная на день 24-го июля (3) служба мученикам Борису и Глебу, нареченным во св. кре­щении Романом и Давидом (ум. 1015). Иаков Черноризец написал в конце 11 века сказание о них. В 1191 году раки их перенесены были в Смоленск и еще ранее того составлена была им служба, помещенная в минее 12 века (Фил. Ист. ч. 1 стр. 150). Храм в честь мучеников в Вышгороде построен в 1072 году (4) В 1200 году паломник Антоний видел икону наших святых в Цариграде, где посвящена была им церковь. (Сер ) (5). Это обстоятельство не невероятно: наши первые иерархи ставились из Греции и прославление русских мучеников стало известным в Цариграде рано, если даже не получило одобрения от патриарха. Факт посвящения русским мученикам церкви был во вся-ком случае актом признания святости их и общности почитания свя­тых, в последние времена не так строго наблюдаемой и ставшей как бы необязательной для разных национальных церквей. Была ли в честь св. Бориса и Глеба в Цариграде особая служба и какая, остается вопросом. Скорее всего ее не было. Нынешняя греческая минея не со­храняет указания памяти мученикам. Мы не имеем никаких актов ка­нонизации мучеников Бориса и Глеба. До 16 века, зачастую, канони­зация была делом отдельного иерарха, иногда местного соборика, письменно или устно распоряжавшихся свидетельствовать мощи, на­писать житие и составить службу для молитвенного прославления. Ле­топись представляет событие прославления муч. Бориса и Глеба, как канонизацию почти внезапную. (Гол. Кан. 47-49) (6). Установленной формы канонизации не было, да и не искали ее: святость проявлялась, фактически признавалась и память святого закреплялась прославле­нием церковным. Гол. т. 1, 2 стр. 508-513 приводит текст службы му­ченикам по служебной минее 12 века. Наша нынешняя служба на 24-го июля разнится от древней. Любопытно отметить, что июль является месяцем праздников Киевским святым: преп. Антонию, св. Ольге, кн. Владимиру, кн. Борису и Глебу (7), «блаженою мученику Варяга и сына его убьеного в Кыиве» — 12 июля по прологу 15 века (Ник. стр. 34 № 1269). Октябрь месяц отведен югославенским и май — ростовским святым.

В нашей службе новой, по сравнению с Гол., частью является вся малая вечерня, тропарь, первые стихиры на Г. В. со славой, наши чтения, лития, слава на стиховне, оба светильна, стихира по 50 псалме, канон Божия Матери и первый канон святым. Древняя часть по Гол. и Сер. принадлежит авторству митрополита Русского Иоанна или ко­му то получившему в его время поручение составить службу. Митро­полит Иоанн (1088-1095) при Ярославе озаботился устроением храма к перенесением в него мощей мучеников. Древняя часть службы не говорит о мощах святых и называет мучеников почти неизменно име­нами, полученными ими во святом крещении (исключение — первая стихира на хвалитех, удерживающая имена Бориса и Глеба). У Гол. так же. Новые добавочные тексты упоминают раку мощей, имена употребляют безразлично и те и другие (Гол. т. 1, 2 стр. 369: «В пе­риод домонгольский русские имели обычай носить по 3 имени, два христианских и одно народное»), называют Святололка Каином, му­чающимся в Геенне, заимствуя этот мотив из древнего канона (п. 5 тр. 2). Тексты эти иногда подражают древним, беря из них целые вы­ражения: «Верста божественная», «страстоносцы» и т. д., употреб­ляют двойственное число: таким характером отличаются стихиры мал. веч. и стиховны. Что же касается стихир на литии, то они стиля более напыщенного: в них употребляются позднейшие трехэтажные эпите­ты, иные определения, чем в древней части — вместо «страстоносцы» - «великомученики», далее, «самобратия», «богоненавистник и братоненавистный», «многопразденственная память» и т. д. Это самое позд­нее добавление к службе, выросшее не ранее конца 15 века. Что ка­сается наслоения второго, то оно, вероятнее всего, прибавлено было уже после 1191 года и, несомненно, в Смоленске, после перенесения туда мощей (8): около Смоленска мученики были убиты и потому город этот почитался «отечеством и градом» их: стих. 3 Г. В. «Бла­женно отечество и град, в нем же воспитастеся». «Честный же храм телеса ваша восприемый». «Враги устрашающии и далече негде от отечествия вашего отгонящии» (9). Можно думать, что преимущест­венное употребление второй частью имен Бориса и Глеба дало толчек к закреплению этих имен в святцах, с примечанием о христианских именах, еще в раннее время русской церковной жизни: многие храмы посвящались в честь Бориса и Глеба в Переяславле, Чернигове, Рязани, Смоленске, Новгороде, Ладоге (Гол. т. 1, 2 стр. 303). То же можно сказать и о закреплении имен кн. Владимира - Василия и Ольги -Елены.

Что касается канонов, то первый из них, богородичный, носит акростих: «Пою хвалу живоносные отроковицы» только в надписании, без исполнения акростиха по буквам тропарей. Взят канон с грече­ского: в переводе тропарей первой песни на греческий можно про­честь  АДО («Невещественная», «сила», «пройде»). Канон первый святым акростиха не имеет и автора не отмечает, в то время, как вто­рой, по Гол., имел стих ему предшествовавший: «имеяй по главам грьчески стих: си Давиду пе(снь) приношу Роману». Стих этот не отмечен нашей минеей. Тексты у нас кем то противу древних прав­лены не только в каноне, но и вообще: «Нестаростную возлюбив жизнь» — у нас «Бесстрастную стяжав жизнь», «яко звезде две мира просвящаета» — у нас «яко един свет во двою телеси мир просве­щаете» Служба писана была не по приметному какому либо образцу и в свою очередь не стала и сама образцом для наших позднейших служб Автор канона, указанный Гол. и Сер. — митрополит Иоанн: «арьчески» стих, конечно, более свойствен ему, чем Григорию, творцу канонов, называемому автором у Знаменского и Прав. Богосл. Энци­клопедии (10).


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Служба мчн. Борису и Глебу. Службы преп. Феодосию Печерскому.