"Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: "Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих". Ратный подвиг – это самопожертвование человека, и Церковь всегда благословляла воинов на защиту Отечества, церковь всегда утешала тех людей, которые оказывались на поле битвы. Именно в этом смысл благословения воинов на брань, именно в этом смысл благословения того оружия, которым воины будут пользоваться", – заявил в эфире программы "Церковь и мир" телеканала "Вести" председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), говоря об отношении Церкви к воинской службе.
Говоря о той роли, которую должен играть священнослужитель в армии, архиерей отметил, что "священнослужитель в армии все-таки должен быть особым лицом". "Он не должен участвовать в марш-бросках, он не должен бегать или стрелять, или заниматься военной подготовкой. Может быть лучше, если он это пройдет все заранее. То есть, иначе говоря, если бы капелланами становились люди, которые сами когда-то, не будучи еще священнослужителями, отслужили в армии. Таких людей очень много. Вот я служил 2 года в армии, для меня эта тема не чужда. Я знаю, чем живут солдаты, я знаю, чего они хотели бы услышать от священнослужителя. Я, уже будучи священником, посещал солдатские казармы, беседовал с военнослужащими – и солдатами, и с офицерами. Но я не считаю, что, если бы мне сейчас надо было пойти в армию капелланом, я должен был бы снова повторять военную службу. Конечно, ситуация в Латвии отличается от ситуации в России тем, что там профессиональная армия. И действительно, если это профессиональная армия, это значит что в субботу и воскресенье военнослужащий может прийти домой, может пойти в храм. Но если речь идет не о профессиональной армии, а о том, что, по сути дела, на год, полтора, или на два, люди оказываются вдали от родины, вдали от семьи (некоторые из них уже, например, женатые и семейные люди, которые разлучаются со своей женой и с детьми), то, конечно, таким людям требуется психологическая поддержка. Не говоря уже о том, что верующим людям требуется, прежде всего, связь со своей церковью. Именно вот эту связь должен осуществлять военный капеллан. Каждый человек должен иметь право, служа в армии, оставаться активным членом своей собственной церковной общины. И именно для этого нужны военные капелланы", – считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
"Конечно, нужно готовить священников к тому, чтобы они служили в армии капелланами. И мне кажется, что будет очень хорошо, если при назначении на должность капеллана будет учитываться предыдущий опыт этого священнослужителя. То есть, например, довольно важный вопрос – служил ли он сам в армии или не служил? Потому что если, например, священнослужитель призывает не уклоняться от призыва, призывает, защищать свою родину, а при этом сам он в свое время уклонился от призыва или постарался его избежать, как делают сейчас многие, то авторитет у такого пастыря будет не очень большой", – выразил уверенность архиерей.
Он отметил, что если "существуют такие законодательные нормы, которые позволяют некоторым категориям людей учиться, а не служить в армии, то это значит, что государство высоко ценит учебу в этих учебных заведениях". "А значит, такое уклонение от армии не является ни преступлением, ни грехом, – продолжил владыка Иларион. – Если человек не хочет служить в армии просто потому, что ему лень, или потому, что он не любит свое Отечество, то это уже другая проблема. А это проблема, по которой такому человеку надо, наверное, посоветоваться со своим духовником".
Отвечая на вопрос телезрителя: "Служил ли Иисус Христос и апостолы в армии?", архиепископ Иларион сказал: "У нас нет сведений о том, чтобы Христос или апостолы служили в армии. Но насколько я знаю, тогда и не было общеобязательного призыва в армию. И армия в каком-то смысле была как раз профессиональной, как сейчас бывает во многих странах. Но когда такой вопрос задается, то очевидно подоплека здесь такая: а необходимо ли служить в армии для спасения души? И необходимо ли мужчине служить в армии для того, чтобы быть настоящим мужчиной? Я думаю, что не необходимо. И в тех странах, где есть профессиональная армия, с воинскими обязанностями вполне справляются те люди, которые сами к этому чувствуют призвание. Общеобязательный призыв – это всегда некое насилие над личностями людей".
"Мы глубоко убеждены в том, что священнослужители, то есть люди, имеющие священный сан, не должны призываться в армию. Люди должны призываться в армию до того, как они получили священный сан. И священнослужитель не должен убивать людей. Ведь у нас существует такое правило, что даже если, например, священнослужитель, сидя за рулем автомобиля, случайно, не по своей вине, сбил человека и тот человек скончался, то священнослужитель лишается права дальше продолжать службу. Поэтому при выполнении воинского долга, если уж случилась такая ситуация, мне кажется, что священнослужитель должен договариваться с командованием своей части, может быть, его епархия должна была бы вступиться за него, чтобы, по крайней мере, ему не давали таких поручений, где опасности подвергается жизнь людей", – заключил архиепископ Иларион.
Русская линия