На главную
страницу

Учебные Материалы >> Основное богословие.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины

Глава: РАЗДЕЛЫ АПОЛОГЕТИКИ

В апологетической науке можно выделить три основ­ных раздела: богословский, историческо-философский и естественнонаучный.

Богословская апологетика

Предметом богословской апологетики являются пре­имущественно основные христианские истины веры и жизни. Однако, в отличие от догматического и нравственного богословия, рассмотрение и обоснование их дается, исходя не из авторитета Священного Писания и Предания Церкви, но главным образом с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и прочих общепризнанных норм и критериев. Это обусловлено необходимостью раскрытия христианских истин человеку мало церковному или неве­рующему, но ищущему с тем чтобы он получил оптималь­ную возможность принятия их в качестве основополагаю­щих мировоззренческих принципов. Подобный подход является и защитой основных ценностей христианской ре­лигии перед лицом критики, и одновременно оптималь­ным условием конструктивного диалога с иными религи­озными системами мысли.

К области богословской апологетики относится рас­смотрение вопросов: догматических (понимание Бога, единотроичности Бога, Боговоплощения, Спасения, Вос­кресения, Таинств и др.) в их сопоставлении с нехристиан­скими аналогами других религий и религиозных течений; теодицеи (согласование Божественной любви и существо­вания вечных мучений, происхождения зла, свободы лич­ности и промысла Бога и др.); духовно-нравственных (по­нимание христианских основ духовной жизни в сравнении с неправославными) и некоторых других.

В настоящее время тематика богословской апологети­ки отнесена к области основного богословия.

Историческо-философская апологетика

Этот раздел апологетики охватывает очень широкий круг проблем исторического и главным образом философ­ского характера. Исторический аспект включает в себя вопросы происхождения религии и ее видов, возникновение христианства, разных форм мистицизма и т. д. и понимания сущности этих явлений. Историческая тематика в апо­логетике возникла практически лишь с XVIII столетия, ког­да деятели т.н. эпохи Просвещения и Великой Француз­ской революции в своей борьбе с христианством дошли до отрицания историчности Христа и реальности событий. описываемых в новозаветных и других библейских книгах (т.н. мифологическая школа). Эта и другие гипотезы проис­хождения христианства (Новотюбингенской школы, полити­ко-экономическая, синкретическая) определили содержа­ние и характер многочисленных апологетических трудов, В настоящее время историческая тематика по-прежнему присутствует в большинстве учебных пособий по апологе-тике и основному богословию.

Важной частью исторического аспекта апологетики яв­ляются вопросы критического анализа различных атеисти­ческих гипотез происхождения религии («изобретения ре­лигии», натуралистической, анимистической, социальной, антропотеистической и др.), а также оценки воззрений не­которых наиболее известных мыслителей религии, ее про­исхождения и места в жизни человека и общества.

Философский аспект этого раздела апологетики сво­им предметом имеет прежде всего соответствующее рас­крытие и обоснование тех положений христианской веры, которые являются общими или смежными с философией, и в этом качестве проблемными как для богословия, так и для философии, а также богословское осмысление и оцен­ку многих вопросов онтологии, гносеологии, антрополо­гии, эсхатологии.

Понимание бытия или сущего (онтология) является ключевым как для христианства, так и для философии, по­скольку определяет принципиальный взгляд на все прочие проблемы веры и знания. В христианской апологетике оно включает в себя круг вопросов, связанных с религиозно-философским осмыслением учения о Боге и Его бытии, бытии сверхчувственного мира, о творении, об отношении между Богом и миром (и человеком). Постоянное внима­ние, начиная со времен схоластики и до настоящего време­ни, уделяется вопросу доказательств бытия Бога.

Большое количество апологетических трудов посвяще­но анализу альтернативных точек зрения по вопросу пони­мания Бога и Его отношения к миру, предлагаемых деизмом, дуализмом, монизмом, пантеизмом, политеизмом, теизмом и другими философскими и религиозно-философскими направлениями.

Проблема познания, и в первую очередь богопознания, его условий, критериев, цели и средств (гносеология) явля­ется центральной как для христианства, так и для филосо­фии. Она очень обширна и многогранна. В богословии эта проблема рассматривается неоднозначно, особенно со вре­мени раскола XI в. Запад ее решение усматривает преиму­щественно в деятельности ratio, в то время как Восток (Пра­вославие) — в целостности познающего духа. А.С. Хомяков точно определил это расхождение, указав на главную ошиб­ку западного мышления: «Рим разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа»1.

Это же подчеркивал и И.В. Киреевский: «Стремясь к ис­тине умозрения, восточные мыслители заботятся прежде всего о правильности внутреннего состояния мыслящего Духа: западные — более о внешней связи понятий. Восточ-ные  для достижения полноты истины, ищут внутренней цельности разума: того, так сказать, средоточия умствен­ных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство. Западные, напротив того, полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих в своей одинокой отдельности...»2.

Таким образом, истинное познание и познание Исти­ны Православие видит только на пути богоуподобления. И основной вопрос философской и христианской гносеоло­гии — об истине и заблуждении (прелести), в нем решает­ся через обращение не к ratio самому по себе, но к чистоте всего духовно-нравственного состояния познающего.

Происхождение человека, понимание личности, души, духа, бессмертия, свободы, греха и добродетели, спасения и совершенства, святости, отношение к телу, смысл жизни и смерти, страданий и творчества — вопросы антрополо­гии, которые далеко не охватывают всего спектра этой ча­сти философской апологетики. Она является той областью, которая вместе с учением о Боге занимает центральное ме­сто в христианском богословии и вокруг которой постоян­но ведутся основные мировоззренческие дискуссии.

Вызывающей всегда повышенный интерес и множест­во вопросов является проблема эсхатологии. Она имеет не­сколько аспектов, однако в области философской апологе­тики рассматриваются по преимуществу два. Первый из них удачно назван священником Павлом Флоренским «ан­тиномией геенны». Существо его кратко выразил прот. Сер­гий Булгаков: «Итак, основной антиномический постулат эсхатологии заключается в том, что вечная жизнь нетления и славы может совмещаться с вечной смертью и гибелью, то и другое — в разной мере — является включенным в бы­тие». Эта проблема является предметом рассмотрения с первых веков христианства и по настоящее время. Ориген, свт. Григорий Нисский, святые Иоанн Златоуст и Исаак Си­рин, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков, прот. А. Туберовский, свящ. А. Жураковский, кн. Е.Н. Трубецкой и многие другие отцы Церкви, богословы и мыслители предлагали интересные и глубокие варианты ее решения.

Второй аспект эсхатологической проблемы — конеч­ная судьба этого мира. Этот аспект охватывает широкий круг вопросов и близко соприкасается с историософией, социологией, анализом научно-технического прогресса, развитием культуры и т. д. В настоящее время в связи с на­растающим экологическим кризисом, активизацией про­цессов глобализации и расширяющимися возможностями тотального контроля за человеком и управления его пове­дением он приобретает все большую актуальность. Особую психологическую напряженность и остроту этой проблеме придает вопрос об антихристе и признаках его явления. Естественнонаучная апологетика

Основная задача данного направления апологетики за­ключается в том, чтобы на основе наблюдаемой и познавае­мой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о ее Первопричине. Фактически стержне­вой идеей естественнонаучной апологетики является то, что традиционно именуется телеологическим доказательством бытия Божия. Главными вопросами здесь являются пробле­мы соотношения науки и религии, науки и атеизма.

Истоками и основанием естественнонаучной апологе­тики являются известные слова апостола Павла: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от созда­ния мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1; 19-20). Апостол с некоторой пре­досудительностью пишет здесь о тех, кто, рассматривая и изучая мир, не видит в нем присутствия Бога. Отцы и учи­тели Церкви разных эпох также были убеждены, что на­блюдение явлений природного мира и привлечение дан­ных естественных наук в апологетических целях является и правомерным, и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытие Бога и многие Его свойства. Преп. Ефрем Сирин, например, писал: «Что видим в приро­де, тому учит и Писание. И природа, и Писание, если пра­вильно будем вникать, показывают одно и то же»4. Об этом же говорят свт. Василий Великий и Григорий Нисский в сво­их «Шестодневах», прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложе­нии православной веры» и многие другие. Один из русских святых Тихон Задонский пишет большое сочинение «Сокро­вище духовное, от мира собираемое». Не менее важно и то, что, изучая мир, Бога увидело подавляющее число самых вы­дающихся ученых-естествоиспытателей всех времен и наро­дов, включая и современную эпоху. Основную их мысль хо­рошо   выразил   М.  Ломоносов:   «Создатель  дал   роду человеческому две книги. Первая — видимый мир... Вторая книга — Священное Писание... Обе общо удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его бла­годеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры»5.

Однако наряду с этой основной линией богословской и научной мысли, начиная с XVI-XVII вв. и особенно в после­дующее время, в определенных общественных кругах все ак­тивнее развивается и широко пропагандируется мысль о са­моразвитии мира, самовозникновении жизни и самого человека. Из этого истока родились псевдорелигиозные, ате­истические и антирелигиозные настроения, целые фило­софские системы. Отсюда вышла и идея несовместимости и противоборства науки и религии, которая актуальна для ес­тественнонаучной апологетики до настоящего времени. Те­перь, когда естественные науки убедительно свидетельству­ют о том, что все уровни микро-, макро- и мегамира: материальный, биологический, психический, нравственный и духовный — все вместе и каждый в отдельности настолько разумно организованы и так соотносятся между собой, что фактически не остается сомнений в антропном принципе устройства мира; естественнонаучная апологетика как никог­да достигает своей цели, показывая, что наука и религия — не только не враги, но каждая из них своими средствами от­крывает человеку существование высшего Разума — Бога.

Естественнонаучная апологетика имеет едва ли не столько же аспектов, сколько естествознание насчитывает у себя отдельных наук. Однако некоторые из них имеют при­оритетное значение. Обусловлено это тем, какое внимание уделяется той или иной науке атеистической критикой. Ими обычно являются антропология, психология, биоло­гия, космология. Основной проблемой дискуссии между ре­лигией и атеизмом (но не между религией и наукой!) на пространстве этих наук является причина или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной, происхож­дение жизни и человека.

Апологетика, таким образом, ставит своей целью такое раскрытие и обоснование христианской веры, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысла жизни, увидеть, что христианство — это не слепая вера, но рели­гия, действительно отвечающая основным жизненным за­просам человеческого бытия. Этим объясняется и специ­фика данной богословской науки, заключающаяся прежде всего в том, что она обращается не только к Библии и свя­тоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гу­манитарных наук, к истории, искусству — культуре в целом.

В то же время всегда актуальным остается предупрежде­ние Господне: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6). Это заповедь рассмотрительного отношения к пропо­веди, чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприя­тию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: «От глупых и невежествен­ных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветли­вым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью настав­лять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2, 23-25).

ПОНЯТИЕ ОБ АПОЛОГЕТИКЕ РАЗДЕЛЫ АПОЛОГЕТИКИ КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АПОЛОГЕТИКИ