Иерей Андрей Алексеев: Системный кризис образования и культуры преодолим только с опорой на религиозную традицию
Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда считает, что исправить угрожающее состояние отечественного образования можно лишь оперевшись на религиозную традицию. "Если преподаватель перестает быть для студентов наставником и превращается исключительно в продавца, реализующего определенный набор знаний как некий товар с конкретной измеряемой стоимостью, – это чревато большими драматическими последствиями для всего общества", – пишет В.Легойда. – "Если в современной культуре и есть что-то, что способно эффективно противостоять наступлению общества потребления во всех культурных сферах, так это религиозная традиция. Задача, которая стоит перед современными гуманитариями, – это задача воцерковления культуры".
"Как бы вы прокомментировали эту позицию? Как, на ваш взгляд, должна проявляться эта опора на религиозные традиции в реальности?" – с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ. Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, считает, что Владимир Легойда дал очень верную оценку состояния нашего образования. "Действительно, у нас утеряно понятие наставничества, утеряно понятие школы как направления и преемственности традиций. Учителя и профессора переведены в разряд продавцов знаний. Воспитательный элемент полностью исключен из образовательного процесса. Детям не дается уже никакого представления о том, что есть добро и что есть зло. Преподаватели не передают традиции, те традиционные ценности, которые воспитывались в народе в течение веков. Без помощи хранителя традиционных ценностей, т.е. Церкви, не обойтись. Если общество не поймет этого, то деградация его будет продолжаться", – добавил отец Владимир. Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также считает, что с В. Легойдой невозможно не согласиться. "Это золотые слова. Но в реальности это может проявиться только в результате личного воцерковления деятелей культуры и образования. Причем речь должна идти о реальном личном воцерковлении, а не просто формальном подчинении настроению общества или государственной конъюнктуре – явлениям исторически преходящим. Кроме того, реальная опора на религиозные традиции в сфере образования и культуры в нашей ситуации подразумевает тесное взаимодействие и полное взаимопонимание между церковными и государственными структурами. В данном случае государство должно оказывать всемерную поддержку Церкви", – заключил священнослужитель. Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, также полностью поддержал В.Легойду. "Владимир Романович предельно четко и ясно изложил суть проблемы – проблемы очень серьезной и актуальной. Действительно, выйти из системного кризиса культуры и образования без опоры на религиозную традицию не получится. Шаги по внедрению религиозной традиции в нашу культуру должны быть разумными. Что-то уже делается – и в тех учреждениях культуры, в школах и вузах, где это осуществляется, где это находит понимание и поддержку со стороны руководства, ситуация реально меняется к лучшему. Уже одно только присутствие священника на любом мероприятии, даже на спортивном турнире или детском празднике, приводит к улучшению человеческих отношений. Об этом мне не раз приходилось слышать и от учителей, и от руководителей кружков и спортивных секций. Церковь оказывает благотворное влияние на все стороны жизни. Непонимание этого действительно приведет к очень плачевным последствиям для всего общества. Препятствия распространению этого благотворного влияния Церкви можно охарактеризовать как преступные по отношению к собственному народу и Отечеству", – подытожил он. Иерей Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, напомнил, что в первую очередь борьба идет между различными жизненными установками и целями человека. "Вот я говорю молодому человеку о духовности, а он меня спрашивает – а на какие деньги мне существовать? И эта борьба между совестью и меркантильной позицией идет не первый год. Вспомните студенческие бунты во Франции 60-х годов – первое выступление молодежи общества потребления. И наша страна, с развалом СССР, не прошла стадию становления ценностей, вместо них мы получили капиталистические европейские взгляды на жизнь, и плоды этого сейчас пожинаем. На Западе нашли выход в корпоративной этике, но нам этот метод не подходит. Тот кризис нравственности, который царит у нас сегодня, показывает, что одной этики недостает, чтобы решить проблемы наживы и алчности. Духовные ценности должны пробиться через пелену рекламных компаний, на фоне которых голос Православной Церкви еле заметен. Объяснять человеку, что он создан для более высоких целей, а не только для того, чтобы хорошо кушать и красиво одеваться, очень сложно. У людей сразу возникает заградительная реакция. И хотя мы опоздали лет на 20 с тем, чтобы решать вопрос о возвращении к религиозным ценностям, но мы не опоздали навсегда и апеллировать к этому надо постоянно", – считает о.Георгий. |
||