На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

Глава: НАЧАЛО УТРЕНИ

Звон к утрене

Теперь начинается вторая и важнейшая часть бдения — утреня. Начало ее отмечается звоном. «По чтении же великом Деяний св. апостол (или по­сланий) исходит параекклисиарх и клеплет в великий и в прочая кампаны». Не указано, что сначала в один великий, а потом во все, как пред началом бдения, потому что это не благовест (начальный звон), требующий особой продолжительности, а только «знамение» о начале утрени. Продолжитель­ность его поэтому совершенно не определяется.

 

По древним уставам

По древним редакциям Иерусалимского устава, в начале утрени на бде­нии полагался не только звон, но и каждение, а по нек. слав, спискам устава и возглас, но звон был только в один большой колокол или било. Груз., греч. ркп. и греч. печ. изд.: «кандиловжигатель, приготовив кадило, входит и знаменает в великое; иерей же кадит». Слав. ркп. XIV в. (Моск. Синод, библ. № 328/383 и 329/384): «кандилаптис сотворяет поклонение игумену или месту его и шед звонит. По скончании же того иерей сотворить покло­нение игумену и вшед в олтарь, взем кадило и вкладает темьян и творит мо­литву кадилу, таже прекрестить трапезу кадилом и возгласить: Благословен Христос (№ 329 без «Христос») Бог наш всегда...». Слав. ркп. XV и XVI в. (например, № 678/386 и Киевск. Акад. муз.) не говорят ни о каждении, ни о возгласе, а о звоне прибавляют: «в великое древо и в прочая, аще суть»; так и старообр. устав; о звоне см. также Служ. Моск. изд. 1602 и 1647 г. (вы­ше, с. 610), где он указывается в три приема.

 

Начальные стихи утрени

Начинается утреня бдения ангельскою песнью при рождении Спаси­теля «Слава в вышних Богу» (Лк. 2,14), как ею же в более распространен­ном виде она и оканчивается; это, конечно, ввиду того, что с события, положившего начало нашему спасению, и притом происшедшего ночью, и с прославления его естественно начать ряд дневных служб. Ввиду особой важности этой краткой песни, представляющей не человеческое произве­дение, она повторяется три раза в честь Св. Троицы. Предпославши такую высокую песнь, молящиеся решаются начать и собственную хвалу и в чув­стве своей неспособности к ней просят Божественного содействия, опять не своими словами, но боговдохновенными, хотя уже исшедшими из чело­веческих уст, стихом Пс. 50, 17: «Господи устне (евр. sephathaj, χείλη, гу­бы) мои отверзеши и уста (евр. pi, στόμα, рот) моя возвестят хвалу Твою». Молитва здесь выражена в будущем уверенности. Стих особенно подхо­дил к тому времени, когда служба импровизировалась. Он повторяется дважды, как бы для каждого лика. Составляя начало службы, оба стиха, однако, должны стоять в ближайшей связи с первым отделом ее, каким в службах всегда являются псалмы. Псалмы и в данном случае начинают службу, указанные же стихи рассматриваются только как начальный при­пев их. Это выражается тем, что стихи по исполнению не отделяются от следующего за ними шестопсалмия, произносятся так же, как оно, и тем же лицом (см. ниже).

 

История их

«Слава в вышних Богу» входило издревле в состав литургии. Литургия Апостольских Постановлений имеет этот стих пред самым приобщением; наша и несторианская литургия, приписываемая ап. Фаддею, имеют его в самом начале; римская — тоже в начальной части и в форме 1-го отдела на­шего великого славословия. На утреню стих перешел, может быть, под вли­янием перенесения литургии на утро и соединения ее с утреней. На ней он упоминается в древнейших списках Иерусалимского устава, но на буднич­ной утрене, а не на воскресной, где прямо указывается шестопсалмие. — Стихом «Господи устне мои отверзеши», произносимым трижды, предпи­сывает начинать утреню прп. Венедикт; по замечанию комментаров Вене­дикта, стихом этим разрешалось обязательное ночное молчание, почему при нем было в обычае осенять рот крестным знамением. И нынешняя римская утреня начинается им. Им же начинается армянская полунощница (= утреня), с произнесением тоже трижды (Вступ. гл., 299). Лионская ли­тургия имеет его пред Евангелием. На иерусалимской утрене он появляет­ся в ркп. одновременно с первым стихом, и оба сразу в нынешнем способе исполнения, т. е. с произнесением первого трижды, а второго дважды, и в непосредственной связи с шестопсалмием, от которого они, следовательно, никогда не отделялись но способу исполнения, т. е. пелись так, как шесто­псалмие (см. ниже).

 

План утрени

Наша утреня, как и римско-католическая, заметно распадается на четы­ре части соответственно 4 «стражам» ночи, так как прототипом утрени бы­ло древнее бдение (вигилия), занимавшее под праздники всю ночь. Части эти: 1) шестопсалмие с великой ектенией и Бог Господь; 2) кафизмы с Не­порочными или полиелеем и Евангелием; 3) канон; 4) хвалитны со славо­словием и ектениями.

 

1-я часть утрени

Первая часть утрени, как и вторая, постепенно возводит молящихся от грустно-покаянного настроения, основного для христианина, к радости о Боге. Такое восхождение в 1-й части утрени имеет три ступени: шестопсал­мие, ектению и Бог Господь. От некоторой скорби, которою дышит первое, вторая — ектения — переводит нас в молитву просительного характера, возбуждаемая которой надежда уже близка к дышащему в Бог Господь тор­жеству.

ИНОСЛАВНЫЕ ВЕЧЕРНИ НАЧАЛО УТРЕНИ ШЕСТОПСАЛМИЕ