На главную
страницу

Учебные Материалы >> Гомилетика.

Поль  Л. Сопер. ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

Глава: ПРИЛОЖЕНИЕ   I  РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ

В задачу настоящего краткого обсуждения не вхо­дит детальное и всестороннее ознакомление читателя с выступлением по микрофону. Желательно лишь дать учащемуся краткое наставление на случай, если ему придется говорить по микрофону усилительной установ­ки или в радиостудии. С ним также полезно ознако­миться на занятиях, когда некоторые речи записываются на пленку и, следовательно, возникает необходимость пользоваться микрофоном.

Подготовка и выступление перед микрофоном в основном не отличаются от обычных выступлений. Не приближайтесь к микрофону с особым чувством или на­деждой на успех. Посылая свой голос в эфир, вы долж­ны с начала до конца быть верны себе. Не пытайтесь подражать некоторым дикторам радиовещания и телеви­дения, вызывающим ваш восторг. Надо иметь, что ска­зать, и сказать это с предельной искренностью и серь­езностью. Но, если вы очень заинтересованы в работе на радио или в телевидении или вам часто приходится говорить в микрофон, запишитесь на специальные кур­сы или по крайней мере изучите рекомендованные посо­бия.

 

А. РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ УСИЛИТЕЛЬНОЙ  УСТАНОВКИ

Речь по микрофону усилительной установки требует гораздо меньше отступлений от приемов обычной речи, чем речь из радиостудии. Тем не менее следует счи­таться с некоторыми ее особенностями.

 

1.   ГОЛОС

Единственное назначение усилительной радиоуста­новки — увеличить слышимость в больших помещениях или за их пределами. Поэтому самый процесс вещания коренным образом отличается от обычной речи. Орато­ру необходимо перестроить свои голосовые возможности. Наиболее частая ошибка неискушенных ораторов за­ключается в том, что они начинают кричать в микрофон, и обычно на высоких нотах. Кроме того, многие счи­тают, что усилительная установка только экономит си­лы, и говорят монотонно и без воодушевления.

Ораторы, имеющие опыт в выступлениях по микро­фону, знают, что усилительный механизм для непринуж­денной и насыщенной интонациями речи дает больше возможностей, чем это допускают условия просторных помещений. Они пользуются тем обстоятельством, что недостатки голоса до некоторой степени искупаются пол­нотой звучания.

Не имеет значения, насколько совершенна установ­ка: ее эффективность имеет свои минусы — звук менее разборчив, тембр искажается. Всегда возникают чрез­мерная отражательная звонкость, хаотичность звуча­ния; некоторые согласные приобретают несоразмерно увеличенную выпуклость. Это главным образом отно­сится к согласным «т», «п», «с», «ш» и «ч».

Указанные недостатки можно преодолеть с по­мощью а) особенно четкой артикуляции, б) несколько сниженного темпа речи, в) равномерного, устойчивого воздушного потока (при выдохе) во избежание взрыв­ного звучания, г) отчетливых перемен в длительности и высоте за счет крайних изменений в силе звучания.

Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, вы должны прежде всего добиться непринужденного тона, характерного для обычной беседы. В дальнейшем сле­дует достичь энергичного и полного звучания, причем не­обходимо отличать выразительность от громогласности.

Просмотрите раздел о тембре в главе VIII и практи­чески займитесь вопросом, как передавать чувства при помощи изменений самой окраски звука, а не его силы. Также следует снова уделить внимание всему, что относится к вопросу об элементах темпа в главе VIII, и заняться повышением выразительности речи при по­мощи увеличения длительности звучания и применения пауз.

 

2.   ПОВЕДЕНИЕ У МИКРОФОНА

Всегда говорите «а одном и том же расстоянии от микрофона. Но, поскольку устройство микрофонов и усилительных установок различно, вы должны по воз­можности заранее выяснить, все ли в порядке и на ка­ком расстоянии от микрофона надо стоять. Обычно по­лагается стоять на расстоянии восемнадцати дюймов. Вам необходимо знать, направленного или ненаправ­ленного действия аппаратура. Если она направленного действия, то следует говорить прямо в микрофон. Мно­гим не мешало бы напомнить, что микрофон обладает раздражающей сверхчувствительностью к шумам, воз­никающим, когда его передвигают, когда покашливают, причмокивают, шаркают ногами, стучат по пюпитру...

Микрофон не должен стеснять свободу движений. Разумеется, нельзя разгуливать около него; покачива­ние с боку на бок или вперед и назад вызывает то на­растание, то замирание звука. Но мимика, жесты, со­размерные движения корпуса, плеч, головы весьма же­лательны, как и при отсутствии микрофона.

Рекомендуемые приемы требуют практики. При под­готовке к выступлению репетируйте перед каким-нибудь предметом, изображающим микрофон. Приучайтесь к жестикуляции, которая совместима с речью перед ним. Привыкайте смотреть не в микрофон, а поверх него и из-за него на слушателей.

 

Б. РЕЧЬ В РАДИО - И ТЕЛЕСТУДИИ

Речь в телестудии менее отличается от обычного публичного выступления, чем речь в радиостудии. Но в данном случае предъявляются некоторые особые тре­бования и возникают проблемы, общие для речей по радио и телевидению

 

1.    УВЕРЕННОСТЬ  В СЕБЕ

«Микрофонобоязнь» не заслуживает того внимания, какое ей обычно уделяют. Только немногие ораторы поддаются страху, но даже они, за редкими исключе­ниями, были в состоянии преодолеть его. Советы, как развить уверенность в себе, изложенные в главе II, вполне приемлемы и в данном случае. Но один из них по особым причинам имеет совершенно обязательное значение для выработки уверенности в себе при выступ­лении по радио, а именно устно репетировать речь по нескольку раз в пустой комнате. Таким образом у вас создастся весьма близкое представление об обстановке радиостудии, где будете говорить без выгодной для вас возможности следить за реакцией слушателей. Если вы научитесь хорошо говорить, не имея перед собой ауди­тории, то сможете так же хорошо говорить и по радио.

Во время репетиций и при произнесении речи из студии полезно вообразить, что перед вами сидит не­сколько человек. Ваш голос дойдет до многих тысяч лю­дей. Но вы их не должны представлять себе как безли­кую человеческую массу. Находясь в гостиной, вы пре­имущественно обращаетесь к одному или в крайнем слу­чае к нескольким из присутствующих там лиц. Пред­ставьте, что таких гостиных много... Почему это должно пугать вас? Если вдуматься, нужно гораздо меньше смелости незримо обращаться к рассеянным здесь и там отдельным лицам, чем говорить, имея перед собой целое скопление людей.

 

2.  СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧИ

В отношении содержания и плана речь должна от­вечать четырем требованиям.

 

а) Речь должна с начала и до конца быть захватывающе интересной

Многие ораторы, говорящие с трибуны, удерживают слушателей только потому, что было бы неприлично со стороны аудитории начать расходиться. Для радио-

слушателя, которому надоело слушать, это не препят­ствие. Он просто выключает приемник или совершен­но не обращает внимания на скучную передачу. К то­му же радиослушатели крайне ленивые люди. Они спо­койно отдыхают у себя дома. Одни желают развлечься и приятно провести время. Другие хотят несколько отрешиться от обыденщины и дать пищу чувствам. Мно­гим хотелось бы узнать что-нибудь новое, возбужда­ющее интерес и любознательность.

Если вы направите в эфир пять плоских, бесцветных фраз, не надейтесь, что шестая прикует слушателя к приемнику. Вас, наверное, уже успели «выключить». Вводные замечания должны быть краткими, целе­устремленными и, несомненно, интересными, все после­дующие — свободными от «общих мест». Пример вплот­ную идет за примером; заранее намечены пункты, осве­жающие внимание. Ни одно положение не прорабаты­вается столь исчерпывающе, как в обычных речах; пере­ход от одного раздела к другому происходит быстро; фразы коротки, не более чем в 20 слов. Слово — в дан­ном случае единственное средство общения; оно долж­но быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отли­чаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из простран­ных выводов.

 

б) Речь должна   быть   подготовлена   для   выступления перед небольшой аудиторией

Речь по радио носит характер совершенно неофици­альной беседы как в отношении структуры, так и в от­ношении словесного материала. Подумайте, каким язы­ком вы говорите с некоторыми вашими знакомыми. Вы пользуетесь многими сокращениями в вопросительно-отрицательных предложениях . У вас часто встречаются разговорные переходы: «Так что же вы думаете об этом?..» «Я знаю, что вы думаете,    и согласен   с вами, но...», «Допустим, это так...» Вы пользуетесь по возмож­ности только простыми, привычными техническими тер­минами. Вы не тратите время на тщательную внешнюю отделку и идете к цели наикратчайшим путем.

 

в) Речь должна быть обращена к разнородной публике

Состав ваших слушателей зависит от времени дня, местности, широковещательной кампании и характера программы. Но, подготавливаясь к речи, следует исхо­дить из того, что вас будут слушать люди всех возра­стов, профессий, вероисповеданий, рас, разного куль­турного уровня, люди с различными интересами. Обра­щения по эфиру должны быть универсальными. Адольф Берли, одна из речей которого была подвергнута ана­лизу выше, утверждал, что лучший совет, как говорить по радио, дал ему покойный президент Рузвельт. Руз­вельт объяснил, что хорошая речь по радио должна содержать определенный призыв ко всем классам или группам населения и поэтому обладать более развитой и разнообразной мотивировкой, чем прочие речи. Имен­но таким образом оратор восполняет недостаток, за­ключающийся в том, что законы массовой психологии неприложимы к радиослушателям. Стоит не пожалеть времени и снова просмотреть вышеприведенную речь Берли, обращая внимание на приемы мотивации.

Поскольку речь по радио направлена к разнохарак­терной аудитории, никогда не говорите ничего такого, что задело бы людей той или иной национальности, ре­лигии или содержало бы неуважительный отзыв о ка­кой-нибудь группе населения. Такт прежде всего. Не говорите свысока, не прибегайте к снисходительному тону в отношении какой-либо части аудитории; опасай­тесь неточностей, клеветнических заявлений, пошло­стей, аффектации.

 

г) Речь должна достигать цели, будучи только воспринята на слух

Отсутствие зрительных восприятий у радиослушате­ля всегда самый серьезный недостаток. Вспоминая о хороших выступлениях по радио, вы, наверное, согласи­тесь, что эти речи были несколько длинными сравни­тельно с обычными речами именно для восполнения ука­занного недостатка. Так надо поступать и вам! Глав­ное— сделать почти всю речь конкретной и в какой-то мере звучащей по-новому. Существует три целесообраз­ных способа: метод интервью (некоторые, например, прибегают к форме повествования о самом себе), метод создания зрительных представлений об обстановке и метод инсценировки. Если нужно объяснить изготовле­ние какого-нибудь блюда или описать предметы до­машнего убранства, беседу следует вести так, как будто вы в данный момент рассматриваете их, берете в руки и показываете их особенности. Слушатель должен слов­но видеть то, о чем ему говорят. Вы произносите такие фразы: «А теперь заглянем внутрь...» «Сейчас  я добав­лю еще кое-что из кулинарного рецепта...» Звуковые эффекты, если их можно применить, чрезвычайно по­лезны, так как они оживляют зрительные представле­ния.

Если придется говорить по радио, перечитайте все относящееся к вопросам об интересе и ясности в гла­ве X. Помните, что данные там указания, как сделать содержание конкретным и доходчивым, вдвойне приме­нимы в речи по радио. Прочитайте речь «День победы в Европе», произнесенную Эдвардом Р. Мэрроу (прило­жение IV). Проследите, какие места в ней производят особенно глубокое впечатление. Кстати, много ли су­ществует речей, которые так непрерывно затрагивали бы чувства и переживания и вызывали бы эмоции одну за другой?

Например:

 

Лондон — любопытный город. Кажется, ничем его не смутишь, даже немецкими снарядами по­следнего образца... Здесь есть маленькие улочки, где можно было свести какое-нибудь знакомство. Сегодня вечером легко вообразить, как по ним гу­ляют твои друзья — ребята, которых пришлось наблюдать спускающимися у Ремагена; летчики, которых ты видел, как они в огне шли вниз над Берлином и над десятком других объектов. Не­вольно задаешь себе вопрос, что с нашими пар­нями, которые обычно стояли здесь на углах, в такой дали от родины, такие одинокие. Это были солдаты. Они готовились к дню высадки, ждали его и затем доказали, что жили они не только славой предков.

 

3.    ПРОИЗНЕСЕНИЕ  РЕЧИ В РАДИО- И ТЕЛЕСТУДИИ

 

а) Составление и проработка рукописи

Не говорите только по конспекту, если не имеете к тому особых оснований. За исключением выступлений в групповых дискуссиях, вам, скорее всего, этого и не позволят. Кроме случаев передачи по телевидению, вам не придется и заучивать речь наизусть. «Фактически речь по радио представляет чтение по радио». Но это совсем не означает, что вы можете приступить к чтению сразу, без нескольких репетиций. Закончив редакцию текста и вслух прочитав его, чтобы убрать все, что «не звучит, как живое слово», перепечатайте его на бумаге обычного формата в два интервала, с полями в два дюйма. Подчеркните выразительные слова и фразы и внесите пометки, помогающие устной подаче текста. Во время репетиций следует зафиксировать время, не­обходимое для произнесения речи. Затем рекомен­дуется заключить в скобки фразы, которые в случае не­обходимости можно опустить. Целесообразно также включить несколько фраз, которые могут быть сказаны, если заметите во время передачи, что говорите быстрее, чем при репетировании.

 

б) Голос и произношение

Изложенные выше указания, относящиеся к голосу и манере держать себя во время речи по усилительной установке, вполне приемлемы и в данном случае. Избе­гайте монотонности — обычного недостатка у лиц, высту­пающих по радио, но и не стремитесь к чрезмерной вы­разительности,    не «чеканьте»    слова,    не «изрекайте»: разнообразия интонаций и четкости речи вполне до­статочно. Не старайтесь изменить естественную высоту голоса. Внимательно следите за тем, чтобы не говорить слишком быстро, но и не затягивайте пауз в особо вы­разительных местах между отдельными словами и фра­зами, как это иногда бывает целесообразно делать, когда аудитория видит вас.

Никогда не кричите в микрофон. Громогласность должна уступить место насыщенному звучанию. По словам Эдгара И. Уиллиса   («Основы радиовещания»):

Насыщенность звучания речи определяется тем, насколько в каждой фразе ощущается ее жи­вотрепещущий смысл, насколько создается впе­чатление, что слова, порождаемые эмоциональ­ной мощью, идут из источника, скрытого в глу­бинах души  оратора.

Проф. Уиллис также указывает, что речь по радио требует особого внимания к контролю дыхания:

Психическое напряжение во время речи по ра­дио может вызвать поверхностное дыхание — ды­хание грудного типа. Становится слышно, как человек при каждом вдохе «ловит воздух». Мик­рофон подхватывает эти случайные звуки и пере­дает их в эфир вместе со словами оратора. Толь­ко сосредоточив усилия на управлении дыханием за счет работы диафрагмы, можно практически избежать возникновения таких нежелательных шумов .

Хотя бы один раз прорепетируйте речь перед знако­мым, достаточно сведущим, чтобы вскрыть ошибки в произношении и подаче текста.

Никогда не прибегайте к несвойственному вам про­изношению. Если вы из Новой Англии и выступаете в Чикаго, не старайтесь произвести впечатление, что вы — житель Чикаго. С другой стороны, если вы собираетесь работать на радио, надо выработать общепринятое аме­риканское произношение, по крайней мере настолько, чтобы свести на нет наиболее заметные черты местного диалекта.

 

в) Манеры

1) Во время речи по радио не думайте, что если ра­диослушатели не видят вас, то можно подавить физи­ческую активность. Всячески старайтесь оживить мими­ку, жестикуляцию и прочие приемы внешней вырази­тельности. При этом следует не забывать о полагаю­щемся расстоянии от микрофона. Отказаться от внешних проявлений активности — значит снизить силу и вырази­тельность голоса.

 

2) Во время речи по телевидению оратор придер­живается тех же правил, как и при обычном выступле­нии. Но телепередачи в большинстве случаев идут в виде групповых дискуссий или в форме вопросов-ответов. Вас попросят присесть за стол, и нужно держать себя про­сто и непринужденно, как полагается в такой обста­новке. Репетиции — за столом и перед воображаемым микрофоном — помогут вам определить, в чем должна выразиться внешняя активность и какие движения бу­дут излишними. Избегайте резких движений, которые выведут вас за рамки кадра, не делайте широких же­стов, уместных в большой аудитории.

 

г) По приходе в студию...

В студию нужно явиться заблаговременно до вы­ступления, чтобы иметь возможность отдышаться и ус­покоиться. По прибытии не суетитесь, не приставайте с вопросами к обслуживающему персоналу. Вам и без того объяснят, когда наступит время, что следует знать выступающему: где сидеть или стоять. Перед началом ре­чи проверьте, в порядке ли страницы заготовленного текста. Перелистайте их, если они не сколоты, возможно тише. Они должны быть пронумерованы. Начинайте речь не спеша, в дружеском тоне. Если произошла об­молвка,  немедленно  произнесите  слово  правильно  без извинений. Заканчивайте речь решительно и спокойно, отойдите от микрофона. Двигайтесь бесшумно, не всту­пайте ни с кем в разговор, пока диктор не скажет, что вы уже вне эфира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ   I  РЕЧЬ ПО МИКРОФОНУ ПРИЛОЖЕНИЕ II  ДИСКУССИЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА