Пятидесятники, отказавшиеся от регистрации, разработали три возможных варианта деятельности своих общин в СССР:
а) высказывалось много аргументов против объединения с легальными и автономными общинами. При этом обнаружилось стремление к объединению с зарубежными организациями в единый союз, в котором группы из СССР должны занять подчиненное положение. Так, предполагалось поставить существующие общины под опеку иностранных государств и международных организаций;
б) допускалась возможность объединения всех незарегистрированных и зарегистрированных (в случае их отделения от ЕХБ) общин в единый нелегальный союз с последующим требованием узаконить его правовой статус;
в) широко обсуждалась проблема эмиграции членов общин и последующего объединения с зарубежными центрами316.
Однако многие зарубежные религиозные лидеры, посещавшие нашу страну, с неодобрением смотрели на общины, стоявшие вне регистрации. Обращаясь к пятидесятникам СССР, редактор журнала "Всемирный пятидесятник" П.Брустер на заседании Президиума ВСЕХБ в Москве в декабре 1977 года сказал: "Независимо от того, где мы живем, мы должны быть послушными законам своей страны. Церковь должна быть зарегистрирована"317.
В странах Европы и Америки общин вне регистрации практически нет (исключением, по имеющимся у нас данным, является Финляндия), если же таковые появляются, к ним применяют жесткие санкции.
Как известно, за рубежом власти исключительно редко вмешиваются в дела верующих, но и там пятидесятники слывут "неспокойной" деноминацией. В 1947 году в США даже был принят закон, направленный против культовой практики пятидесятников. Доходило до того, что на юге США местные пятидесятники во время богослужения занимались манипуляциями с ядовитыми змеями, питьем ядов, погружением рук и лица в огонь (при этом имели место случаи со смертельным исходом). Так появился уникальный в своем роде закон, запрещавший использовать змей на богослужениях318.
На протяжении многих лет пятидесятники различных направлений стремились выехать за пределы СССР. Но только в начале 80-х годов некоторым семьям и небольшим группам было дано такое разрешение. Среди причин выезда назывались невозможность вести полноценную религиозную жизнь в СССР, отсутствие духовной литературы и возможности обучения детей религии и т.п.
В начале 1991 года в эмиграции находилось более полутора тысяч верующих, среди них 20 пресвитеров и два епископа. В настоящее время большинство из них проживает в штате Калифорния (США). Печатный орган ХВЕ по этому поводу сообщал: "Как смерч по церквам этих городов (Коми АССР. — И.Е.) прошла эмиграция, опустошая и без того малочисленные церкви. Эмигрировали священнослужители, проповедники, певцы"319.
Федотов, как и многие из лидеров ХВЕ, не приветствовал эмиграцию. После поездки в 1991 году в США он убедился, что и там многие братья-пятидесятники не удовлетворены духовным климатом, царящим в церквах. С удивлением и недоумением смотрят братья-американцы на молитвы коленопреклоненных русских. К тому же и за рубежом среди русских нет единства. Вот почему лидер крупнейшего объединения незарегистрированных пятидесятников не раз горячо призывал единоверцев отказаться от эмиграции и нести свой крест на Родине.
Об одной из истинных причин отъезжающих за рубеж пятидесятников поведал мне один пожилой верующий, сын которого получил должность епископа и находится теперь в США. По его словам, у его сына и друзей-единоверцев, недавно эмигрировавших, только и разговоров было, что о машинах и тряпках.
Немало было среди пятидесятников-нелегалов и таких, которые на каждом шагу обвиняли оставленную ими Родину за преследования, чинимые за веру. "Если бы они были искренни в своем сокрушении, — пишет один из пятидесятников, — то они благодарили бы Бога за участь быть гонимыми за истину"320.5. Автономная регистрация общин ХВЕ | 6. Эмиграция пятидесятников | 7. Отмена инструкции 1961 года |