На главную
страницу

Учебные Материалы >> Патрология.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. КНИГА ТРЕТЬЯ. Аскетическая проповедь

Глава: ПОУЧЕНИЕ 2 в неделю мытаря и фарисея

О молитве и покаянии

В ныне чтенном Евангелии изображена молит­ва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18:13). Достойно внимания и то, что такая крат­кая молитва услышана Богом, и то, что она про­износилась в храме во время общественного бо­гослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы - благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.

Почему мытарь не избрал для излияния серд­ца своего пред Богом какого-либо величествен ного и умилительного псалма, но обратился к столь краткой молитве и повторял ее одну во время всего богослужения? Отвечаем, заимствуя от­вет у святых отцов (святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4). «Когда прозябнет в душе истинное покаяние, когда явится в ней смирение и сокрушение духа по причине открывшейся очам ее греховности - тогда многословие делается для нее несвойственным, невозможным. Сосредоточась в себя, устремив все внимание на бедствен­ное положение свое, она начинает вопиять к Богу какою-либо кратчайшею молитвою.

Обширно зрелище греховности, когда оно подается человеку Богом: неизобразимо оно крас­норечием и многословием, точнее изображает его воздыхание и стенание души, облекаясь в кратчайшие и простейшие слова. Тот, кто жела­ет раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого со­стояния краткую молитву, произнося ее со все­возможным вниманием и благоговением. Остав­ление многих слов, хотя и святых, способствует уму вполне освободиться от развлечения и всею силою своею устремиться к самовоззрению. «Б молитве твоей не позволяй себе многословить, - сказал святой Иоанн Лествичник, - чтоб ум твой не уклонился к рассматриванию слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно верное изречение спасло разбойника, Многосло­вие в молитве часто приводит ум в рассеянность и мечтательность, а малословию обычно собирать его» (Лествица, Слово 28).

По величайшей пользе, доставляемой крат­кою, внимательною, сосредоточенною молитвою, Святая Церковь завещавает чадам своим благовременно приобучиться к какой-либо краткой молитве. Приобучивший себя к такой молитве имеет готовое молитвословие на всяком месте и во всякое время. И путешествуя, и сидя за трапе­зой, и занимаясь рукоделием, и находясь в обще­стве человеческом, он может вопиять к Боту. При невозможности молиться устами, возможно мо­литься умом. В этом отношении удобность крат­кой молитвы очевидна: при занятиях очень лег­ко потерять смысл и последовательность продол­жительного молитвословия, но краткая молитва всегда сохраняется в целости своей. Оставив ее на некоторое время, опять можно без всякого затруднения возвратиться к ней. Даже при бого­служении полезно повторять краткую молитву в душевной клети: она не только не препятству­ет вниманию читаемым и поемым в храме Божием молитвословиям, но и способствует осо­бенно тщательному вниманию им, удерживая ум от рассеянности. Если ум не будет удерживаться в самовоззрении краткою молитвою, наполняю­щею душу чувством покаяния, то он легко вдаст­ся в рассеянность; во время богослужения, оставя без внимания церковное чтение и пение, уклонится к пустым размышлениям и мечтаниям. Это случилось с упоминаемым ныне фарисеем: фарисей поверхностно внимал богослужению и увлечен был помышлениями греховными. Гре­ховные помышления не только лишили всякого достоинства молитву его и без того слабую, но и обратили ее в повод к осуждению молившегося. Молитва фарисея была отвергнута Богом: фари­сей вышел из храма запечатленным печатию гне­ва Божия, не понимая и не ощущая своего ду­шевного бедствия по той причине, что сердце его, будучи мертво для покаяния, было исполнено самодовольством и самообольщением. Когда моление краткою молитвою от частого и посто­янного употребления обратится в навык, тогда оно делается как бы естественным человеку. Вни­мательно слушая что-либо особенно занимаю­щее нас, мы делаем разные возгласы, которые не только не препятствуют вниманию, но и усугуб­ляют его; точно так, стяжав навык к краткой молитве, мы выражаем ею наше сочувствие и внимание к слышимому нами молитвословию и псалмопению.

В течение всей Святой Четыредесятницы при всех богослужениях часто повторяется во всеус­лышание присутствующих в храме молитва Боже! очисти мя, грешнаго. Для чего это столь частое повторение одной и той же молитвы? Для того, чтоб мы приучились часто повторять ее. С тою же целию повторяется часто и другая крат­кая молитва - Господи, помилуй.

Спаситель мира, одобривший молитву мыта­ря, впоследствии дозволил и даровал нам молить­ся всесвятым именем Его. Молитва именем Гос­пода Иисуса и по имени Его, и как установлен­ная Им именуется молитвою Иисусовою. При господстве Ветхого Завета человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно; при наступлении господства иного, в Новом Завете, человеку в преизобильное дополнение к прежне­му обращению предоставляется обращаться к Богочеловеку как ходатаю между Богом и чело­веками, как к такому ходатаю, в котором соеди­нено Божество с человечеством, как к такому ходатаю, который Бога объяснил человекам с воз­можною для постижения человеческого подроб-ностию и полнотою, который Бога исповеда (Ин. 1:18). Ветхозаветной молитве Боже, милостив буди мне, грешнику равнозвучаща новозаветная молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий., помилуй мя, грешнаго. Ветхозаветные служите­ли Бога употребляли первую молитву; новозавет­ные, употребляя и первую, наиболее употребля­ют вторую, потому что Богочеловеку благоугодно было сочетать с человеческим именем своим особенную чудодейственную духовную силу. Для постоянного моления употребляется также мо­литва Господи, помилуй. Она - сокращенная молитва Иисусова и заменяет ее в тех случаях, когда произнесение цельной молитвы Иисусовой делается затруднительным, как то: во время ис­пуга, во время неожиданной радости, во время тяжкой болезни, во время духовного видения. В последнем случае возглас Господи, помилуй слу­жит для ума отголоском на те благодатные разу­мения, которые являются ему по очищении его, превышают его постижение и не могут быть вы­ражены словом3.

Какое имеет значение во всех этих молитвах глагол помилуй или милостив буди? Это - со­знание человеком погибели его; это - ощуще­ние той милости, того сожаления к себе, кото­рые Господь заповедал нам ощущать к себе и которые ощущаются очень немногими; это - отвержение собственного достоинства; это - прошение милости Божией, без которой нет на­дежды спастись погибшему. Милость Божия есть не что иное, как благодать Всесвятого Духа; мы, грешные, должны непрестанно, неотступно про­сить ее у Бога. Умилосердись, Господь мой, над бедственным состоянием моим, в которое я ниспал, лишившись благодати Твоей, и снова водво­ри во мне благодать твою. Духом владычным (Пс. 9:14), Духом силы Твоей укрепи меня, чтоб я мог противостать искушениям, наносимым от диавола, и искушениям, возникающим из падшего естества моего. Пошли мне Дух целомудрия, чтоб я возник из состояния умоисступления, в кото­ром нахожусь, и исправил нравственные стопы мои. Даруй мне Дух страха Твоего, чтоб мне уст­рашиться Тебя, как подобает немощнейшей тва­ри страшиться великого Бога, Творца своего, чтоб мне, по причине благоговения моего к Тебе, свя­то хранить заповеди Твои. Насади в сердце мое любовь к Тебе, чтоб мне более не отлучаться от . Тебя, не увлекаться непреодолимым влечением к мерзостному греху. Даруй мне мир Твой, чтоб он хранил в нерушимом спокойствии душу мою, не попускал помышлениям моим скитаться по вселенной без нужды, во вред мне, для смуще­ния моего, чтоб он сосредоточивал их в самовоз­зрение и из него возносил к престолу Твоему. Даруй мне Дух кротости, чтоб мне воздерживать­ся от гнева и злобы, быть постоянно преиспол­ненным благости к братии моей. Даруй мне Дух смиренномудрия, чтоб я не высокоумствовал, не мечтал о себе, не искал похвалы и славы челове­ческой, но помнил, что я - земля и пепел, существо падшее, низвергнутое на землю по причине недостоинства моего, долженствующее быть из­веденным из тела и мира сего смертию, должен­ствующее быть представленным на страшный и нелицеприятный суд Твой4. Боже, милостив буди мне, грешному ! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Господи, помилуй!

Многие произносят эти краткие молитвы с ве­личайшею поспешностию, заботясь только об ис­полнении положенного числа их. Таким образом моления они не допускают молитве проникнуть в сердце и произвести свойственное ей действие, заключающееся в умилении. Справедливо замеча­ют святые отцы, что молящиеся так молятся на воздух, а не Богу (преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию). Отчего мы скучаем в храме Божием? Оттого что не ощутили действия молитвы. Отчего мы спешим к сытому столу? От­того что мы опытно знаем значение веществен­ной пищи. Отчего не спешим в храм Божий, но стараемся прийти в него попозже, когда значи­тельная часть богослужения уже отправлена? От­того что не знаем опытно значения молитвы, ко­торая служит пищею для души, которая сообща­ет душе духовную силу. Не знаем опытно значе­ния молитвы, оттого что молимся поспешно, по­верхностно, без внимания, Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы по­добно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия. Напротив того, внима­тельную молитву можно уподобить благотворно­му дождю, орошающему засеянное поле, дающе­му питание произрастениям и приготовляюще­му богатую жатву. Исправляя важную погреш­ность, которая отнимает у подвижника молитвы весь плод подвига, воспитанники и наперсники святой молитвы, святые отцы, повелевают произ­носить слова как кратких молитв, так и всех вооб­ще молитвословий с особенною неспешностию, с соблюдением тщательнейшего внимания к словам молитвы5. При неспешном чтении молитв воз­можно такое внимание - при поспешном чте­нии вниманию нет места. Молитва, лишенная вни­мания, лишена сущности своей, лишена жизни. Тогда бывает она подобна телу оставленному ду­шою: не благоухает она смирением, не восходит к Богу; пораженная и умерщвленная рассеянностию, она пресмыкается в земном тлении и смра­де, сообщая их молящемуся небрежно и холодно. Внимание ума при молитве отражается в сердце блаженною печалию о грехах, которая и есть за­поведанное Богом покаяние. Когда же сердце исполнится чувством покаяния, тогда оно, в свою чреду, привлекает ум к сугубому вниманию. Вслед за вниманием и умилением все дары Святого Духа вступают в душу, соделывают ее храмом Божиим.

Доставим нашей молитве два свойства: вни­мание и покаяние. Ими, как двумя крылами, да возлетит она на Небо, да предстанет пред лицо Божие, да исходатайствует нам помилование. Эти два свойства имела молитва блаженного мыта­ря. Проникнутый сознанием своей греховности, он не находил в делах своих никакой надежды на получение спасения, видел эту надежду в еди­ном милосердии Бога, призывающего всех греш­ников к покаянию и дарующего спасение за одно покаяние. Как грешник, не имеющий никакого собственного добра, мытарь занял в храме пос­леднее место; как грешник, недостойный Неба, он не дерзал возводить очей к небу. Он устремил их к земле и, ударяя покаянием в сердце, из глу­бины сердца, от всей души произносил молитву, соединенную с исповеданием, Боже, милостив буди мне, грешнику.

Молитва была так действительна и сильна, что грешник вышел из храма Божия оправданным. Засвидетельствовал это Сердцеведец Господь, Спаситель человеков, - и сбылось над покаяв­шимся грешником проречение Пророка: Созиждет Господь Сиона, душу человеческую, разру­шенную падением, и явится в славе Своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моле­ния их .Да напишется сие в род ин, да напишет­ся это в уведание всего человечества, да напишет­ся в уведание всего племени и потомства хрис­тианского! И люди, зиждемии покаянием и вни­мательною молитвою, ощутив свое обновление Божественною благодатию, восхвалят Господа (Пс. 101: 17, 18, 19), благоволившего восприять человечество и спасти человеков дивным смот­рением Своим и дивным учением Своим. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 1 в неделю о мытаре и фарисее. (Лк. 18:9-14) ПОУЧЕНИЕ 2 в неделю мытаря и фарисея ПОУЧЕНИЕ в неделю блудного сына