На главную
страницу

Учебные Материалы >> Аскетика.

ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА АВВЫ ИОАННА, ИГУМЕНА СИНАЙСКОЙ ГОРЫ,ЛЕСТВИЦА

Глава: СЛОВО 27. О священном безмолвии тела и души

1. Мы, будучи всегда как бы купленными и крепостными рабами нечистых страстей, по собственному опыту отчасти знаем обольщения, обычаи, волю и коварства духов, влады­чествующих над бедною нашею душою. Но есть и другие люди, которые имеют ясное познание козней бесовских действием Святого Духа, избавившего их от мучительства сих супоста­тов. Ибо иное дело судить об отраде здравия по болезненным ощущениям недуга; а иное дело, по благодушию в здравии познавать и различать скорбь, происходящую от болезни. Посему мы, как немощные, боимся теперь в слове сем любо­мудрствовать о пристанище безмолвия, зная, что при трапезе доброго братства всегда предстоит некоторый пес, стараю­щийся восхитить с оной хлеб, то есть душу, и держа ее в своих челюстях, отбежать и пожрать ее в безмолвии. Итак, чтобы слово наше не дало места адскому оному псу, и вины ищущим вины (то есть повода искушаемым безвременным желанием безмолвия), мы считаем, что нам не должно теперь беседовать о мире с мужественными воинами Царя нашего, находящимися на брани. Скажем только, что и тем, которые мужественно подвизаются в общежитии, сплетаются венцы мира и тишины. Впрочем, если угодно, для одного по крайней мере понятия о безмолвии, побеседуем о нем вкратце, чтобы не опечалить некоторых тем, что, говоря о других пред­метах, попустим сей без всякого о нем слова.

2.  Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нра­вов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль.

3. Любитель безмолвия имеет мужественный некий и стро­гий помысл, который недремленно стоит в дверях сердца, и приходящие помыслы убивает или отражает. Безмолвствую­щий в чувстве сердца знает сказанное мною; а кто еще младе­нец в безмолвии, тот сего блага не вкушал и не знает.

4. Духовно-разумный безмолвник не имеет нужды в словесных наставлениях; ибо он вместо слов просвещается самыми делами.

5.  Начало безмолвия состоит в том, чтобы отражать вся­кий шум врагов, как возмущающий глубину сердца; а ко­нец безмолвия в том, чтобы и не бояться их тревог, но пребывать без ощущения к ним. Безмолвник, исходящий из келии телом, но не исходящий словом (на беседы), бы­вает кроток, и весь — дом любви. Непоползновенный на многословие бывает неподвижим и на гневе; противное же сему само собою явно.

6.  Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливает­ся удерживать в пределах телесного дома. Подвиг ред­кий и удивительный.

7.  Стережет видимую мышь кошка; а мышь невидимую мысль безмолвника. Не отвергай сего сравнения; если же иначе, то ты еще не познал, что такое безмолвие.

8. Не так (спасается) уединенный монах, как монах, живущий с другим монахом. Ибо уединенный имеет нужду в вели­ком трезвении и в неразвлекаемом уме. Сожительствующему с дру­гим часто помогает брат; а безмолвнику споспешествует Ангел.

9.  Умные Силы небесные сослужат безмолвствующему ду­шою, и любовно с ним пребывают; о противном же умолчу тебе.

10.  Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться.

11.  Небезопасно плавать в одежде; небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

12.  Келия безмолвника заключает в себе тело его; а внутри оного заключается храмина разума.

13.  Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске.

14.  Тем, которые борются с телесного похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, если они только имеют наставника. Ибо уединенная жизнь требует Ангельской крепости. Я говорю здесь об истинных безмолвниках по телу и по душе.

15.  Безмолвник, разленившись, начинает говорить ложное, некоторыми намеками побуждая людей, чтобы они убедили его оставить безмолвие, а оставив келию, он обвиняет в этом бесов, не зная того, что сам был себе бесом.

16.  Видал я безмолвников, которые пылающее свое желание к Богу насыщали безмолвием ненасытно, и порождали в себе огнь огнем, рачение рачением, и вожделение вожделением.

17.  Безмолвник есть земной образ Ангела, который на хар­тии любви рукописанием тщания освободил молитву свою от лености и нерадения. Безмолвник тот, кто явственно вопиет: готово сердце мое, Боже (Пс. 57, 8). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П. Песн. 5, 2).

18.  Затворяй дверь келии для тела, дверь уст — для бесов, а внутреннюю дверь души — для лукавых духов.

19.  Тишина и зной солнечный в полдень обнаруживают терпение мореплавателя, а недостаток жизненных потребнос­тей изъявляет терпение безмолвника. Первый от малодушия купается в воде, а последний от уныния ищет многолюдства.20.  Не бойся шума скаканий бесовских; ибо плач не знает боязни, и не приходит в ужас.

21.  Те, которых ум научился истинно молиться, глаго­лют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя. А кото­рые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоля­ют царя. Если ты собственным опытом научился художест­ву молитвы, то слово мое для тебя понятно.

22.  Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды.

23.  Когда страж сей утрудится, то встает и молится; а по­том опять садится и мужественно принимается за первое дело.

24.  Некто, опытом познавший сказанное мною, хотел вой­ти в тонкое и подробное рассуждение о сем предмете; но убоялся, чтобы делателей не привести чрез то в леность, и звуком слов своих не устрашить усердно желающих при­ступить к сему деланию.

25.  Кто входит в подробное и тонкое рассуждение о безмол­вии, тот вооружает на себя бесов; ибо никто лучше его не может объяснить их бесчиния и коварств.

26.  Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств; но не вошел в оную, если бы не увидел и не услышал прежде дыха­ния бесовских ветров и возмущения волн искушений; а, может быть, ими и обрызгался. Сказанное нами подтверждает Апос­тол Павел; ибо если бы он не был восхищен в рай, как в безмолвие, то не мог бы услышать глаголы неизреченные. Ухо безмолвника приимет от Бога дивные откровения; пото­му всемудрое безмолвие и говорит через Иова: не приимет ли ухо мое предивных от Него (Иов. 4,18)?

27.   Истинный безмолвник, не желая лишиться сладости Божией, так удаляется от всех людей, без ненависти к ним, как другие усердно с ними сближаются.

28. Иди, и расточи имение твое вскоре (ибо слово: продаждь, требует времени) и даждь нищим (Мф. 19,21), что­бы они молитвою помогли тебе в обретении безмолвия; и возь­ми крест твой, нося его послушанием; и тяготу отсечения воли своей крепко терпя; потом гряди, и последуй мне к со­вокуплению с блаженнейшим безмолвием; и я научу тебя ви­димому деланию и жительству умных Сил. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя. Невеществен­ные не попекутся о веществе: не попекутся и о пище живу­щие в теле подобно бестелесным. Первые не чувствуют нуж­ды в пище; но и последние не потребуют человеческой помо­щи в пропитании. Те небрегут о деньгах и стяжаниях, а сии — о бесовских озлоблениях. Нет в горних желания видимой твари: нет и в сих, мудрствующих горняя, желания видеть чувственное. Ангелы никогда не перестанут преуспевать в люб­ви: не перестанут и безмолвники ежедневно стремиться под­ражать им. Тем не неведомо богатство их преуспеяния: не безызвестно и сим рачение к восхождению. И те не остано­вятся, доколе не достигнут превыспреннего устроения Се­рафимов: и последние не перестанут простираться вперед, пока не будут Ангелами. Блажен надеющийся наслаждать­ся столь высоким блаженством; преблажен, кто удостоится оного в будущем веке; но тот, кто уже наслаждается сим блаженством, есть Ангел.


Краткое содержание предыдущих слов СЛОВО 27. О священном безмолвии тела и души О различных видах безмолвия