На главную
страницу

Учебные Материалы >> Церковное право.

Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право.

Глава: 59. ОБЪЕКТЫ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА

59.1. Священные и церковные предметы. Церковное иму­щество традиционно принято разделять на: 1) вещи священные (res sacrae) и 2) вещи церковные. К первым относятся все предметы, специально предназначенные для совершения богослужения, а вторые - включают всякое иное имущество, служащее церковным целям. Священные предметы, в свою очередь, подразделяют на священные в собственном смысле слова и освященные. Вещь становится священной чрез ее освящение или чрез самый характер ее употребления. Это могут быть как движимость, так и недвижимость.

Кроме самих храмов, церквей, священными предметами признаются: священные сосуды (потир, дискос, лжица, копие, дарохранительница), а также все напрестольные вещи (антиминс, Евангелие, напрестольные кресты, мощи, образа, покровы священных сосудов, одежды на престоле и жертвен­нике). К освященным относят следующие предметы: из не­движимости - молитвенные дома, часовни, кладбища, а из движимости: купели, ковши, кропила, кадильницы, паника­дила, лампады, подсвечники, поставленные на них свечи, богослужебные книги, колокола.

Каноны запрещают профанацию священных сосудов и ризничных вещей, освященных употреблением при отправлении богослужения. Их безусловно запрещено употреблять на жи­тейские нужды. Как гласит 73-е Апостольское правило: «Со­суд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет, да накажется отлучением». По 10-му правилу Двукратного Собора, «те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находя­щихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд, вос­хитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина». Церковных вещей нельзя ни продавать, ни да­рить, ни отдавать в заклад (12-е прав. VII Всел. Соб.).

Только в одном случае древние церковные правила дозво­ляли продавать церковные сосуды: когда не было других средств для выкупа пленных («Номоканон» Фотия. Титул II. Гл. 2). Но и в этом случае продавались не самые священные сосуды, а только материал их в виде слитков464   .

К обыкновенному церковному имуществу принадлежит вся недвижимость, движимость и все деньги, предназначенные на содержание церквей, духовенства и для удовлетворения обще­церковных нужд, например, на содержание духовных школ. Только церковными, но не освященными предметами считают­ся и свечи, пока они не поставлены на подсвечник в храме.

Различение священных, освященных и церковных предме­тов имело значение в уголовном праве Российской империи, которое предусматривало разные наказания в зависимости от вида похищенных или уничтоженных церковных вещей.

59.2. Храм. Важнейший из предметов церковного имуще­ства - здание храма, в котором совершаются Божественная Литургия и другие богослужения.

В самом храме, месте святом, особым священным значени­ем выделяется алтарь. Именно в нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в вос­точной части храма. Самое священное место алтаря - пре­стол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это - иконостас). С момента ос­вящения храм становится святым местом - res sacra. Неко­торые части и предметы храма становятся неприкосновенны­ми для мирян. Через царские врата никто не может прохо­дить, кроме лиц священнодействующих.

Из мирян лишь Российский император мог проходить через них в день коронации для причащения у престола. Согласно 69-му правилу Трулльского Собора, «никому из всех, принад­лежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго алтаря. Но, по некоему древнейшему пре­данию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству цар­скому, когда восхощет принести дары Творцу». Вальсамон тол­ковал это правило весьма широко: «Относительно царей неко­торые, держась буквы сего правила, говорили, что им не долж­но возбранять входить внутрь алтаря тогда, когда хотят прине­сти дар Богу, но не когда захотели бы войти в него для одно­го поклонения. А мы представляем это не так. Ибо православ­ные императоры, с призыванием Святой Троицы назначая Патриархов и будучи помазанниками Господа, невозбранно, когда захотят, входят во святый алтарь, и ходят и делают знамение креста с трикирием, как и архиереи. Они предлага­ют народу и катехизическое учение, как и архиереи...» Далее он пишет: «Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святый алтарь. Я, впро­чем, много употребил стараний, чтобы воспрепятствовать миря­нам входить во святый алтарь храма Пресвятой Госпожи моей и Богородицы Одигитрии, но не мог достигнуть успеха. Гово­рят, что это древний обычай и не должно возбранять».

Для мирян и низших клириков неприкосновенен престол с находящимися на нем священными предметами. Женщи­нам вообще запрещается входить в алтарь. На практике ис­ключение делается для живущих в чистоте пожилых жен­щин, производящих уборку в алтаре.

В церкви нельзя совершать что бы то ни было, кроме бо­гослужения, иметь в ней какие бы то ни было изображения, кроме икон, нельзя вносить в храм ничего, кроме предметов, относящихся к богослужению. Не принимается на хранение в храме частное имущество. Как гласит 3-е Апостольское правило: «Аще кто, епископ или пресвитер, вопреки учреж­дению Господню о жертве, принесет к алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготов­ленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или неко­торыя животныя, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время, да будет извержен из священнаго чина. Да не будет же позволено приносити ко алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения».

Устройство церквей, их внешний и внутренний вид долж­ны соответствовать назначению. Постройка или перестройка храма производится с ведома епархиального архиерея. За­кладка церкви сопровождается особыми священнодействиями и молитвами, водружением креста на месте алтаря.

Новопостроенный храм освящается архиереем, с помазани­ем стен храма снаружи и внутри святым миром. При этом мощи помещают под престолом. Отцы VII Вселенского Собо­ра в 7-м каноне изрекли: «Аще которые честные храмы ос­вящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молит­вою». Архиерей может поручить освящение храма пресвите­ру; в таком случае архиерейское освящение заменяет анти­минс, присланный епископом и освященный им.

Полное освящение храма совершается и после его значи­тельной перестройки, либо в случае таких изменений в алта­ре, которые связаны с передвижением престола, а также в случае осквернения церкви еретиками.

При перестройке или ремонте храма, не связанных с пере­движением престола, и в случае осквернения церкви пролити­ем крови или какой-либо нечистотой, совершается малое освя­щение с окроплением церкви святою водой. Если церковь сло­мана, то сам материал, из которого она сделана,  считается священным. Дерево идет на отопление нового храма, а мусор от разобранных стен употребляется для бута нового храма. Священно и место, прилегающее к храму. По возможности оно должно быть огорожено; внутри ограды запрещается про­изводить куплю и продажу, ставить лавки, кроме иконных и свечных. В синодальную эпоху вблизи храмов запрещалось открывать питейные и увеселительные заведения.

Кроме церквей, существуют еще молитвенные дома, не имеющие внешнего вида православных храмов. К освященным зданиям относятся также часовни, сооруженные в честь чудо­творных икон или в память важных событий, а также - на кладбищах.

Божественная Литургия и те священнодействия, которые неразрывно связаны с Литургией, например, Таинство Хирото­нии, могут совершаться вне храма, в том числе в частном доме, лишь в случае крайней необходимости, в экстремальных условиях, например, во время гонений на Церковь. Браковенчание на дому дозволяется только по благословению епархиаль­ного архиерея. Крещение младенца в холодное время года или в случае, когда человеку угрожает смерть, Причащение, Еле­освящение тяжелобольных и умирающих, панихида, а в ис­ключительных случаях также отпевание (например, при по­вальной болезни) могут быть совершаемы на дому и без специ­ально получаемого каждый раз отдельного благословения от архиерея, но с его общего разрешения на таковую практику.

59.3. Иконы. Иконы являются не только украшением хра­ма, но прежде всего святыней, предметом религиозного почи­тания. Иконописание подлежит церковной регламентации.

В соответствии с 82-м правилом Трулльского Собора за­прещается изображение Спасителя в символическом образе Агнца: «На некоторых честных иконах изображается, пер­стом Предтечевым показуемый, Агнец, Который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко испол­нение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем от­ныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца, да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира».

Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца. В нем осуждается вообще применение ветхозаветных «образов и сеней» для изображе­ния «новой благодати». Московский Собор 1667 года запре­тил изображать Бога Саваофа в виде старца, «ветхого денми», по видению пророка Иезекииля. Основанием для этого послужил следующий довод: Бог Отец не может быть антро-поморфирован, так как Он не воплощался.

«Скудость положительных церковных правил об иконописании или его сюжетах, - писал профессор А. С. Павлов, - объясняется тем, что в Древней Церкви сохранялись правила иконописания и иконописные типы в непрерывном предании». До нас дошли сборники правил иконописания с прорисями самих изображений, относящиеся к IX веку, - так называе­мые подлинники. В Русской Церкви с самого начала принят и канонизирован византийский стиль иконописи; когда в древ­ности русская иконопись уклонялась от него, это вызывало смущение в народе и возражения со стороны церковной влас­ти. Стоглавый Собор постановил писать иконы «с древних образцов по образу, подобию и существу, как в подлиннике, а не от своего смышления»465. На иконы преподобного Андрея Рублева было указано как на образцы для иконописцев.

Тем не менее, в синодальную эпоху получил распространение живописный стиль в иконописании. В нашей Церкви запрещены резные и отливные иконы в храмах, кроме распятий искусной резьбы и изображений, поставляемых на высоких местах.

VI. ЦЕРКОВНОЕ ИМУЩЕСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВЕНСТВА58. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЦЕРКВИ 59. ОБЪЕКТЫ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА 60. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВЕНСТВА