Рассказы о "православном Сталине" не подтверждаются фактами - историк
Москва. 5 марта. - В основе мифов о "православном Сталине" лежит потребность определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, считает старший научный сотрудник Института российской истории, автор книги "Сталин. Власть. Религия" Игорь Курляндский. "Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о "православном Сталине" и изобретаются под нее соответствующие апокрифы", - заявил историк в интервью, опубликованном во вторник на сайте журнала "Фома". По словам И.Курляндского, в такого рода литературе можно встретить утверждения, что И.Сталин "богоданный вождь" или что он "святой православной император", вождь великой православной империи. Однако, подчеркнул он, "подобные апокрифы о "православном Сталине" именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют". Он назвал выдумками рассказы о том, что якобы И.Сталин встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, блаженной Матроной, о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов. Историк напомнил, что И.Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он как генсек ЦК РКП (б) "безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской православной церкви под предлогом помощи голодающим". В 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей. Патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это "конъюнктурными причинами борьбы с Троцким" и общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений, утверждает И.Курляндский. По его словам, тот же И.Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов "религиозного НЭПа", в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. В 1937-1938 годах И.Сталин руководил массовым истреблением духовенства Русской церкви и других религиозных организаций. Историк привел малоизвестный факт: ректор первых лет учебы И.Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из "троек", созданных по решению вождя. Соображениями выгоды было продиктовано смягчение его отношения к Церкви и во время Великой Отечественной войны. "Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору. Патриотическая позиция Церкви прямо обусловила дальнейший поворот власти в сторону значительного смягчения прежней антирелигиозной политики", - отметил И.Курляндский, напомнив, что антицерковные гонения возобновились в 1948 году. Причина антирелигиозного отката была в том, что И.Сталин разочаровался в эффективности использования Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода "православным Ватиканом". И.Курляндский призвал молиться о вразумлении священников-сталинистов и просвещать поклонников И.Сталина среди мирян. ИНТЕРФАКС / www.klikovo.ru |
||