Святой преподобномученик Акакий, во Святом Крещении Афанасий, был сыном благочестивых родителей. Местом жительства их было селение Неохори в Македонии, близ Солуни. Вследствие крайней бедности, будучи не в состоянии обеспечить свое существование в этом селении, они переселились в город Серес. Между их детьми Афанасий был старшим, тогда ему было девять лет. Желая, чтобы он с молодых лет научился какому-нибудь полезному ремеслу, а не скитался праздным, они отдали его одному башмачнику. Но это не только не принесло Афанасию пользы, а, напротив, причинило ему ужасный вред и привело к бедствию; ибо башмачник, взявший его на попечение для научения своему искусству, вместо благоразумных наставлений и вразумлений употреблял ежедневные безрассудные и жестокие побои. Не перенося жестокостей своего хозяина, несовершеннолетний Афанасий желал освободиться от видимого бесчеловечного тирана и неприметно, не ожидая, впал в когти мысленного человекоубийцы — диавола.
Однажды в день святой Великой Пятницы, башмачник-хозяин Афанасия, движимый, может быть, демоном, с еще большим, чем прежде немилосердием избил его. От частых побоев совершенно расслабевший духом Афанасий ушел из дома своего хозяина. Плакал, рыдал, шел, сам не зная куда, а день клонился уже к вечеру. К своему несчастью встретил он на улице двух турчанок. Эти женщины, выражая коварное милосердие к сетующему и голодному Афанасию, привели его в свой дом, у ворот которого они тогда находились, обласкали его и накормили, и вместе с тем предложили, отверженные, отречься истинного Хлеба, сшедшего с Небес — Господа нашего Иисуса Христа. Афанасий, уже совершенно потерявший и силу воли, и терпение от жестокостей своего хозяина, к тому же думавший, что он нашел наконец истинное избавление и покой, — увы! — отрекся от Иисуса Христа.
Как только турчанки услышали согласие Афанасия на отречение от христианской веры, тотчас отвели его к хазнадару Юсюф-бею, который оставил Афанасия в своем доме, и, не отлагая, совершил обрезание с переименованием христианского имени на мусульманское. Потом, усыновив его, питал к нему неограниченную любовь, которую одинаково разделяла и его жена.
Прожив девять лет в богатом доме во всяком довольстве и роскоши, он достиг восемнадцатилетнего возраста. В это время жена бея, питавшая к нему до сих пор материнскую любовь, изменила ее на страстную, и, не в силах дольше скрывать страсть, изъявила Афанасию свое желание быть с ним. Но целомудренный юноша, подобно прекрасному Иосифу, бежал от нее, не допуская такой греховной связи. Однако злобная турчанка, видя себя пристыженной поступком Афанасия, оболгала его перед своим мужем, будто бы он хотел силой овладеть ею. Юсюф, выслушав жалобу своей жены, немедленно выгнал Афанасия из своего дома, дав ему полную свободу — идти куда хочет.
Получив свободу, Афанасий пошел в Солунь к своим родителям, куда они переселились из Сереса вскоре после отречения Афанасия от христианской веры. Родители, увидев своего сына, которого считали погибшим, возрадовались, особенно когда они узнали, что он оставляет мусульманскую веру и всем сердцем своим сопричисляется к словесному стаду Христову.
После нескольких дней пребывания в родительском доме они посоветовали ему удалиться на Святую Гору Афон, чтобы там, исповедовавшись духовным отцам о своем падении, омыть его покаянием и слезами. «Притом помни и то, — сказала ему мать, — что так как ты произвольно отрекся от Иисуса Христа, так точно с дерзновением должен и исповедать Его перед турками, и за любовь сладчайшего Иисуса принять мученическую кончину, омыв глубокое падение своей кровью». О благочестивая и чадолюбивая мать! Она не жалеет тела своего сына, чтобы спасти душу его для вечной жизни.
Услышав от матери своей то, чего желал и сам, Афанасий вскоре удалился на Святую Афонскую Гору, где и поступил в Хиландарский монастырь. Прожив там некоторое время, он по совету старцев той обители отправился в Ксенофский скит к духовнику Николаю, который, выслушав исповедь Афанасия, прочитал над ним установленные Православной Церковью умилостивительные молитвы, потом помазал его святым миром и отпустил обратно в Хиландар.
После этого, прожив в Хиландарской обители около года, он оттуда перешел в Иверский монастырь. Здесь он узнал о недавно пострадавших новопреподобномучениках Евфимии и Игнатии, выслушав рассказ о них. После этого у него появилось желание омыть свое отречение от Христа, подобно им, своей кровью. Поэтому он отправился к бывшему наставнику новопреподобномучеников иеромонаху Никифору, которому во всем искренне исповедовался, при этом не скрыл и своего желания идти по стопам святых мучеников Евфимия и Игнатия. Духовник объяснил ему все трудности, которые необходимо испытать, чтобы получить мученическую кончину, и, видя его готовность последовать его совету, согласился принять под свое руководство.
Подвиги, проходимые Афанасием, как-то: пост, бдение и непрестанная молитва — вызвали зависть злобного врага — диавола, который, чтобы расслабить Афанасия в добродетельной жизни, начал всевать в юное его сердце разные помыслы, будучи побежден которыми, он одной глубокой ночью, никому не сказав, ушел из этой обители и после семичасового пути достиг обители Симонопетрской, где по его просьбе был принят тамошним игуменом в число братии. Но враг, подбив однажды на самовольную и более свободную жизнь, и здесь не оставил его в покое, ибо вскоре и отсюда он перешел опять в Хиландарский монастырь. Однако он и здесь не смог ужиться: своеволие влекло его в самостоятельность. И однажды, когда один старец подверг его резкому выговору относительно поведения, он не стерпел этого выговора и решил опять возвратиться к своему духовному отцу Никифору.
Придя к этому доброму и чадолюбивому отцу, Афанасий горько раскаивался в своем поступке и со слезами просил причислить его опять к лику святого братства, обещая впредь не удаляться отсюда. Долго Никифор не соглашался принять своевольного сына, но, будучи тронут его смиренным прошением и слезами, сжалился над ним и принял его вторично в свое малое братство; притом поручил старцу Акакию наблюдать за ним, чтобы он не впал опять в своеволие.
Приняв под свое руководство Афанасия, старец Акакий поместил его в отдельной келии и назначил ему подвиги больше первых, каковые Афанасий проходил с любовью. От сердечного умиления Бог даровал ему слезы, так что глаза его сделались как бы неиссякаемым источником, постоянно точащим слезы. Достигнув такого состояния, он стал просить духовника удостоить его ангельского образа. Духовник, видя его преуспеяние в добродетели и твердость в мыслях против искушений, постриг его в монашество, с именем Акакий. Через некоторое время, видя, что Акакий уже созрел в добродетелях и достиг совершенства, старец благословил его отправиться на мученический подвиг, при этом вручив ему в спутники старца Григория, который в свое время был спутником преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Вскоре после этого был нанят корабль, и они, простившись со святыми старцами, 1 апреля оставили Святую Гору и отплыли в Константинополь. Во время плавания Григорий рассказал начальнику корабля и матросам, которые были православными христианами, о намерении Акакия и просил их содействовать этому, на что они согласились с полной охотой.
22 апреля прибыли они в Галату Константинопольскую, и на другой день Григорий и Акакий в сопровождении начальника корабля отправились к одному знакомому христианину Григорию и остановились у этого доброго мужа.
В тот день, когда Акакий должен был выдать себя турецким властям, они приобщились святых Христовых Таин и прямо из церкви отправились на привезший их корабль. Здесь Акакий переоделся в турецкую одежду, которую заблаговременно приготовил ему начальник корабля и, сокрушаясь о разлуке со старцем Григорием, со слезами припал к ногам его и просил благословения. Старец, проливая слезы, облобызал Акакия и благословил идти на священный и великий подвиг. Затем Акакий, простившись со всеми и дав всем о Христе целование, пошел в Оттоманскую Порту в сопровождении брата начальника корабля, который добровольно вызвался проводить Акакия, ибо Акакий не знал туда дороги.
Достигнув Порты, Акакий расстался со своим путеводителем и взошел на крыльцо судилища. Здесь его остановил преддверник, который спросил, кто он и зачем пришел.
Акакий, рассказав ему о своем отречении от христианской веры и о том, где находится его родина, исповедал перед ним Христа Истинным Богом, а Магомета проклял, назвав обманщиком и лжепророком. Потом в доказательство своего отречения от мусульманской веры снял со своей головы зеленую повязку, бросил на землю и стал топтать ногами, насмехаясь над турецкой верой.
Преддверник, видя такую дерзость, начал его бить, а так как время не позволяло представить его верховному визирю, то он, заковав ноги святого мученика в кандалы, запер его в темницу. Через некоторое время святой приведен был в судилище, где ласками начали уговаривать его отречься от христианской веры, но мученик, как адамант, оставался твердым в своем исповедании.
Видя непреклонность мученика, судьи приказали его бить и потом бросить в темницу.
На другой день, в воскресенье, в 4 часа дня, мученика привели к самому визирю, но и визирь не смог отклонить его от исповедания имени Христова. После этого он отослал святого страдальца к городскому судье, но и там мужественный воин Христов остался непоколебимым. И в тот же день последовал приговор — обезглавить исповедника Христова. Вечером Григорий узнал от некоторых христиан о мучениях Акакия, и порадовался за него. Для духовного утешения мученика он считал необходимым сподобить его приобщения Христовых Таин, но не знал, каким путем исполнить это святое дело. В столь затруднительном деле он обратился за советом к вожатому Акакия, который согласился исполнить поручение.
После этого Григорий тотчас пошел к священнику, у которого стал просить часть Пречистого Тела Господа для узника, страдавшего за Христа. Священник безо всякого смущения вложил часть Святых Таин в малую дароносицу, отдав для передачи оных Акакию. Благочестивый христианин немедленно отправился с Дарами в темницу и благополучно вошел в нее, так как караульные солдаты, оставив свои посты, завтракали. В это счастливое время посланный и передал Акакию Святые Дары. Потом стал возвращаться обратно к выходу, но — увы! — часовые закончили завтракать и уже стояли на своих местах. Их удивила дерзость этого доброго христианина, и потому, жестоко избив его, выбросили вон. Когда же он пришел в чувство после обморока, то не помнил, каким образом очутился вне темницы. Чувствуя сильную боль от побоев, он сравнивал свои страдания со страданиями Акакия и воображал, какой радостный будет конец его страданиям! В это время он услышал шум идущих турецких солдат, которые вели Акакия со связанными сзади руками, плевали на него, толкали и били безо всякого милосердия. Доведенный до места Пармак-капи, святой стал на колени, преклонил свою голову и громко сказал палачу: «Опускай твой меч, только смело и метко». В эту самую минуту сильная рука палача опустила меч, и священная голова отделилась от многострадального тела, а праведная душа отлетела в обитель Небесного Отца, в понедельник, 1 мая 1816 года, в 6 часов пополудни.
Как только Григорий узнал о кончине святого мученика, то первой его заботой было купить у караульных солдат мощи Акакия. Для этого он обратился к некоторым христианам, которые охотно согласились пожертвовать, кто что мог. Таким образом собралось 800 пиастр, которые были заплачены алчным туркам. Тело мученика с подобающей честью взяли и перенесли на тот самый корабль, который привез святого в Константинополь, так как начальник корабля по любви к мученику согласился ожидать его кончины и отвезти Григория вместе с телом преподобномученика обратно на Святую Гору.
В пять часов ночи корабль снялся с якоря и управляемый рукой Всевышнего благополучно достиг Афона. Мощи святого мученика были перенесены с корабля в ту самую келию, в которой он подвизался еще при жизни и с благоговением погребены в ново-созданном храме в честь прежде его пострадавших двух святых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Благоприятными молитвами преподобномученика Акакия да сподобимся и мы получить Царство Небесное о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава, честь и держава, всегда и в бесконечные веки. Аминь.
В один день вместе со святым Акакием совершается память и святых преподобномучеников Евфимия (память 22 марта/4 апреля) и Игнатия (память 20 октября/2 ноября).
Святые главы всех трех преподобномучеников находятся ныне в Русской на Афоне обители святого великомученика Пантелеимона. Есть им и отдельная служба.
Тропарь преподобномученикам Евфимию, Игнатию и Акакию Афонским
Тропарь, глас 1:
Равночисленнии Троицы Несозданныя суще, с лики ангелов и чины мучеников предстоите вы, радующеся, Престолу Божества, мудрии. Сего ради причастием сияние отонуду приемлюще, источник исцелений верным подаете и Божественное просвещение, мучениче Христов Евфимие со Игнатием мудрым и с божественным Акакием, о нас присно молитеся.
Кондак, глас 4:
Явися днесь Церкви новое торжество триех страстотерпцев, яко светила, озаряющее православных, Христе, исполнения.
Величание
Ублажаем вас, преподобнии мученицы Евфимие, Игнатие и Акакие, и чтим святую память вашу наставницы монахов и собеседницы ангелов.