Протоиерей Максим Первозванский: «При отсутствии общей системы государственного строительства, метания в сфере образования будут продолжаться»
28 августа в Москве на Пушкинской площади прошла акция в поддержку качественного бесплатного образования в России. Организаторами митинга выступили движение "Возрождение. Золотой век", Всероссийский фонд образования и представители педагогического сообщества. Участники митинга заявили, что реформы Андрея Фурсенко нанесли вред отечественной системе образования и потребовали скорейшей отставки министра.
Напомним, в последние годы Россия потеряла лидирующие позиции по качеству образования в рейтинге ЮНЕСКО. Сейчас по этому показателю наша страна находится на 54-й позиции. Преподавательский состав стремительно стареет: в 1980-х средний возраст педагога составлял 35 лет, на рубеже 2000-х – 50 лет. Директор центра проектирования школьных систем ВШЭ Анатолий Каспржак сообщил, что к 15 годам 30% школьников не умеют читать: "Они произносят знаки, но они не понимают, что за ними стоит". Он же отметил, что образование перестало быть "социальным лифтом". Поскольку в наше время ни диплом, ни полученные знания не обеспечивают ни уровня жизни, ни социального статуса, они ценятся все меньше. "Очевидно, что отечественная школа за последние 20 лет оказалась в серьезном кризисе. В чем вы видите его основные причины? Что, на ваш взгляд, следовало бы прежде всего сделать для выхода из этого кризиса?" – с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ. Кризис образования носит системный характер, считает главный редактор журнала "Наследник" протоиерей Максим Первозванский. "Связано это с отсутствием понимания, куда двигаться нашей стране. Пока нет общей системы государственного строительства, метания в сфере образования – и не только – будут продолжаться. Еще одной причиной является нерациональное вложение денег в развитие преобразований. Например, на непонятную реформу и принятие ЕГЭ средства находятся. Престиж школы падает и из-за низкой зарплаты педагогов. Кто сейчас поступает в педагогический институт? Те, кто никуда не смог больше поступить. Энтузиастов, которые действительно идут туда по призванию, становится все меньше, это единицы. Должно быть так, чтобы в учителя шли лучшие люди, которые не тратили бы свое время и силы на огромные нагрузки, беря по 2-3 ставки. Зарплата должна быть минимум в пять раз выше нынешней. И все эти проблемы вполне решаемы, если подходить к ним обдуманно и взвешенно", – заключил отец Максим. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также находит нынешнее состояние образования в России весьма плачевным. "Людей, вышедших на митинг, я поддерживаю. Образование – это наше национальное достояние. Это одно из дел первостепенной важности. К образованию нельзя относиться с критерием "числом поболее, ценою подешевле". Вкладывая деньги в приобретение зарубежных технологий, мы на самом деле приобретаем достижения вчерашнего дня, а развивая качественное доступное образование, мы получим достижения дня завтрашнего. На протяжении нескольких десятилетий наша система образования по праву считалась одной из лучших в мире. Во всех сферах культуры и науки наши достижения были значительны и бесспорны. Правительство должно прикладывать все силы, чтобы это достояние хранить и преумножать. Всем вместе нужно искать пути выхода из этого системного кризиса. Кризис этот уже слишком глубокий и обширный. Выход из него является задачей государственной важности", – заключил он. Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что в высшей школе дела идут не лучше, чем в средней. "Состояние высшей школы нельзя охарактеризовать иначе как кризисное. Во многом это связано с обилием псевдоуниверситетов и псевдовузов, обилием надуманных и ненужных специальностей. Все это нужно резко сократить. Высшее образование представляется большинству школьников как бы естественным продолжением среднего. Но получить серьезное высшее образование объективно способны не более 20% выпускников средней школы. Происходит фальсификация. Для поднятия уровня высшего образования необходимо отчислять всех неспособных студентов по результатам первой сессии или первого года обучения, – а у нас такого даже представить себе не могут. Система ЕГЭ в корне порочна. Уже только в силу федеративного устройства и отсутствия должного контроля положительный результат достигнут не будет", – заключил о.Максим. Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, видит в кризисе образования последствия слепого копирования западных моделей. "Проблемы в нашем образовании связаны, на мой взгляд, с тем, что реформаторы ориентируются на западные стандарты, отказываясь от наших собственных, вполне успешных, традиций образования. И вот дети перестают читать, аналитически мыслить и вникать в сущность проблем, а хотят скользить по верхам. Везде звучит установка, что дети перегружены, что нужно сокращать программы. В результате мы получаем людей малообразованных, не способных к осмыслению ситуации, но способных только потреблять и потреблять. Это одна из важнейших стратегических проблем. Разумеется, дать бесплатное образование высокого качества поголовно всем детям государство не в состоянии. Но оно должно, по крайней мере, предусмотреть возможность получения его детьми способными. К сожалению, такой программы нет. Та, что есть, рассчитана на общий средне-низкий уровень, а хорошее, но платное образование не по карману бедным семьям. Вот и получается, что хорошее образование недоступно способным, но бедным детям, но доступно неспособным, но богатым. Безусловно, система государственного бесплатного образования, опирающаяся на лучшие отечественные и зарубежные образцы, должна существовать. Но пока, к сожалению, разрушается и то хорошее, что еще осталось. Если государство не решит эту проблему, мы останемся без будущего", – считает отец Тихон. Русская линия |
||