В 1815 году к архимандриту Филарету (Дроздову), ректору Санкт-Петербургской духовной академии, обратился обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Николаевич Голицын с просьбой побеседовать с его племянником, который попал под влияние иезуитов и решил перейти из православной веры в католическую. Архимандрит Филарет не мог отказать князю в его просьбе, но вверенный его попечению юноша "сначала неохотно слушал убеждения своего духовного наставника и упорно отмалчивался... Но мало-помалу кротость победила упорство, и юноша заговорил откровенно...".
Вспоминая об этом случае, митрополит Филарет, с присущей ему скромностью умолчав о себе и об успехе своего влияния на юношу, в одном из своих писем позже писал: "Племянник министра духовных дел, князь Голицын, воспитывавшийся у иезуитов в Петербурге,... не слушал православных увещеваний и изъявлял желание мученичества за Римскую Церковь. По милости Провидения Божия, сей самый фанатизм повлек его насладиться зрелищем самоназванной столицы христианского мира. Увидев в Риме латинство не в фантастическом идеале, который показывали ему иезуиты, а в действительном виде, он... возвратился в православие".
Обрадованный возвращением племянника к православию, князь А.Н.Голицын попросил Филарета изложить на бумаге свои разговоры с колеблющимся собеседником. "Стал я писать, - говорит Филарет в письме к своему отцу, - не зная, что выйдет; перерыл немало исторических, канонических и отеческих книг для верных справок; иногда уставал до того, что заставлял вместо себя читать и писать, а сам только слушал и диктовал; и не знаю, когда бы кончил сие, если бы не ограничился нужнейшим, оставя многое, чего, может быть, некоторые также желали бы. Но так выходит около десяти листов печатных" (протоиерей А.Смирнов. Там же).
Труд архимандрита Филарета был опубликован в 1815 году под заглавием "Разговоры между Испытующим и Уверенным в православии Восточной Греко-Российской Церкви". Впоследствии он несколько раз переиздавался (в 1833, в 1843 годах), к сожалению, в этих изданиях некоторые важные моменты были опущены.
Впоследствии русскими писателями высказывались различные точки зрения относительно значения "Разговоров..." - этого сочинения еще молодого архимандрита Филарета. Расхождение в понимании мыслей Филарета привело к дискуссии: одни, например, профессор А.В.Керенский, считали его своим единомышленником в отрицательном взгляде на западную, Римскую Церковь, тогда как другие, например, профессор протоиерей П.Светлов, утверждали, что в "Разговорах..." виден "дух терпимости, кротости и мудрой осторожности святителя в решении величайшего церковного вопроса" - об отношении к инославию.
Мысли (о Церкви как Теле Христовом и об инославных вероисповеданиях) по сочинению "Разговоры между Испытующим и Уверенным..."
"Как член естественного тела, - пишет архимандрит Филарет, - никогда не перестает быть членом, разве (только) через невозвратное отсечение и совершенную смерть, - так человек, облекшийся в крещении во Христа, никогда не перестает быть членом Тела Христова, разве (только) чрез безвозвратное отпадение от Церкви Христовой и вечную смерть" (Разговоры... - С 23 - 24).
По прямому смыслу этого высказывания очевидно, что для архимандрита Филарета христианин - это член тела Церкви Христовой как получивший таинство крещения, признаваемое ею действительным (а действительным оно может быть, если оно совершено как в лоне самой Православной Церкви, так и в отделившемся от нее, но не еретическом обществе).
Рассуждая о христианстве как о "Теле Христовом, составляемом из верующих всех времен и мест" (Разговоры... - С. 25), Филарет называет его "Вселенской Церковью", что видно из следующего места сочинения: "На основании слова Божия представляю я себе Вселенскую Церковь единым великим телом. Иисус Христос есть для него как сердце, или начало жизни, так и глава, или правящая мудрость. Ему только ведомы полная мера и внутренний состав сего тела. Нам же известны различные части его и более (то есть преимущественно) наружный образ, распростертый по пространству и времени. Стараясь объять сей образ во все времена христианства, я представляю себе оный по частям, по примеру того, как в книге пророка Даниила представлен подобный сему образ народов и царств; и нахожу, во-первых, в начальной Апостольской Церкви - образ главы нового тела, и главы от злата чиста (Дан. 2, 32), потом, в Церкви укрепляющейся и распространяющейся - подобие персей и рук; далее в Церкви обилующей - подобие чрева, наконец, в Церкви разделяемой и раздробляемой - подобие ног и перстов.
В видимом сем образе, или видимой Церкви, находится невидимое тело Христово, или невидимая Церковь, Церковь славная, не имеющая скверны (по-русски: пятна), или порока, или чего-либо подобною (Еф. 5, 27). Но коея вся слава внутрь (по-русски: внутри; Пс. 44, 14), и которой посему я, чисто и раздельно, не вижу, но в которую, последуя Символу (веры), верую, ибо вера есть вещей обличение невидимых (по-русски: уверенность в невидимом; Евр. 11,1).
Облекающая же невидимую, видимая Церковь, частью открывает чистоту невидимой, дабы все могли обретать и сию, и соединяться с ней, частью сокрывает ее славу. Видимая Церковь имеет и здравые члены, и немощные (1 Кор. 8, 10 - 11). Еще во времена апостола Павла были в ней "мнози нечисто проповедующие" (по-русски: многие, повреждающие слою Божие; 2 Кор. 2, 17). Неудивительно, что ныне их еще более".
* * *
Архимандрит Филарет признает "недостойными самого имени христианской Церкви только те (еретические) общества, которые отвергают таинства Троицы и Воплощения" (Разговоры... - С. 5 - 6).
Приведя текст: "О сем познавайте Духа Божия и духа лестча (по-русски: духа заблуждения): всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть (по-русски: не есть от Бога)" (1 Ин. 4, 2 - 3), архимандрит Филарет продолжает:
" Испытующий: По сему признаку и Восточная, и Западная Церковь (то есть Православная и Римская) равно суть от Бога?
Уверенный: Да, поелику и та, и другая исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, то, в сем отношении, они имеют один общий Дух, который от Бога есть.
Испытующий: Однако ж это две Церкви разномыслящие между собой.
Уверенный: Да, каждая из них имеет и особенный свой дух, или особенное отношение к Духу Божию.
Испытующий: Так я должен испытать сие отношение, дабы узнать, которой Церкви дух вернее соответствует Духу Божию.
Уверенный: Приметь, где ты себя поставляешь?!
Испытующий: Где?
Уверенный: Там, где дух двух великих Церквей граничит с Духом Божиим. Можешь ли ты стоять и созерцать на такой высоте? Признайся, не туманно ли у тебя в глазах?" (Разговоры... - С. 13 - 15).Архимандрит Филарет приводит и другие слова святого апостола Иоанна Богослова: "Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос (по-русски: кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? - 1 Ин. 2, 22). И тотчас продолжает:
"Уверенный: Видишь ли, кто есть лживый в отношении к христианству? -Тот, который не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем. Следовательно, и ложная Церковь есть та, которая не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем -церковь антихристова... Держась вышеприведенных слов Священного Писания, никакую Церковь верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной.
Христианская Церковь может быть токмо либо чисто истинная, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинная, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие" (Разговоры... - С. 27 - 29).
* * *
Важнейшим предметом беседы между Испытующим и Уверенным был, конечно, вопрос о сравнительном достоинстве Восточной (Православной) и Западной (Римско-Католической) Церквей. Ответ на него содержится в следующих местах:
"Что принадлежит до Восточной половины нынешнего видимого христианства, я не по предрассудку и пристрастию, но по ревности, основанной на убеждении и совести, почитаю оное десною частию видимого христианства... Благодарю Бога, милосердным Своим промыслом устроившего так, что и я присоединен к сей части общим вероисповеданием и причастием таинств; и желаю всем сердцем, чтобы все ищущие преуспеяния в истинной вере во Христа воспользовались столь чистыми и обильными средствами к сему преуспеянию, какие предлагает Восточная Церковь" (Разговоры... - С. 129 - 131).
"Ты ожидаешь теперь, как я буду судить о другой половине нынешнего христианства. Но я только просто смотрю на нее: отчасти усматриваю, как Глава и Господь Церкви врачует многие и глубокие уязвления древнего змия во всех частях и членах сего тела, прилагая то кроткие, то сильные врачевства, и даже огнь и железо, дабы смягчить ожестения (то есть отвердения), дабы извлечь яд, дабы очистить раны, дабы отделить дикие наросты, дабы обновить дух в полумертвых и онемевших составах. И таким образом я утверждаюсь в веровании тому, что сила Божия наконец очевидно восторжествует над немощами человеческими, благо над злом, единство над разделением, жизнь над смертью.
Кратко: вера и любовь возбуждают меня к ревности по Святой Восточной Церкви; любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслящим. Я думаю, что последую в сем точно Духу Восточной Церкви, которая при начале каждого богослужения молится не токмо о благосостоянии Святых Божиих Церквей, но и о соединении всех" (Разговоры... - С. 131 - 132). "Частные церкви могут колебаться и падать. В Апокалипсисе (Откр. 1, 20) они уподобляются светильникам, в которых не только может оскудевать свет истины и елей любви, но которые даже могут быть сдвинуты с места своего (Откр. 2, 5), то есть чувственно (по-русски: ощутимо) и совершенно испровержены. Но между тем, как некоторые из них гаснут и упадают, "Ходяй посреде седми светильников златых (Откр. 2, 1) и переносит их из одной страны в другую и возжигает вновь светлее прежнего. Так всякая частная церковь может не только поколебаться, но и разрушиться. Но Вселенская Церковь никакою злою силою одолена быть не может.
Испытующий: В каком же, ты думаешь, состоянии находится ныне светильник Римской Церкви?
Уверенный: Сие видит и ведает Ходяй посреде седми светильников златых... Для меня довольно, что я в светильнике Церкви Восточной нахожу чистый свет, могущий просветить тьму мою.
Испытующий: Однако ж ты, оправдывая Восточную Церковь, тем самым осуждаешь Западную.
Уверенный: Я не только не пристаю к тем особенным мнениям, которые, при посильном исследовании, нахожу недоказанными либо совсем ложными. Но поелику я не знаю, многие ли из христиан западных, и глубоко ли, проникнуты сими особенными мнениями, обнаружившимися в Церкви Западной, и кто из них как твердо держится верою Краеугольного Камени Вселенской Церкви - Христа, - то изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По самым законам церковным я предаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские суду, или паче милосердию Божию" (Разговоры... -С. 125-127).
* * *
Проявляя в своих суждениях о западной половине христианства замечательную терпимость, кротость и мудрую осторожность в выражениях, архимандрит Филарет неоднократно решительно уклоняется от суда над Западной Церковью: "Уверенный: Итак, ты хочешь, чтобы я произвел суд над некоторыми Церквами?
Испытующий: Что же? Ты думаешь поразить меня сим выражением? Уверенный: Нет, я сам поражен словом Божиим: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Испытующий: Но к тому ли сказаны в Евангелии сии слова, о чем мы нынче рассуждаем?
Уверенный: Первое изречение произнесено на осуждающих вообще, а второе на тех, которые судят учителей веры, и даже таких учителей, которые на основании Христовом назидают дрова, сено, тростие (по-русски: строят из дерева, сена, соломы; 1 Кор. 3, 12).
Испытующий: Мне кажется, иное дело судить о недостоинстве учителей, и иное о не православии Церквей.
Уверенный: Разве легче осудить целую Церковь, нежели иного человека?" (Разговоры... - С. 10 - 11)."Дух истинной христианской терпимости и миролюбия, благодатию Божиею сохраняющийся в Российской Церкви, производит то, что в обыкновенных и общенародных наставлениях, предметы, обращающиеся в споре между Восточной Церковью и другими вероисповеданиями христианскими, не столь заботливо изъясняются, как сие делается в других вероисповеданиях... Потщимся же ко всем соблюдать миролюбие, которое, по моему мнению, есть венец нашея Церкви".
Некоторые выводы из приведенных рассуждений архимандрита Филарета (Дроздова)
1. Вселенская Церковь есть единое великое тело, для которого Иисус Христос является сердцем, или началом жизни, и главой, или правящей мудростью.
2. В Церкви Христовой имеется не только область внутренней, таинственной, благодатной жизни, в которой Церковь славна и непогрешима, но и область внешней исторической жизни, в которой слава Церкви отчасти открыта, отчасти же сокрыта.
3. Видимая Церковь имеет и здравые члены, и немощные. Под немощными членами разумеются не только грешники, но и "не чисто проповедующие слово Божие", то есть заблуждающиеся в некоторых вопросах вероучения.
4. Самый факт "не чистого проповедания слова Божия" не рассматривается архимандритом Филаретом как неизбежно отделяющий заблуждающихся от общения с телом Церкви. Христианин, правильно крещенный, никогда не перестает быть членом Церкви, если только не отделит себя от нее бесповоротным отречением или впадением в несомненную ересь.
5. Видимая Церковь, по мнению архимандрита Филарета, распространяется на весь состав видимого христианства, на Церкви Восточную и Западную, на православие и инославие. Общий Глава тела Церкви врачует различными средствами "уязвления древнего змия" и ведет уязвленных, но врачуемых, от разделения к единству, от смерти к жизни.
6. Архимандрит Филарет отклоняет от себя всякую попытку осудить инославных. Терпимость к разномыслящим он считает вполне отвечающей любвеобильному духу Восточной Церкви, непрестанно молящейся о торжестве единства Церкви.
7. Никакую Церковь, кроме заведомо еретической (то есть отвергающей таинства Троицы и Воплощения), нельзя, по мнению архимандрита Филарета, назвать ложной, если Вселенская Церковь не произнесла над ней такого суда.
8. Православная Церковь - Церковь "чисто истинная"; дух ее соответствует Духу Христову, ведет к соединению с Ним прямым и верным путем. К истинному и спасительному Божественному учению она не примешивает никаких ложных и вредных мнений человеческих.ЛЕКЦИЯ XXIII МЫСЛИ ОБ ИСКУПЛЕНИИ ПРОФЕССОРА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ЛОССКОГО | ЛЕКЦИЯ XXIV СОЧИНЕНИЕ АРХИМАНАРИТА ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) "РАЗГОВОРЫ МЕЖДУ ИСПЫТУЮЩИМ И УВЕРЕННЫМ О ПРАВОСЛАВИИ ВОСТОЧНОЙ ГРЕКО-РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ1 (СПб., 1815) И СОДЕРЖАЩИЕСЯ В НЕМ МЫСЛИ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ЦЕРКВИ КАК ТЕЛЕ ХРИСТОВОМ, ТАКЖЕ ОБ ИНОСЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯХ | ЛЕКЦИЯ XXV ВЫСКАЗЫВАНИЯ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) О ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ В ЕГО "ПРОСТРАННОМ ХРИСТИАНСКОМ КАТЕХИЗИСЕ" |