На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Епископ Вениамин (Милов) ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ

Глава: Глава восьмая

ПРЕДИСЛОВИЕ

Литургические умозрения о Боговоплощении с пре­дельной ясностью приближают эту величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию.

Характерную особенность их словесной формы со­ставляют: лаконизм выражения, преизобильное богат­ство и глубина идейного смысла и яркость изобрази­тельности. У творцов богослужебных песней и молитв превосходно совмещаются важность мысли с соответ­ствующей фразеологией.

Необходимость логически объединять разрознен­ный материал, извлеченный из богослужебных книг, невольно заставляет нас местами допускать незначи­тельные перефразы оригинального святоотеческого текста с незначительным изменением общего стиля.

В речи о Боговоплощении святые богословы-литургисты отмечают беспримерное самоуничижение Сы­на Божия, принявшего человеческое естество от Пре­святой Девы Марии, и содействие при этом Лиц Св.Троицы. Тайна Боговоплощения выступает у литургистов на фоне ветхозаветных прообразов и пророчеств. Момент зачатия Богоматерью Сына Божия приурочи­вается к слышанию Его архангельского Благовещения. Исключительно духовное устроение Пресвятой Девы, материнское отношение к воплотившемуся Сыну Бо­жию и беспримерная богоподобная христоподражательная любовь ко грешному человеческому роду объясня­ют единственное по высоте почитание Ея во вселен­ской христианской Церкви.

В изложении литургического материала, после общих замечаний о Боговоплощении, мы сопоставим ветхозаветные предречения в нем с новозаветным ис­полнением и кратко отметим последствия данного сотериологического акта для падшего человеческого естества и возвеличения достоинства Богоматери.

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ И ДОСТОИНСТВЕ БОГОМАТЕРИ

Промышляя об обновлении падшего человека, Без­начальный Сын Божий во Своем воплощении от Пресвя­той Девы Марии благоволил принять начало, быть ви­димым при Божественной неописуемости. Ради нас Он, -  Полный, — истощевается.

Богоневеста была Богу Слову как бы избранной одеждой, так как Он из Нея принял порфиру Божества -  плоть.

Непостижим образ Христова рождения. Но где хо­чет Бог, там побеждается естественный порядок. Да­же бесплотные ангелы не уразумели, как Господь во­плотился от Богородицы. Все народы, признавая Богочеловеком Сына Божия, называют и Божию Матерь Богородицею, отверзшей людям двери света для зре­ния пресветлых лучей Божества.

Пресвятая Дева Мария — истинная и сущая Бого­родица. Ея зачатие безсеменно, рождение нетленно, так как родившийся от Нее явно Бог, Сын Божий, определивший Еве родить детей в печалях, показался миру Сыном Богородицы. Чрез Нее Он, Солнце прав­ды, явился омраченным страстями и безблагодатным людям, созданным по Его образу, чтобы их просве­тить и спасти. Сын Божий возлюбил Пресв. Деву, как добрую, непорочную и запечатленную девством и вследствие Ея премногой чистоты удостоил Ее быть Богосыновним жилищем.

О рождении Господа Иисуса Христа Пресвятой Девой еще в ветхозаветное время существовали мно­гочисленные предуказания в прообразах и пророчест­вах. Церковно-литургическая письменность отразила все главные библейские свидетельства о Боговопло­щении. Так как они рассыпаны по страницам богослу­жебных книг бессистемно, то мы приведем их в поряд­ке следования библейских книг и с соответствующими толкованиями церковных песнопевцев.

Из книги Бытия известно, что Неизменное Божие Слово сотворило землю бессеменно живым садом, не бывшим прежде на земле. Подобно этому Божия Ма­терь, как райская св. земля, без семени рождает и возращает прекрасный колос - Христа. Деву Марию мы знаем как невозделанное поле, прекрасный райи древо жизни. Она уморила Своим плодом льстивого змия.

Родившая Примирителя грешных с Небесным От­цом поистине может быть названа "Голубицей в руке Ноя, носящей масличную ветвь".Сошествие Сына Божия во чрево Божией Матери прообразовано лествицей Иакова (Быт. 28.17). Некогда Патриарх Иаков ночью видел эту таинственную лест­вицу, боголепно простертую от земли до высот неба. На верху ея стоял Бог. И Пречистая Дева Мария есть мысленная, одушевленная лествица. Она низвела свы­ше во светлости воплощенного Бога и возводит из глубины зла к небесной высоте и Богу верующих во Христа людей.

Ношение Богоматерью Богомладенца Иисуса во чреве без опаления огнем Его Божества прообразова­но было так называемой "неопалимой купиной", виден­ной некогда пророком Моисеем в Хориве (Исх. 3.3). Не­опалимая купина - это то же, что терновый куст, пред очами Моисея горевший и несгоравший. Он, по мысли церковных песнопевцев, есть живой прообраз воплоще­ния Сына Божия от Девы. Подобно тому, как купина горела нетленно и не сгорела, так Дева Мария родила и пребыла Девою. Вещественные же ложесна Ея при этом не опалились Божественным огнем.

Образ Неискусобрачной Невесты некогда начер­тался и в Чермном море. Шествие Израиля по чудесно обнажившийся глубине морского дна без омочения ног и прежняя непроходимость моря по переходе его евре­ями прообразовали бессеменное рождение Девою Хри­ста и нетление Ея девства по рождестве Христовом.

Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежно­сти: Ковчег Завета, очистилище, стамна с манной, жезл Ааронов прозябший, трапеза предложения, семисвечник, миро помазания и золотая кадильница также тесно связываются в литургических творениях с лич­ностью Пресвятой Девы.

Именно Она всесвятая, Богосозданная и свето­носная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его,

великого Архиерея, была первообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа. Устроен­ный Моисеем ковчег хранил в себе скрижали закона, стамну с манной и процветший Ааронов жезл. Точно также Матерь Божия, в период чревоношения Христа, хранила в Себе Богописанные скрижали Нового Заве­та - Само Божие Слово. Чрево Ея было кивотом, со­державшим воплощенного Законоположителя. Ковчег Завета был обложен золотом. И Божию Матерь как бы позлатил Св. Дух Своими озарениями.

Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе Манну Христова Божества, нетленную и пренебесную.

Крышка ковчега Завета называлась у Израиля очистилищем. Поскольку в Божией Матери грешники находят примирение с Богом и прощение от Него гре­хов, то собственно Она подлинное, теплое очистилище верующих.

Ааронов жезл, процветший без напоения, предзна­меновал Пресвятую Деву в том смысле, что Она безмужно и бессеменно родила Цвет Божества, воплощен­ного Сына Божия.

Принадлежности скинии - седьмисвечник, трапеза предложения, кадильница и миро помазания, по мысли церковных песнопевцев, представляют не что иное, как символы то сияния Приснодевы семью дарами Св. Ду­ха, то символы чревоношения Его хлеба жизни и не­вещественного Угля Христа, то Ея молитвы за мир и благоухания в Ней благодати. Вселившийся в Присно-деву неприступный Свет на все века показал Ее про­светительной и златозарной Свечой и Христовым бла­гоуханием.

Евреи, странствуя по пустыне, были водимы огнен­ными и облачным столпами, двигающимися впереди их. В новозаветный период" жизни огненный и облачный столп христиан, — Нового Израиля, - по толкованию литургического богословия, - есть Божия Матерь. Она путеводит христиан к небесной земле обетования во время их странствования по пустыне прельщения.

О благодати Божией Матери повествует камень, из которого Моисей источил воду  и Гедеоново руно.

Оцеживая руно, Гедеон принес полное ведро воды после схождения на него росы. И в ложесна Чистой, как роса на руно, без шума сошел Сущий, - Премуд­рость Безначального Отца, Отчее Слово, воплотившись Духом. Богоматерь же носила во чреве Бога Слова, как руно росу.

Применяя ветхозаветные пророчества к Лицу Пре­святой Девы Марии, послужившей тайне Боговоплоще­ния, церковные песнопевцы называют Ее "Иаковлевой Звездой" и "красотой, избранной из всех родов","одушевленным городом всеми Царствующего","Солнцем селения Христова" и "тучной увлаженной Духом горой, в которую благоволил вселиться Едино­родный Сын Божий".

Для пророка Давида Божия Матерь была предме­том многих славословий, которые он воспевал под аккомпанемент свирели, псалтири и гуслей. Богодухновенный Псалмопевец в благодатном озарении про­рочествует о молениях Богородительнице христиан, стяжавших богатство благодати, называет Ее Своею дочерью и предрекает, что воплотившийся от Нея Сын Божий просветит Ее зарею Духа. Давиду с откры­тым пророчески оком видно вдали грядущих веков, как Богоматерь на небе сияет Своей позлащенной ризой, и поставляется одесную Сына Божия в украшении зо­лотых риз или добродетелей. Пророк Давид вдохно­венно сравнивает Ее с горою Сион, преславною в роды родов, на которую сходит Аермонская роса — Христос,по его образному выражению €в. Богородица как финикова пальма процветает и как кедр умножает плодо­ношение в небесном Ливане и в Церкви на земле.

Премудрый Соломон пророчески именовал Пресвя­тую Деву затворенным садом, источником, запечатан­ным Св. Духом, и Невестой с Ливана, каплющей благовонное миро - Христа. Пресвятая Отчая Не­веста, по Соломонову, украшена золотыми монистами приснодевства и благодати. Пречистый Жених нашел Ее, как розу среди терновника, как чистый цветок в долинах жизни. Дух же Святой говорит Богоневесте устами Соломона: "Приди, Моя ближняя", указывая на Ее материнское дерзновение пред Богом, красоту не­порочности и божественное избрание Ея в Матерь Сы­ну Божию.

В книге Песнь Песней Пресвятая Дева называет­ся еще восходящей от пустыни и одром, на котором опочил воплощенный Бог. Одр окружают, по Соломону, шестьдесят сильных, то есть слова Божественного Писания.

Возглашение Св. Духа: "Кто Эта, ныне восходящая от пустыни", относится к славному восхождению Пре­святой Богородицы на небо после Успения.

В речах великого пророка Исаии ясно отмечается рождение Христа Девою и Ея приснодевство после Рождества. От Чистой Девы, - жезла из корня Иессеева, - пророчествует Исаия, - произрастет неувяда­емый цвет жизни — Христос. Он родится от девствен­ного чрева подобно тому, как дождь выпадает из обла­ка, и будет опочивать на руках Богоматери как на легком облаке. (Ис. 7.14; 11.1).

Во время бегства св. семейства в Египет от Иро­да, Господь Спаситель действительно, как на облаке, опочивал на руках Пречистой Матери. Для верующих во Христа, Божия Матерь является также облаком мысленного присносущного света. Она непрестанно осеняет их благодатию и разгоняет в их сердцах тьму прельщения. (Ис. 19.1).

У пророка Исаии встречаются и другие именова­ния Приснодевы Марии, как носительницы во чреве Бога Слова. Так, Она называется огневидным престо­лом Бога Вседержителя, на котором Господь воссел, как человек и Запечатленной Книгой, тайны которой никто из смертных не разумеет.

В Божией Матери Отчим перстом, то есть Св. Ду­хом, непостижимо написалось Слово Отчее, написующее спасаемых в Книге жизни. На основании виде­ния пророка Исаии, Пречистая в литургическом бо­гословии еще уподобляется пламенноносным клещам, несказанно принявшим Божественный Уголь. Это срав­нение вытекает из тех соображений, что воплотивший­ся из Девы Христос - Божественный Угль, не опалил Ее, но лишь просветил.

В видениях пророка Иезекииля Божия Матерь со­зерцается под образами херувимской колесницы Сло­ва, всеблагословенной и светоносной, и непроходи­мой двери, смотрящей в Едеме на восток (Иезек. 44. 1-2). Этой дверью, - по свидетельству пророка, -никто из людей не прошел, кроме одного Бога Слова.

Божия Матерь есть подлинно восток мысленного солнца на западах падшего человеческого естества, дверь мысленного востока, явившегося с неба и вра­тами умного света, то есть Господа Спасителя. Вопло­тившийся Господь прошел чрез непроходимые, заклю­ченные врата Приснодевы, и они остались затворен­ными.

Церковные песнопевцы усматривают таинство Рождества Христова, между прочим, и в факте невредимого пребывания трех благочестивых отроков в рас­каленной вавилонской печи. Их не опалил седмикратно разженный огонь. Подобным образом нестерпимый Бо­жественный Огонь своим вселением в ложесна Присно­девы не опалил их, но сохранил невредимыми.

Пророк Даниил провидел Христово воплощение от Девы под образом несекомой горы (Дан. 2.34), от ко­торой, без помощи человеческих рук, отсекся камень, ударил в истукан, стоявший пред горой, и разбил его.

Несекомая гора есть Приснодева Богородица, от Нея отсекся без помощи рук или девственно родился честной Краеугольный камень Христос и разбил де­монские капища с находившимися в них идолами.

Созерцанию пророка Аввакума таинство воплоще­ния Сына Божия от Приснодевы Марии предносится в виде таинственной горы, приосененной лесной чащей. Из чащи или заросли леса приходит Святой Бог. Мыс­ленная Божия гора, по толкованию церковных песно­певцев, есть Пресвятая Богородица, орошенная Духом и приосененная добродетелями. Из Нее пришел Христос Господь рождением. Возросши, Он Своею добродете­лью покрыл небеса и спас от гибели падший челове­ческий род.

Таковы церковно-литургические ссылки на ветхо­заветные подобия, прообразы и пророчества о бессе­менном Христовом Боговоплощении.

Переходя к событиям Нового Завета, литургичес­кое богословие описывает прежде всего тайну зача­тия Приснодевою Мариею Христа Спасителя.

Господь благоволил зачаться плотски во чреве Ея во время благовещения Архангела Гавриила.

Бесплотный Архистратиг, тайно в разуме приняв повеленное Богом слово к Деве, со тщанием, то есть с опасливостью, как бы Ее не смутить, предстал пред Нею в доме Иосифа Обручника. После известного из Евангелия приветствия, он возвестил Ей Божие изво­ление о бессеменном зачатии от Нея Сына Божия. "В Тебе, Неискусобрачная, - как бы так говорил Де­ве Архангел, - неизменно вмещается Сам прекло­нивший промышлением небеса. Видя Его, принявшего образ Раба в Твоих ложеснах, я с ужасом побуждаюсь восклицать Тебе: "Радуйся, Невеста Неневестная".

Пречистая, слыша Архангельское приветствие, не усумнилась в истине благовещения, как некогда жена Авраама Сарра в своем шатре, но говорила "Вот, Я раба Господня. Будь Мне по Твоему слову".

С вещанием Деве воли Божией Архистратигом — Господь, Владыка всех, и воплотился в Ней, - святом Кивоте.

Св. Дух по благоволению Отчему Своим наитием соделал Пресвятую Деву пречистым храмом Сыну Вышнего, оживотворил Ея плоть и душу, и дал Ей си­лу плотски нетленно зачать Безначальное Слово, Бо­жественно рожденное от Отца прежде веков. При наи­тии Св. Духа на Деву Марию Непричастный образу Сын Божий, сошед в освященную девическую утробу, приединил Себе человеческое естество в Деве и осуществовал Себя по нашему образу, не преложившись Бо­жеством.

Ввиду этого Пресвятая Дева есть истинно Божия Невеста. Она нетленно восприяла славу Духа Божия и бесстрастное вхождение в Свое естество Невидимо­го Сына Божия, Который, воплощаясь, отверз врата Ея естества, Она богомужно зачала Эммануила, сугубо естеством.

Какое пред нами неисследимое самоопустошение Сына Божия ' По благоволению Отца и Духа и Своему изволению, Он, сущий в невещественных Отчих недрах,

вселяется во чрево Девы и здесь плотски созидает­ся ради человеческого спасения. В девятимесячный период чревоношения Господа Спасителя Божия Ма­терь носила в Себе Того, на Кого не могут взирать Серафимы  и неневестно вместила Невместимое СЛО­ВО.

Безлетный Сын Ея, находясь в матерних недрах, не отступал в то же время от Седения в недрах Отчих, как Вездесущий.

Чрево Богоматери было пространной палатой Царя и Бога, освященной Церковью, Его не опалил Огнь Божества. В нем обложенный человеческим образом Девы восседал неописанно Седящий в недрах Отчих, Новый Адам, ради спасения ветхого Адама и его по­томства. Он взял плоть от Пречистой утробы Девы, чтобы ее свыше наздать и очистить от первородной порчи.

По прошествии естественного срока чревоношения Божия Матерь безболезненно родила Спасителя, - бес­плотного Бога, обложенного плотью, прозрачную струю бессмертия и жизнь вечную.

Как не изумляться безмужному рождению Христо­ву от Пречистой Девы ! Всенепорочная, не утратив девической славы, обогатилась материнской честью,по страшном рождении Господа сохранилась чистой Девой, родила безмужно Родившегося от Отца предвечно без матери. Потому Она Дева до рождества, Дева в рождестве и Дева по рождестве. Из Нея, как бы из невспаханной борозды, изник колос жизни -Христос Господь. Он оделся одеждой плоти, истканной из чистых кровей Пресвятой Девы, и при исшествии из чрева   сохранил целыми знаки Ея девства.

Рожденный Пречистою Богомладенец, - древнейши Адама, - уневестил Себе плоть, торжественно при-мирив в Своем Лице два естества - Божеское и чело­веческое. Естества соединились в Нем неслитно и без разделения на два лица. Спаситель соединил в одном Лице Своем два естества, две воли и два хотения.Он - Бог плотоносец и пресущественный человек, но­ситель естества - человеческого и невещественного Божественного. Божией Матерью человеческое суще­ство присоединилось к нестерпимому огню Божества и в Ней как бы испекся сокровенный Хлеб Жизни. Она - вместилище соединения Бога с человеком, светлей­шее золота. Чрез Нее Бог явился на земле, и как че­ловек беседовал с людьми.

На Своих объятиях Богоматерь носила Сына, -Недремлющее Око, - Который несказанно весь в От­чих недрах, весь со ангелами и весь с людьми, от Своих сосцов питала Питателя мира.

Изложенные литургические мысли ярко показыва­ют, насколько исключительно высоко достоинство Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. В Ея Лице явилось на земле как бы небо, светлейшее и большее вышнего надземного неба. Чрез Нее отверзлось чело­вечеству Небесное Царство и стала доступна людям жизнь в общении с ангелами. Верующих во Христа Она воззывает в рай, облекает в нетление благодатию и отверзает им врата Божией милости.


Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая