Когда ученики Иисуса Христа рассказали Ему то, что слышали о Нем от людей, Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» И Петр Ему ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Матфей, 16:15—16).
Тогда Христос одобрил исповедание Петра и сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр (Πέτρος — камень.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Итак, поговорим о том, как видит Христа Церковь.
СИМВОЛ ВЕРЫ О ХРИСТЕ
У христиан есть один обычай, существующий с древнейших времен вплоть до наших дней: перед тем, как принять крещение, верующий человек должен рассказать священнику, как он верует, то есть должен раскрыть содержание своей веры. На Первом и Втором Вселенских соборах был выработан текст, называемый Символом веры, который кратко описывает содержание христианской веры. Его и обязан прочитать всякий, кто принимает крещение, сам или тот, кто крестит не умеющих читать детей.
Об Иисусе Христе в Символе веры говорится: «Верую... и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу — единосущного, Которым все возникло. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца».
ХРИСТОС - ИСТИННЫЙ БОГ
По сравнению с еще более древними символами веры (все они существовали для чтения перед крещением) этот текст содержит слово «единосущный». Оно было направлено против арианства и говорило, что у Сына Божиего сущность та же самая, что и у Отца, то есть, что Он — такой же совершенный Бог, как и Отец. Если бы Он был сотворен, как утверждал Арий, Он не был бы Богом, и значит, Божественная жизнь так и оставалась бы недоступной людям. Но христиане знали, что, соединяясь со Христом, они получают эту Божественную жизнь. Следовательно, Христос — Бог, следовательно, Он и Отец — одно, как говорил Сам Христос (Иоанн, 10:30). Эта истина и была запечатлена в слове «единосущный». Такой была логика у святых отцов, которые критиковали арианство.
Третий Вселенский собор (431 г.) осудил ересь несторианства (по имени константинопольского патриарха Нестория). Христианская вера стоит на том, что нас спас Сам Бог, который воплотился от Духа Святого и Девы Марии, был распят, умер и воскрес. Несторианство, говоря о том, что все это сделал обыкновенный человек, лишало людей спасения. Ведь смерть какого бы то ни было человека ничего не могла дать людям. Только смертью Богочеловека и Его схождением в ад раз и навсегда была побеждена смерть и разрушен ад.
ХРИСТОС - СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
На Четвертом Вселенском соборе (451 г.) было предано анафеме монофизитство. Определение этого Собора гласит: «Следуя Божественным отцам, все единогласно учим исповедовать Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; истинно Бога и истинно человека, из души и тела; единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству; во всем подобного нам, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по Божеству, в последние же дни, ради нас, и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, в одном лице и одной ипостаси». Этот Вселенский собор защитил веру в то, что Христос всегда был и остается единосущным нам, людям. Его человеческая природа дает нам возможность причаститься ей и через нее соединиться с Богом, — ведь она сама от Бога (от Христа) уже никогда неотделима.
Шестой Вселенский собор (681 г.) подтвердил целостность человеческой природы во Христе, отвергнув ересь монофелитства(θέλημα — воля), утверждавшую, что у Христа не было человеческой воли, а была лишь одна Божественная. Собор отметил, что разумная человеческая воля есть неотъемлемый атрибут человеческой природы, которую воспринял Христос. Если бы Он не воспринял нашу волю, Он не был бы совершенным человеком, и наша воля осталась бы неисцеленной (пребывая, как и вся человеческая природа, поврежденной после грехопадения Адама и Евы). Но мы знаем, что Христос, соединив в Себе две природы — Бога и человека, — исцелил все человеческое естество, в том числе и волю. Итак, у Христа — две воли: Божественная и человеческая.
ЛИЧНОСТЬ ХРИСТА - ЛИЧНОСТЬ БОГА
В то же время важно понимать, что всякий выбор между добром и злом совершает не воля, а личность, которая волей обладает. Воля лишь может склоняться в ту или иную сторону, желать того или иного; совершить же выбор — дело личности. У Христа была одна личность — Личность Сына Божиего, Личность Бога никогда не выбирает между добром и злом, она всегда пребывает в добре. Поэтому выбора у Христа между добром и злом не было, Он никогда не испытывал желания согрешить. Его человеческая воля, будучи соединенной с Божественной, всегда была согласна с Ней и всегда была тверда в добре. При этом она сохраняла все негреховные человеческие свойства: Христос испытывал голод, усталость или, например, нежелание смерти, которое Он переживал в Гефсиманском саду перед арестом.
Православная вера в Иисуса Христа кратко выражается в припеве Рождественского гимна Романа Сладкопевца: «Нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». В этой строке содержатся три утверждения:
Иисус Христос — совершенный Бог.
Иисус Христос — совершенный человек.
Иисус Христос — не две, а одна личность, Личность Бога.
Безгрешность Христа связана с тем, что Его личность — это Личность Бога, Который не согрешает (а грех — это разлука с Богом). За грех же может быть ответственна только личность.
Итак, у Христа две природы и одна личность.
Приложение к уроку №11
Приидите, возрадуемся
Господеви, Настоящую тайну сказующе:
Средостение градежа
разрушися,
Пламенное оружие плещи дает,
И Херувим отступает
от древа жизни,
И аз райския пищи причащаюся,
От него же произгнан бых
преслушания ради. Неизменный бо образ Отечь,
Образ присносущия Его,
Зрак раба приемлет,
От неискусобрачныя
Матери прошед,
Не преложение претерпев:
Еже бо бе, пребысть,
Бог сый истинен:
И еже не бе прият,
Человек быв
человеколюбия ради.
Тому возопиим:
Рождейся от Девы,
Боже, помилуй нас.
Приидите, возрадуемся
Господу, Возвещая это таинство:
Разделявшая [людей и Бога]
преграда разрушилась,
Огненный меч удаляется,
И Херувим отступает
от древа жизни,
И я вкушаю райскую пищу,
Которой был лишен
за непослушание.
Ибо неизменный образ Отца,
Образ Его вечности,
Принимает вид раба,
Произойдя от Матери,
непричастной браку,
Не претерпев изменения:
Ибо остался тем, кем был,
Богом будучи истинным:
И то, чем не был, воспринял,
Став человеком
по человеколюбию.
Воскликнем Ему:
Родившийся от Девы,
Боже, помилуй нас.
Стихира на «Господи, воззвах»
праздника Рождества Христова
Бог избрал один особый народ, и на протяжении нескольких столетий вколачивал в головы избранных Им людей, что Он единственный Бог и для Него очень важно, чтобы люди вели себя правильно. Этим особым народом были евреи, и Ветхий Завет подробно все это описывает.
А затем человечество испытало настоящий шок. Из среды этих евреев внезапно возник человек, который говорит так, как будто он сам и есть Бог. Он говорит, что может прощать грехи. Он говорит, что существовал вечно. Он говорит, что придет судить мир в последние времена.
Здесь требуется объяснение. Среди пантеистов (Пантеизм — философское учение, обожествляющее Бога и мир.), таких как, например, индусы, каждый может сказать, что он — часть Бога или един с Богом; в этом не будет ничего удивительного. Но Тот Человек исповедовал не пантеизм, а иудаизм и не мог иметь в виду такого бога. Бог в понимании евреев — это Существо, находящееся вне мира; Тот, Кто сотворил этот мир и бесконечно отличается от чего бы то ни было. Когда вы постигнете это в полной мере, вы почувствуете: то, что говорил этот Человек, поразительнее всего, когда-либо слетавшего с человеческих уст.
Часть этих слов проскальзывает мимо наших ушей: мы слышали их так часто, что перестали понимать, какой высоты звучания они достигают. Я имею в виду слова о прощении грехов, любых грехов. Если это не исходит от Бога, это нелепо и смешно. Мы можем понять, как человек прощает оскорбления и обиды, причиненные ему самому. Вы наступили мне на ногу, и я вам это прощаю; вы украли у меня деньги, и я вам это прощаю. Но как быть с человеком, которого никто не тронул и не ограбил, а он объявляет, что прощает вас за то, что вы наступали на ноги другим и украли у них деньги? Поведение такого человека показалось бы нам предельно глупым. Однако именно так поступал Иисус. Он говорил людям, что их грехи прощены, и никогда не советовался с теми, кому эти грехи нанесли ущерб. Он без колебаний вел Себя так, как если бы был Тем, Кому нанесены все обиды, против Кого совершены все беззакония. Такое поведение имело бы смысл только в том случае, если Он в самом деле Бог, Чьи законы попраны, любовь — оскорблена каждым совершенным грехом. В устах любого другого эти слова свидетельствовали бы лишь о глупости и мании величия, которым нет равных во всей человеческой истории.
Однако (и это не удивительно) даже у Его врагов, когда они читают Евангелие, не создается впечатление, что слова эти продиктованы глупостью или манией величия...
Я говорю все это, чтобы предотвратить воистину глупое замечание, которое нередко можно услышать: «Я готов признать, что Иисус — великий учитель нравственности, но отвергаю Его претензии на то, что Он Бог...» Он не оставил нам возможности думать так.
Цитируется по книге К.С.Льюиса.: Любовь. Страдание.
Надежда. М., 1992, с. 298-299
ВОПРОСЫ
1. А как вы ответите на вопрос Христа: «А вы за кого Меня почитаете?»
2. Распространено мнение, что если Иисус Христос на самом деле был человеком, то Он должен был испытывать искушения согрешить, и что Его заслуга в том, что Он победил эти искушения. Что говорит Церковь по поводу этого мнения?
3. Многие считают, что Бог не может умереть, и поэтому говорят, что на Кресте умер человек. Несторий утверждал, что Бог не может родиться, и отказывался называть Деву Марию Богородицей. Как связаны между собой эти два утверждения?10. «ЗА КОГО ПОЧИТАЮТ МЕНЯ ЛЮДИ?» | 11. «ТЫ - ХРИСТОС, СЫН БОГА ЖИВОГО» | 12. О СВЯТОМ ДУХЕ |