Два огорчительных скандала
На прошедшей неделе много обсуждались два огорчительных скандала. Один в связи с бывшим приютом в Боголюбово, а другой связан с таким известным богословом и миссионером как протодиакон Андрей Кураев. Происходящие в скандальной форме обсуждения обоих конфликтов нанесли урон репутации нашей Церкви. Эти скандалы происходят, как представляется, от пугающего бесстыдства и бессовестности некоторых членов нашего церковного сообщества.
«Боголюбово» стало возможно, в большой степени, благодаря стараниям благочинного, который нарушив заповедь Апостола «не судитесь у внешних», вынес свою обеспокоенность духовной обстановкой – да если бы только духовной – даже и политической, обстановкой в Боголюбовском монастыре, не на суд епископа или церковного суда, но в средства массовой информации. Второй скандал стал возможен тоже благодаря СМИ: кто-то (возможно, из участников беседы) распространил в интернете запись неудачной шутки (мягко скажем) отца Андрея Кураева в ответ на не очень серьезный вопрос семинариста «как мне найти невесту», заданный уже после лекции в частном режиме одним из участников встречи. Отец Андрей, заслуженный профессор, доктор богословия и философии, автор многочисленных книг. То, что он и раньше любил употребить красное словцо, рассчитывая на большую доходчивость, вызывало неприятие у многих ( у меня, в частности, о чем я предупреждал неоднократно о. Андрея), все же относится к рискам миссии, когда ты обращаешься к аудитории, которая не то что про Христа, а и про душу ничего не знает. Но тут-то были семинаристы. Цвет нашего юношества. Молодые люди, в отношении к которым Церковь предьявляет особенные требования чистоты их личной жизни. Требования эти выше, чем к барышням 19 века! Как горько, что протест не нашел никакой другой формы, как публикация в сети слов преподавателя, разоткровенничавшегося в разговоре после лекции. Будущие священники неужели не понимают, что следующими будут они? Что так создается в Церкви атмосфера недоверия и подозрительности? Когда учителя не будут уверены, что их искреннее слово, пусть и опрометчиво выраженное, не будет выставлено на срам и глумление всему свету. Так уже сейчас создается и атмосфера будущих приходов, где не будет ни открытости, ни любви, ни прощения. Не отца Андрея тут обличали – убивали братскую во Христе любовь. И о Боголюбове. О.Петр личность в церкви известная. Его и его чад недоверие к власти и Священноначалию, хоть и прискорбная вещь, но вполне объяснимая нашей историей ХХ века. Не знаю, как может быть преодолено недоверие к политической власти, но недоверие к Священноначалию в течение патриаршества Патриарха Алексия все же преодолевалось, чему свидетельством его кончина и похороны. К сожалению, правильные и хорошие слова мы находим только у гроба. То что касается светской власти, то какое доверие ко власти и ее институтам возможно, когда народ за краткий исторический срок несколько раз полностью был ограблен, когда на глазах миллионов жируют эти самые воры, когда коррупция достигла предельных величин, когда царит всеобщее лицемерие, когда чиновники детей изымают у матерей, когда гей-парад не проходит только благодаря личной упертости старика-градоначальника. Это что – не дыхание Антихриста? Тогда скажите мне, как это называется? Опасения особенно чувствительных людей вполне понятны. И отец Петр их воплощает. Кроме того, отец Петр – духовник, сумевший создать не только общину из чувствительных женщин, но и попечительский совет такой мощи, облеченных властью и средствами людей, что перед ним пасуют многие. Но меня интересует не это. Меня крайне беспокоит легкость, с которой не рядовой клирик, а благочинный ( то есть человек, поставленный блюсти церковную нравственность и каноны!), выносит на всеобщее обозрение наши церковные проблемы. Механизм тот же: гордостное самоупоение, никакого смирения, полное неприятие авторитета епископа (что, как ни парадоксально, единит участников конфликта с этой стороны с последователями о.Петра). Ему даже в голову не пришло обратиться к епископу, информационно-аналитической службе МП или в Церковный суд. Эти институции, видимо, сразу отметаются, как не преследующие цели установления церковного мира, правды и любви. СМИ – вот где он надеется найти искомое. Но тогда ищет ли о.Виталий действительно правду и любовь, обращаясь к современным СМИ? Каким таким образом современные СМИ вызвали у него такое доверие? Те самые СМИ, которые занимаются манипуляцией общественным мнением и зарабатыванием денег на темных сторонах человеческой природы? И это ради чего: сообщить, что в келье о. Петра висит портрет Сталина? Ну, так это, друзья, политический донос. Это призыв к 37 году. Это друзья, не церковные отношения, а грызня в шайке политиканов. Еще более удручает деятельность наших православных блоггеров. Тут уж вообще отвязности и разнузданности тона нет предела. Самозванные «эксперты» позволяют себе такое, что не имеет отношения ни к аналитике, ни к экспертизе, ни даже к христианству. А результат всех интриг известен – под сомнение поставлена сама возможность существования церковных приютов, да и возможность самих монастырей свободно жить по свои уставам. Потому что любая епитимья под либеральным оком будет психологическим насилием, запрет смотреть развращающее телевидение – запретом на получение информации, а запрет детям шататься вечером по подворотням – незаконным удержанием. Вот так-то, дорогие братья и сестры. Подумайте много-много раз, прежде чем со своим скандалом выходить в мир. Русская линия / klikovo.ru |
||