На главную
страницу

Учебные Материалы >> Церковное право.

Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право.

Глава: 33. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1988 ГОДЫ

33.1. Высшее церковное управление с 1918 по  1945 год.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а но­вый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 году. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены. Временный Патриарший Синод был образован Патриархом Тихоном в 1923 году и просуществовал до его кончины.

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которо­му принадлежала тогда вся полнота высшей церковной вла­сти. В «Акте» митрополита Сергия об открытии Синода гово­рилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нуж­ным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в ка­кой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомога­тельного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают»325. В соответствии с этим разъяснением, как сами участники Временного Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал 8 лет и был закрыт 18 мая 1935 года Указом митрополита Сергия.

25 декабря 1924 года (7 января 1925 года) святитель Ти­хон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законно­го выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможно­сти по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправле­ние означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуще­ствить это, то наши Патриаршие права и обязанности пере­ходят к Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому »326.

На основании этого распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 года постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послу­шания »327.

Священномученик митрополит Петр (Полянский) возглав­лял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 де­кабря 1925 года. Своим распоряжением от 23 ноября (6 де­кабря) на случай невозможности для него исполнять обязан­ности Местоблюстителя он поручил временное исполнение этих обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому), ко­торый и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 года в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 года по 20 марта 1927 года Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Пет­ровых), а после него - архиепископ Угличский святой Сера­фим (Самойлович). Первый был назван в распоряжении мит­рополита Петра вслед за именами митрополитов Сергия и Михаила (Ермакова); второго назначил митрополит Иосиф, когда и он лишен был возможности управлять церковными делами. 20 мая 1927 года кормило высшей церковной влас­ти вернулось к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 года митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 года, после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (в действительности митрополит Петр был расстрелян позже, в 1937 году), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архи­епископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Изменение титула Патриарха (ранее было - Московский и всея России) связа­но с изменением официального названия Церкви: вместо Рос­сийской - Русская, а это изменение обусловлено было тем, что Россией в ту пору называлась только часть страны - РСФСР, а слово «Русь» обозначает также Украину и Бело­руссию, иными словами, больщую часть канонической терри­тории нашей Поместной Церкви.

Святейший Патриарх Сергий почил в 1943 году. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

33.2. Поместный Собор 1945 года и «Положение об управ­лении Русской Православной Церковью». 31 января 1945 года в Москве открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителя­ми от клира и мирян своих епархий. Среди почетных гостей на Соборе присутствовали: Патриархи Александрийский - Христофор, Антиохийский - Александр III, Грузинский - Каллистрат; представители Константинопольской, Иерусалим­ской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника. Право голоса на нем имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от имени клириков и мирян своих епархий, что вполне соответствует духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алек­сия (Симанского).

На своем первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которое включало в себя 48 статей. В отличие от документов Собо­ра 1917-1918 годов, в указанном «Положении» наша Цер­ковь называется не Российской, а как и в древности, Рус­ской. В первой статье «Положения» повторена статья «Оп­ределения» от 4 ноября 1917 года о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору (ст. 1-я), при этом опуще­но только слово «контролирующая». Не говорится также о том, что Собор созывается «в определенные сроки»328, как это предусматривалось в «Определении» 1917 года. В статье 7-й «Положения» сказано: «Патриарх для решения назрев­ших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву329.

Шестнадцать статей «Положения об управлении Русской Православной Церковью» объединены в его 1-й отдел, оза­главленный «Патриарх». В статье 1-й, со ссылкой на 34-е Апостольское правило, говорится, что Русская Православная Церковь возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и управляется им совместно с Синодом. В этой статье, в отличие от «Определения» от 7 декабря 1917 года, нет упоминания о Высшем Церковном Совете, поскольку в новом «Положении» этот орган вовсе не предусмотрен. В статье 2-й «Положения» речь идет о возношении имени Пат­риарха во всех храмах Русской Православной Церкви в нашей стране и за рубежом. Дается и молитвенная формула возношения: «О Святейшем Отце нашем (имя) Патриархе Московском и всея Руси». Каноническое основание данной статьи - 15-е правило Двукратного Собора: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его... в Божественном тайнодействии... таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства...» Статья 3-я «Положения» предоставляет Патриарху право об­ращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам к Полноте Русской Православной Церкви.

В статье 4-й говорится о том, что Патриарх от лица Рус­ской Православной Церкви ведет сношения по церковным де­лам с предстоятелями других автокефальных Православных Церквей. Согласно «Определению» от 8 декабря 1917 года, Патриарх должен был сноситься с автокефальными Церква­ми во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени. Церковная история и каноны знают как примеры обращения Первоиерархов к Предстоятелям автокефальной Церкви от своего имени (каноническое послание архиепископа Алексан­дрийского Кирилла Антиохийскому Патриарху Домну и по­слание Патриарха Константинопольского Тарасия папе Адри­ану), так и примеры обращения Первоиерархов от имени Собора (Окружное послание архиепископа Геннадия к митро­политам и папе Римскому отправлено Первоиерархом от име­ни своего и «с ним святого Собора»).

Статья 5-я «Положения», соответствующая параграфу «М» статьи 2-й «Определения» Собора 1917-1918 годов, предос­тавляет Патриарху право «в случае нужды преподавать Пре­освященным Архиереям братские советы и указания каса­тельно их должности и управления»330. «Определение» Собо­ра 1917-1918 годов не ограничивало преподавание братских советов «случаями нужды» и предоставляло Патриарху пра­во давать советы епископам не только относительно исполне­ния ими их архиерейского долга, но и «относительно их лич­ной жизни». В истории Древней Церкви примером советов Первоиерарха подчиненным ему архиереям служат канони­ческие послания Первоиерарха Понтийской диоцезальной Церкви святителя Василия Великого епископу Тарсскому Диодору (прав. 87-е), хорепископам (прав. 89-е) и подчиненным ему епископам митрополии (прав. 90-е).

Согласно статье 6-й «Положения», «Патриарху принадле­жит право награждать Преосвященных Архиереев установлен­ными титулами и высшими церковными отличиями»331. В ста­тьях 8-й и 9-й «Положения» говорится о правах Патриарха как епархиального архиерея. В отличие от статей 5-й и 7-й «Определения» Собора 1917-1918 годов, здесь ничего не ска­зано о ставропигиальных монастырях.

«Положение» 1945 года дает Патриаршему наместнику бо­лее широкие права, чем «Определение» Собора 1917-1918 годов. Он носит другой титул - не Коломенский и Можай­ский, как ранее, а митрополит Крутицкий и Коломенский - и на основании статьи 19-й «Положения» является одним из постоянных членов Синода.

Статья 11-я «Положения» гласит: «По вопросам, требую­щим разрешения Правительства СССР, Патриарх сносится с Советом по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР»332.

В «Положении» ничего не сказано о многих других пра­вах Патриарха (о праве надзора за всеми учреждениями выс­шего церковного управления, о праве визитации епархий, о праве принимать жалобы на архиереев, о праве освящения святого мира). Умалчивает «Положение» и о подсудности Па­триарха. А это значит, что как права Патриарха, так и его подсудность, не упомянутые в «Положении», после Собора 1945 года устанавливались на основании канонов, а также в соответствии с «Определениями» Поместного Собора 1917- 1918 годов, которые сохраняли силу в части, не отмененной или не измененной позднейшими законодательными актами и не утратившей значения в связи с новыми обстоятельствами, например, исчезновением самих институтов, о которых гово­рится в этих определениях.

В статьях 14-й и 15-й «Положения» речь идет об избра­нии Патриарха. «Вопрос о созыве Собора (для избрания Патриарха) ставит Священный Синод под председательством Местоблюстителя и определяет время созыва не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола»333. Место­блюститель председательствует на Соборе. Срок для избра­ния Патриарха не указан в самих канонах, но он определен в 1-й главе 123-й новеллы Юстиниана, которая включена в «Номоканон в XIV титулах» и в нашу «Кормчую книгу», и составляет 6 месяцев. В «Положении» ничего не говорится о составе Собора, созываемого для избрания Патриарха. Но на самом Соборе 1945 года, принявшем «Положение», и на Соборе 1971 года в избрании участвовали лишь епископы, которые, однако, голосовали не только от своего имени, но и от имени клира и мирян своих епархий, представители которых присутствовали на этих Соборах.

В «Положении» Собора 1945 года о Местоблюстителе гово­рится в статьях 12-15. Отличие этих статей от соответству­ющих положений, предусмотренных в «Определениях» Собо­ра 1917-1918 годов, заключалось в том, что Местоблюститель не избирается: в эту должность должен вступить старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода. Соглас­но «Положению», Местоблюститель назначается лишь после освобождения Патриаршего Престола, то есть пока Патриарх жив и не оставил Престол, даже если он в отпуске, болен или находится под судебным следствием, Местоблюститель не назначается.

В статье 13-й говорится о правах Местоблюстителя. Как и сам Патриарх, он управляет Русской Церковью совместно с Синодом; имя его возносится за богослужением во всех хра­мах Русской Православной Церкви; он обращается с послани­ями ко всей Русской Церкви и к предстоятелям Поместных Церквей. Но в отличие от Патриарха, Местоблюститель сам, когда найдет это нужным, не может ставить вопрос о созы­ве Собора архиереев или Поместного Собора с участием кли­ра и мирян. Данный вопрос ставит Синод под его председа­тельством. Причем, речь может идти лишь о созыве Собора для избрания Патриарха и не позднее 6 месяцев с момента освобождения Патриаршего Престола. «Положение» не предо­ставляет Местоблюстителю права награждать архиереев титу­лами и высшими церковными отличиями.

Священный Синод, согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью» 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной со­став; а от Временного Синода при Заместителе Местоблюсти­теля он отличался наличием реальной власти, тем, что не яв­лялся только совещательным органом при Первоиерархе.

Составу Синода посвящены статьи 17-21 «Положения». Священный Синод, согласно «Положению», состоял из пред­седателя (Патриарха) и постоянных членов: митрополитов Киевского, Минского и Крутицкого (Архиерейский Собор 1961 года расширил состав Священного Синода, включив в него в качестве постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений). Три временных члена Синода вызыва­ются поочередно на полугодовую сессию, согласно списку архиереев - по старшинству (для этого все епархии разделе­ны на три группы). Вызов архиерея в Синод не обусловлен двухлетним пребыванием его на кафедре. Синодальный год разделен на две сессии: с марта по август и с сентября по февраль.

В отличие от соответствующего «Определения» Поместно­го Собора 1917-1918 годов, в котором подробно регламенти­рована компетенция Синода, в «Положении» ничего не го­ворится о круге подведомственных ему дел. Однако в статье 1-й «Положения» предусматривалось, что управление Рус­ской Церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным Синодом. Следовательно, все важные общецер­ковные дела решаются Патриархом не единолично, а в со­гласии с возглавляемым им Синодом.

32. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-1918 ГОДОВ О ВЫСШЕМ ЦЕРКОВНОМ УПРАВЛЕНИИ 33. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В ПЕРИОД С 1918 ПО 1988 ГОДЫ 34. ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С 1988 ПО 2000 ГОД