На главную
страницу

Учебные Материалы >> Патрология.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Книга первая. Аскетические опыты

Глава: Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями38

-Чревообъедение                                                                                                                                                                                                                                          

Объедение, пьянство, не хранение и разре­шение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и из­лишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехра­нение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

- Любодеяние

Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелание тела, блудные ощущение и пожела­ние души и сердца (скоктание), принятие не­чистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Не хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им по­добные.

-Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имуще­ства движимого и недвижимого. Желание обо­гатиться. Размышление о средствах к обогаще­нию. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупо­вание на Его промысл. Пристрастия или болез­ненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воров­ство. Разбой.

-Гнев

Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение серд­ца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колючие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуж­дение, возмущение и обида ближнего.

-Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетер­пеливость, несамоукорение, скорбь на ближне­го, ропот, отречение от креста, покушение сой­ти с него.

-Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особен­ности к молитве. Оставление церковного и ке­лейного правила. Оставление непрестанной мо­литвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблаго­говение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехож­дение с места на место. Частые выходы из келии, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Заб­вение заповедей Христовых. Нерадение. Плене­ние. Лишение страха Божия. Ожесточение. Не­чувствие. Отчаяние.

- Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса, и прочим качествам тела. Располо­жение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретении временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекос­ловие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничиже­ние ближнего. Переменчивость нрава. Притвор­ство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

- Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Пре­лесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и су­етных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие со­бою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания (Ис 1:6). Это значит, по изъяснению отцов (прп. Авва Дорофей. Поучение 1-е), что язва — грех — не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, все­ми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:17). Тотчас по вкушению плода запрещенного праот­цы почувствовали вечную смерть: во взорах их яви­лось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнаже­ние души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святой. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором со­вокупление всех греховных ощущений: и гордос­ти, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва — смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божествен­ного подобия! Великую язву апостол называет за­коном греховным, телом смерти (Рим. 7:23,24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к об­щению с Богом! (Быт. 6:3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1 Кор. 15:50). Великая язва разлилась на весь род челове­ческий, соделалась достоянием злосчастным каж­дого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? — Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешил скрыться от Бога? Стану ли, подоб­но ему, оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно скрываться от Всевидящего! напрасно оправдываться пред Тем, Кто всегда побеждает, внегда судити Ему (Пс. 50:6).

Облекусь же вместо смоковничных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу ис­креннее сознание. Облеченный в покаяние и сле­зы, предстану пред Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, — и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию плоти моей я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольную страну твоего изгнания, чтобы возвести тебя в поте­рянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям: Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя богом по благодати. Он проща­ет тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, яд, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачевство на весь путь твоей земной жизни для ис­целения от греха, сколько бы раз ты ни заразил­ся им, по немощи твоей. Это врачество — испо­ведание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже обле­чен в Нового Адама, но собственными беззако­ниями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? — Погрузись в смирение! Побе­ди тщеславный стыд, научающий тебя лицемер­но и лукаво притворяться праведным и тем хра­нить, укреплять в себе смерть душевную. Извер­гни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедию греха. Это врачевание должно пред­варять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца небес­ного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление проч­ным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую откры­ваются очи ума для  самопознания, которая при­ходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовию о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молит­ву о душе, много пострадавшей от волн грехов­ных, видевшей часто пред собою потопление и по­гибель, находившей отдохновение в одном при­станище: в исповедании своих грехопадений.

О молитве Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями38 О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям