На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Последование Вечерни

Комментарии

Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира; о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец. В последовании вечерни каждый день в соответствии с Месяцесловом воспоминается то или иное священное событие или творится память чтимым святым и совершается служба в честь чудотворных икон (по Минее, Триоди). Кроме того, в воскресенье служба посвящается Воскресению Христову, в понедельник - Бесплотным Силам, во вторник- Предтече и Крестителю Господню Иоанну, в среду - Животворящему Кресту Христову, в четверг-святым апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу; в пятницу воспоминаются страдания Господа и смерть Его на Кресте; в субботу служба посвящена преподобным и всем святым; совершается поминовение усопших. Молитвословия и песнопения в честь Божией Матери звучат в храме ежедневно, но особенно прославляется Она в воскресные дни (Служебник. "Известие учительное").

Богослужебные действия

В назначенный час священнослужители - в храме. Совершив три поясных поклона, они входят в алтарь. Трижды поклонившись святому престолу, они облачаются. Получив от предстоятеля благословение, диакон надевает стихарь, орарь и поручи, снимает пелену со святого престола. Священник надевает епитрахиль, поручи и фелонь, благословляя их и целуя крест на них. Став вместе перед святым престолом, они молятся и целуют край святого престола. Священнику подают кадило, куда он влагает фимиам, тайно творя молитву "Кадило Тебе приносим..." Диакон отверзает завесу и царские врата; пономарь подает ему зажженную свечу. (Царские врата отверзаются в начале великой вечерни только на бдении и во время каждения.- Типикон, гл. 28.) Священник, благословив кадило, вместе с диаконом кадит сначала святой престол, потом горнее место, жертвенник, святые иконы в южной и северной частях алтаря и становится у святого престола лицом к востоку.

 

Начальные возглашения

 

Богослужебные действия

Диакон со свечою после каждения выходит из алтаря царскими вратами на амвон и, обращаясь к присутствующим в храме, возглашает: "Востаните". Затем, повернувшись лицом к востоку, произносит: "Господи, благослови" и возвращается царскими вратами в алтарь. Священник, воздавая от себя и молящихся Славу Пресвятой Троице, совершает кадильницей знамение Креста перед святым престолом и возглашает: "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков". Этот возглас произносится на всенощном бдении. На вечерне, совершаемой перед литургией, начальный возглас - "Благословено Царство...", собственно вечерне - "Благословен Бог наш..."
Хор поет: Аминь.
Диакон становится позади святого престола лицом к священнику и поет вместе с ним: "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и. Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему". В Пасхальную седмицу вплоть до отдания Пасхи вместо "Приидите, поклонимся..." поется "Христос воскресе" (трижды).

 

 

Диакон:

Востаните. Господи, благослови.

 

Священник:

Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков

 

Хор:

Аминь.

 

Диакон и священник:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и. Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему

 

Предначинательный псалом (103-й)

 

 

 

Богослужебные действия

Отвечая на призыв священника, хор от лица молящихся поет 103-й, Предначинательный, псалом (избранные стихи).

 

 

 

 

Хор:

Благослови, душе моя, Господа! Благословен ecu Господи. Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи! Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси Господи! - Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Дивна дела Твоя, Господи! На горах станут воды. Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

 

 

Комментарии

103-м псалмом, называемым предначинательным, начинается вечерня, а с нею - весь суточный круг церковных служб. В псалме торжественно прославляется Творец и Промыслитель мира Господь Бог наш, Его Всемогущество и Любовь.
Пение псалма и священнодействия переносят христианина во времена сотворения мира, соделывают его свидетелем блаженства прародителей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что человеку было предназначено пребывание в раю. Свет свечи и каждение фимиама символизируют, что первых людей в раю постоянно озарял свет Боговедения, живила благодать Святого Духа. После каждения царские врата закрываются в знак того, что двери рая закрылись для согрешивших прародителей. Радостное и торжественное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов.
После каждения, изображая кающегося Адама у врат рая, священник с непокровенной головой тайно читает семь вечерних молитв, называемых светильничными. Они содержат славословие Господа Бога, сотворившего вещественный свет, и прошения о даровании верующим духовного света и благ временных и вечных, благопотребных для спасения. Совершив поклоны на горнее место и предстоятелю, диакон выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой ектений. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Он совершает поклоны и по возвращении в алтарь.

Богослужебные действия

В начале пения 103-го псалма священник, впереди которого идет диакон со свечой, совершает каждение всего храма. Окадив правую и левую двери царских врат, они выходят через них из алтаря на солею и совершают каждение перед царскими вратами, потом кадят местные иконы Спасителя, храмовую и следующие за ней; затем икону Божией Матери и соседние с ней иконы, правый и левый клиросы и весь народ (при каждом каждении диакон творит поклон). Сойдя с солеи, священник кадит от правого клироса до левого иконы по стенам храма и предстоящий народ. Каждение оканчивается перед царскими вратами и иконами Спасителя и Богоматери; затем священник и диакон входят царскими вратами в алтарь. Священник кадит святой престол и передает кадило диакону, который, окадив священника, совершает поклон к горнему месту и отдает кадило и свечу пономарю и, по обычаю, выходит из алтаря северной дверью, чтобы произнести великую ектению.
После каждения, изображая кающегося Адама у врат рая, священник с непокровенной головой тайно читает семь вечерних молитв, называемых светильничными. Они содержат славословие Господа Бога, сотворившего вещественный свет, и прошения о даровании верующим духовного света и благ временных и вечных, благопотребных для спасения. Совершив поклоны на горнее место и предстоятелю, диакон выходит из алтаря северной дверью на солею для произнесения великой ектений. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Он совершает поклоны и по возвращении в алтарь.

Светильничные молитвы

Первая

Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве! внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо. Настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго: зане велий еси Ты, и творяй чудеса. Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи; силен в милости, и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся, уповающыя во Имя святое Твое.

Вторая

Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас: но сотвори с нами по милости Твоей - Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего: просвети очи сердец наших в познание Твоея Истины: и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.

Третья

Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое Имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея; но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою.

Четвертая

Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.

Пятая

Господи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас и каяйся о злобах наших! помяни щедроты Твоя и милость Твою: посети ны Твоею благостию, и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне, Твоею благодатию, от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.

Шестая

Боже Великий и Дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляяй всяческая, и мирская нам благая даровавый, и поручивый нам обещанное Царство, обещанными благими путесотворивый нам и дне прешедшую часть, от всякаго уклонитися зла. Даруй нам и прочее непорочно совершити, пред Святою Славою Твоею, пети Тя единаго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.

Седьмая

Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие, во Свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи; сподобивый нас, грешных и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести. Сам Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания; подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну; облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тьме преходящия: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диавола отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи Имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем к славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще, о своих согрешениих, и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы, милостию посети.

Уставные указания

В Пасхальную седмицу вместо 103-го псалма священнослужители поют стихи "Да воскреснет Бог...", хор-тропарь "Христос воскресе..."

 

 

 

 

 

Великая ектения

 

 

 

Комментарии

Великая ектения содержит прошения, подобные тем, которые священник тайно возносил в молитвах светильничных. В них испрашиваются мир с Богом, ближним, с самим собою, мир во всем мире, а также разрешение благовременных нужд христиан. Ектения призывает верующих молиться Богу в мире, о мире всего мира (см. 8 кн. 10 главы Апостольских постановлений), преисполнясь всепрощения и любви, "дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения вашы" (Мр. 11, 25) и исполнил все наши прошения, умирил нашу совесть, сподобил радости и мира.

 

 

Диакон:

Миром Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии и Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек, правящем епископе), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О граде сем (или: веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

Хор:

Тебе, Господи.

 

Священник:

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

Стихословие кафизмы

 

 

 

Уставные указания

На воскресные дни за вечерней положено стихословить всю 1-ю кафизму, то есть 3 антифона, независимо от того, какой праздник совпадает с воскресеньем, хотя бы и двунадесятый Господень. После каждого антифона диакон произносит малую ектению, а священник возглашает после 1-й ектений "Яко Твоя держава...", после 2-й - "Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем...", после 3-й - "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем..." (Типикон, гл. 2). В праздники двунадесятые Господние, если они совпадают с понедельником, а также на Вознесение, если оно приходится на 8 мая - день памяти святого Иоанна Богослова, стихословится только 1-й антифон первой кафизмы. Если эти праздники приходятся на другие дни седмицы, стихословия кафизмы не бывает. На праздники с полиелеем, бдением и на двунадесятые Богородичные, если они не совпадают с седмичными днями Великого поста, стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы; в остальные дни- кафизма рядовая (Типикон, гл. 17) и малая ектения после всей кафизмы.

 

 

 

 

Хор:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Аллилуиа (трижды после каждого стиха).
Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом.
Блажени вси надеющийся Нань.
Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой.
Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Слава, и ныне. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Слава Тебе, Боже (трижды).

 

 

 

 

 

Малая ектения

 

 

 

Комментарии

В малой ектений диакон вновь призывает в мире помолиться Господу, чтобы Он сохранил нас Своею благодатию.

 

 

Диакон:

Паки и паки миром Господу помолимся.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

Хор:

Тебе, Господи.

 

Священник:

Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

"Господи, воззвах"

 

Хор:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя. Господи.

 

 

 

 

 

Русский текст

<Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое; воздеяние рук моих - как жертва вечерняя

 

 

 

 

 

Поются стихи псалмов

 

 

 

Богослужебные действия

Во время пения "Господи, воззвах" и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника "Кадило Тебе приносим..." и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.

Уставные указания

По чину поются стихи псалмов. В приходских храмах они обычно читаются до стиха, помеченного: "на 10" или "на 8", "на б", "на 4", в зависимости от числа положенных стихир.
Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей).

Комментарии

Каждение всего храма напоминает верующим о вечерних ветхозаветных жертвах и воскурениях фимиама, совершавшихся с верой и надеждой на пришествие обетованного Спасителя. Пение вечерних стихов: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя..."(псалмов 140, 141, 129 и 116-го) выражает скорбь и душевные страдания, вызванные содеянными грехами, и вместе с тем твердое упование на милосердие и человеколюбие Божие, на Его всепрощение.

 

 

Хор:

1. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнех моих.
2. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.
3. С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.
4. Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея.
5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их, пожерты быша при камени судии их.
6. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.
7. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою.
8. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.
9. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.

 

 

 

 

 

Русский текст

Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных. Вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это-милость; пусть обличает меня: не повредит голове моей. Но мольбы мои - против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам... Услышат слова мои как могущественные, истинные; как твердый грунт земли (разрываемый плугом), раздробляется и рассыпается на разные части земли, так и кости их (беззаконников) рассыпаются в гробе. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от сетей, поставленных для меня, от соблазнов беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я (по милости Твоей) прейду.(Псалом 140-й.)

 

 

Хор:

1. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу по-молихся.
2. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.
3. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези o моя.
4. На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.
5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.
6. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.
7. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых.
8. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих

мя, яко укрепишася паче мене.

 

 

 

 

 

Русский текст

Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой. Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признает меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты-прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.(Псалом 141-й.)

 

 

 

 

 

Воскресные стихиры на "Господи, воззвах"

 

 

 

Уставные указания

Стихиры на "Господи, воззвах" берутся из Октоиха (Триоди) и из Минеи. Перед стихирами поются стихи псалмов: 141-го - "Изведи из темницы душу мою...", 129-го - "Из глубины воззвах к Тебе, Господи..." и 116-го - "Хвалите Господа, вси языцы..." Если положено петь стихиры на 10, то псалмы начинают со стиха "Изведи из темницы душу мою..."; если на 8, то со стиха "Из глубины воззвах к Тебе, Господи..."; если на 6, то со стиха "Аще беззакония назриши, Господи..."; если на 4, то со стиха "От стражи утренния до нощи..." На вседневной вечерне поются стихиры чаще всего на 6. На великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени (в праздники с полиелеем, когда они совпадают с предпразднством или попразднством), стихиры поются на 6 и 8. На всенощном бдении, когда бывают праздники двунадесятые и с бдением, стихиры поются на 8. На воскресные дни стихиры поются на 10. Если в воскресенье нет праздника святому, поются 7 стихир воскресных из Октоиха и 3 стихиры святому из Минеи. Если же с воскресным днем совпадает праздник святого, то поются 6 воскресных стихир. Например, если по Уставу святому положено петь стихиры на 6, то поется 6 воскресных стихир и 4 - святому; если память святого совершается с полиелеем или двунадесятый праздник Богородичный совпадает с воскресеньем, поются 4 воскресные стихиры и 6 святому или празднику. Если память святого совершается с полиелеем и на это же воскресенье приходится предпразднство или попразднство, исполняются 3 воскресные стихиры, 3 - предпразднства или попразднства и 4 - святому. Если же с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник Господень, то вся воскресная служба оставляется и поется только служба праздничная, по Минее.

 

 

 

 

Хор:

Глас 1

Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире воскресение.
Обыдите, людие, Сион, и объимите его и дадите славу в нем. Воскресшему из мертвых, яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших.

 

Хор:

Глас 2

Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову, воплощшемуся от Девы Марии, приидите, поклонимся: Крест бо претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте, и воскрес из мертвых, спасе мя, заблуждающаго человека.
Христос Спас наш, еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади, и смертную державу упраздни; покланяемся Его тридневному Воскресению.

 

Хор:

Глас 3

Твоим Крестом, Христе Спасе, смерти держава разрушися, и диаволя прелесть упразднися; род же человеческий, верою спасаемый, песнь Тебе всегда приносит.
Славлю Отца и Сына силу и Святаго Духа пою власть, нераздельное, несозданное Божество, Троицу Единосущную, царствующую в век века.

 

Хор:

Глас 4

Животворящему Твоему Кресту непрестанно кланяющеся, Христе Боже, тридневное Воскресение Твое славим: тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне, и Иже на Небеса восход обновил еси нам, яко Един Благ и Человеколюбец.
Врата адова сокрушил еси Господи, и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: род же человеческий от нетления свободил еси, живот и нетление миру даровав, и велию милость.

 

Хор:

Глас 5

Честным Твоим Крестом, Христе, диавола посрамил еси и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, и спасл еси ны от врат смертных: славим Тя, Единородне.
Велие чудо, невидимых Содетель, за человеколюбие плотию пострадав, воскресе Безсмертный. Приидите, отечествия язык, Тому поклонимся: благоутробием бо Его от прелести избавльшеся, в Триех Ипостасех Единаго Бога пета навыкбхом.

 

Хор:

Глас 6

Победу имея, Христе, юже на ада, на крест восшел еси, да во тьме смерти седящыя воскресиши с Собою; Иже в мертвых свободь, источаяй живот от Своего света, всесильне Спасе, помилуй нас.
Тебе, Господи, сущаго по всей твари, грешнии, камо бежим; на небеси Сам живеши, во аде попрал еси смерть, во глубины морския, тамо рука Твоя, Владыко, к Тебе прибегаем, Тебе припадающе молимся: Воскресый из мертвых, помилуй нас.

 

Хор:

Глас 7

Приидите, возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу и просветившему человеческий род, со Безплотными зовуще: Содетелю и Спасе наш, слава Тебе.
Апостоли, видевше Воскресение Содетеля, чудяхуся, поюще хвалу Ангельскую: сия слава есть церковная, сие богатство царствия: пострадавый нас ради, Господи, слава Тебе.

 

Хор:

Глас 8

Вечернюю песнь и словесную службу Тебе, Христе, приносим: яко благоволил еси помиловати нас воскресением.
Тебе славим, Господи, волею нас ради крест претерпевшаго, и Тебе покланяемся, Всесильне Спасе: не отвержи нас от лица Твоего, но услыши и спаси ны Воскресением Твоим, Человеколюбие.

 

 

 

 

Догматик

 

 

 

Комментарии

После стихир на "Господи, воззвах", "Слава, и ныне" поется Богородичен, называемый догматиком, в котором прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Материю, осталась Девою. И о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божеское и человеческое. Величая Пресвятую Деву, песнопевец прославляет Воплотившегося от Нее Сына Божия, Царя Небесного, Который по человеколюбию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Единственный Сын Божий: "сугуб естеством, но не ипостасию", то есть в Нем два естества: Божеское и человеческое, но одно лицо (одна ипостась). Исповедуя, что Он есть истинно совершенный Бог и совершенный Человек и воспевая Христу Богу славу, Святая Церковь тем самым возвеличивает Безневестную Матерь, к Которой мы обращаемся, дабы молила Сына Своего о помиловании душ наших.

Уставные указания

Богородичны, догматики поются и на седмичные дни: на субботы (кроме тех случаев, когда суббота совпадает с двунадесятым праздником, а также предпразднством, попразднством или отданием праздников Рождества Христова и Богоявления Господня), поется Богородичен 1, или догматик гласа настоящего, который звучал в течение всей минувшей седмицы; на праздники святым со славословием, полиелеем и бдением, если только они не приходятся на субботу, поется Богородичен догматик по гласу, на который исполнялась стихира на "Слава", на субботу же поется догматик гласа Недели.

 

 

 

 

Хор:

Глас 1

Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божий; ибо Той победит враги, яко Всесилен.

 

Хор:

Глас2

Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших.

 

Хор:

Глас 3

Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная? Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Тем же, Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.

 

Хор:

Глас 4

Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос, имеяй велию и богатую милость.

 

Хор:

Глас 5

В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей - разделитель воды: зде же Гавриил - служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас.

 

Хор:

Глас 6

Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.

 

Хор:

Глас 7

Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим.

 

Хор:

Глас 8

Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим.

 

 

 

 

 

Вечерний вход

 

 

 

 

 

Богослужебные действия

В начале пения догматика диакон открывает царские врата - в знак того, что с пришествием на землю Христа Спасителя (Которого из глубины веков прозревали ветхозаветные праотцы) открывается людям Царствие Божие. Затем, взяв кадило, диакон подносит его с правой стороны священнику для благословения, произнося: "Благослови, владыко, кадило"; получив благословение, целует одновременно со священником край святого престола. Священник и диакон выходят из алтаря северными дверями: священник - во образе Господа Иисуса Христа, диакон с кадильницей, предшествуя ему и изображая Иоанна Предтечу. Впереди диакона из алтаря выходит свещеносец с зажженной свечой, знаменующей Свет Христов, и становится на солее у иконы Спасителя. Священнослужители останавливаются пред царскими вратами - священник посредине, диакон - немного правее. Держа орарь тремя перстами правой руки и склонившись к священнику, диакон тихо говорит: "Господу помолимся". Священник глаголет молитву: "Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех; исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавства; но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь". По окончании молитвы священник творит поклон, и диакон, показуя орарем к востоку, говорит священнику: "Благослови, владыко, святый вход". Священник крестообразно благословляет к востоку, произнося: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Диакон тихо отвечает: "Аминь" и кадит священника. По окончании стихиры (догматика) он становится впереди священника, посреди царских врат, и, начертав кадильницей крест (в знак того, что чрез Крестные страдания Господь открыл нам путь в Царство Небесное), возглашает: "Премудрость, прости". Произнося "Премудрость", диакон входит в алтарь и кадит святой престол и горнее место. Хор поет "Свете тихий". Священник, положив поклон в направлении к престолу и поцеловав святые иконы на царских дверях, благословляет свещеносца и входит в алтарь; поклонившись и поцеловав святой престол, он отходит к горнему месту и становится перед престолом, лицом к молящимся; рядом с ним стоит диакон. Это священнодействие напоминает о том, что Господь Вседержитель всегда с любовью взирает на верующих, пребывая с ними до скончания века (Мф. 28, 20). Когда за вечерней, совершаемой отдельно, читается Евангелие, например, в вечер 1-го дня Пасхи, в Великую пятницу, на Преждеосвященной литургии в седмичные дни Великой Четыре-десятницы, 24 февраля и 9 марта; в день храмового святого (Храм. гл. 34, 35); в Страстную седмицу, 24 декабря и 5 января, вход бывает с Евангелием; выносит его диакон и посреди царских врат начертает крест Евангелием.

Комментарии

Выход священнослужителей из алтаря северными дверями указывает на то, что Господь явился в мир не в славе, а в уничижении. Кадило с фимиамом, напоминая о ветхозаветных жертвах, одновременно символизирует, что чрез ходатайство Искупителя наши молитвы, как фимиам, возносятся к Богу. Слово "премудрость" напоминает молящимся о высоком и таинственном значении входа и о глубокой содержательности (премудрости) следующего за тем песнопения или чтения, а словом "прости" (стойте прямо) молящиеся призываются участвовать в богослужении с особенным благоговением и вниманием.
Песнь "Свете тихий" напоминает молящимся о пришествии Спасителя в мир для просвещения и спасения людей. Тихим светом в этом песнопении называется Господь наш Иисус Христос, Который по Божеству есть присносущный Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и Образ ипостаси (существа) Его (Евр. 1, 3). Ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех, дабы видевшие Сына видели Самого Отца (Ин. 14, 9). "Свете тихий"-древнейшее христианское песнопение: оно встречается в списке Библии 70 толковников, упоминается святым Василием Великим (Филарет, архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой Церкви, с. 56, 57).

Уставные указания

Вечерний вход совершается всегда на великой вечерне: на воскресенья и на праздники в честь Господа, Богородицы и святых, совершаемые с полиелеем или бдением, а также в вечер самих Господних праздников (Типикон, 15 сент.). На вседневной вечерне вход бывает: в вечер Недель (воскресений) сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Великого поста (в эти воскресенья за вечерней поются великие прокимны); в вечер Недели ваий; на празднство Сретения Господня, то есть за вечерней 31 января, если предпраздн-ство (1 февраля) приходится на сыропустную субботу.

 

 

 

 

 

Диакон:

Премудрость, прости

 

Хор:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит!

 

 

 

 

 

Прокимен

 

 

 

Богослужебные действия

После пения "Свете тихий..." священник и диакон, предстоя на горнем месте лицом к молящимся (диакон справа от священника), произносят возгласы, предшествующие прокимну, и самый прокимен.

Уставные указания

Чтец громко произносит прокимен, и хор вторит ему. Потом хор на каждый стих чтеца отвечает прокимном. В заключение чтец произносит первую половину прокимна, а хор заканчивает его. Великие прокимны на вечерне поются также в воскресенья: сырной недели, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста, попеременно "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю" и "Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи"; в вечер 1-го дня Пасхи, в Фомине воскресенье, в день Пятидесятницы - "Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса"; в вечер праздников: Рождества Христова - "Кто бог велий..."; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова - "Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори"; если эти праздники совпадают с субботой - великий прокимен праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит великий прокимен "Господь воцарися..."; во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый прокимен. В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется великий прокимен "Господь воцарися, в лепоту облечеся". В этом прокимне и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), под властью Его не только вселенная, им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века. После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богоро-дичны и особо чтимых святых читаются паримии. Слово "паримия" в переводе с греческого означает-притча, иносказание. Паримией в Церковном уставе называются избранные чтения из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которые содержат пророчества о воспоминаемом праздничном событии, похвалу прославленному святому или изъясняют значение праздника. Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается из книги пророка Исаии пророчество о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея - о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичны в одной из паримии ("Бытия чтение") говорится о лествице, виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами. Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются 3 паримии из Соборного послания святого апостола Петра. Число читаемых паримии неодинаково. На праздничных вечернях обычно читают 3 паримии, на Благовещение - 5, в навечерие Рождества Христова - 8 паримии; после 3-й паримии ("Пророчества Михеина чтение") читаются тропари, оканчивающиеся пением слов: "С ними же помилуй нас", после 6-й паримии ("Пророчества Даниилова чтение") также поются последние слова тропаря: "Жизнодавче, слава Тебе". В навечерие Богоявления Господня читается 13 паримии; после 3-й паримии ("Исхода чтение") хор поет окончание читаемых тропарей: "Человеколюбче, слава Тебе"; после 6-й паримии ("Царств четвертых чтение") хор поет: "Токмо на седящия во тьме, слава Тебе". В Великую субботу читается 15 паримии; после 6-й паримии ("Исхода чтение") читается тропарь с припевом: "Славно бо прославися". И после 15-й паримии ("Пророчества Даниилова чтение") читаются тропари с припевом: "Господа пойте и превозносите Его во веки". Во время этого пения царские врата открываются, но при чтении паримии они бывают закрыты. В седмичные дни Великого поста на вечерне читаются две паримии: из книги Бытия и из книги Притчей. На Страстной седмице, в первые три дня также читаются две паримии - из книг Исход и Иова. После чтения паримии на великой вечерне, соединенной с литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста, произносится малая ектения. По возгласе священника "Яко свят еси, Боже наш..." диакон произносит: "И во веки веков". Хор поет: "Аминь" и Трисвятое (в Великую субботу "Елицы во Христа крестистеся..."). Далее поется прокимен, чтение Апостола и Евангелия и литургия совершаются по принятому чину. Паримии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: "Премудрость", чтец произносит, например: "Бытия чтение" и др. Диакон или иерей возглашает: "Вонмем". И чтец начинает чтение паримии (см. Минею или Триодь). В сочельники-Рождественский и Крещенский, если они совпадают с субботой или с воскресеньем, великая вечерня совершается отдельно от утрени, и после паримии произносится малая ектения. Трисвятое опускается, звучит прокимен, читаются Апостол и Евангелие, и, наконец, возглашается сугубая ектения. На вечерне в Великую пятницу после паримии следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения. В первый день Пасхи на вечерне после великого прокимна читается Евангелие, затем звучит сугубая ектения.

Комментарии

Слово "прокимен" в переводе с греческого означает "предлагаемый вперед". В богослужении прокимном называют стих из псалмов Давидовых, использованный применительно к значению праздника или дня; прокимен произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия и выражает их главную мысль, а если чтения не положено-указывает на общее значение дневной службы. Прокимен сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и пояснением.

 

 

 

 

Диакон:

Вонмем.

 

Священник:

Мир всем.

 

Диакон:

Премудрость, вонмем, прокимен гл. 6, Господь воцарися, в лепоту облечеся.

 

 

 

 

 

Уставные указания

На каждый день седмицы положен особый прокимен "дне" (прокимны содержатся в служебнике и Часослове).

В неделю вечера, глас 8

Се ныне благословите Господа, вси раби Господни. Стоящий во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник, вечера, глас 4

Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник, вечера, глас 1

Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит: на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечера, глас 5

Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечера, глас 6

Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пяток вечера, глас 7

Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

 

Хор:

Господь воцарися...

 

Диакон:

Облечеся Господь в силу и препоясася.

 

Хор:

Господь воцарися...

 

Диакон:

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

 

Хор:

Господь воцарися...

 

Диакон:

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

 

Хор:

Господь воцарися...

 

Диакон:

Господь воцарися.

 

Хор:

В лепоту облечеся.

 

 

 

 

Сугубая ектения

 

 

 

Комментарии

В сугубой ектений, усердно молясь Господу о всех своих нуждах, верующие прибегают с сердечным дерзновением к Его милости и человеколюбию.

 

 

 

 

Диакон:

Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Диакон:

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всей во Христе братии нашей.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Диакон:

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Диакон:

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Диакон:

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Священник:

Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

Чтец:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими, Господи, милость Твоя во век; дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

 

Просительная ектения

 

 

 

Комментарии

В этой ектении верующие молят Господа о благах временных и вечных.

 

 

Диакон:

Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 

Хор:

Господи, помилуй.

 

Диакон:

Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Добрых и полезных душам нашым и мира мирови, у Господа просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове, просим.

 

Хор:

Подай, Господи.

 

Диакон:

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

 

Хор:

Тебе, Господи.

 

Священник:

Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

Священник:

Мир всем.

 

 

 

 

 

Богослужебные действия

Священник (тайно читает молитву главопреклонения):
Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и Человеколюбцу Судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения: яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых.

 

 

Хор:

И духови твоему.

 

Диакон:

Главы наша Господеви приклоним.

 

Хор:

Тебе, Господи.

 

Священник:

Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

 

 

 

Лития

 

 

 

Богослужебные действия

Священник в епитрахили, скуфье или камилавке и диакон с кадильницею, поклонившись святому престолу, выходят из алтаря северной дверью в притвор и становятся лицом к алтарю. Диакон в это время совершает каждение храма и молящихся, хор поет стихиры на литии (Минея, Триодь). При соборном служении все сослужащие, в епитрахилях, выходят северной и южной дверями.

Уставные указания

Когда не положено литии, поются стихиры на стиховне.
Стихиры на литии поются в следующем порядке: стихиры храму, стихиры святому, "Слава, и ныне", Богородичен. Богородичны стиховные содержатся в конце каждой Минеи вместе с догматиками. Только праздничные стихиры (литийные, без стихир храма) поются на все двунадесятые праздники; их попразднства и отдания, случившиеся в воскресенье; воскресенье, совпавшее с предпразднством Рождества Христова, называемое Неделей святых отец; Недели (воскресенья) Фомине, жен-мироносиц и святых отцов Первого Вселенского Собора (325) - 7-я Неделя по Пасхе.

 

 

 

 

Диакон:

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго: иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских: святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира: иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена: святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго имя рек, егоже есть храм и егоже есть день) и всех святых: молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

 

Хор:

Господи, помилуй (40 раз).

 

Диакон:

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей: о покровении града сего и живущих в нем (или веси сея и живущих в ней; или святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии святых Божиих Церквей: о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братии наших: о оставльшихся и во отшествии сущих: о исцелении в немощех лежащих: о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем.

 

Хор:

Господи, помилуй (50 раз).

 

Диакон:

Еще молимся о еже сохранитися граду сему (или веси сей), и святому храму сему (аще во обители: святей обители сей), и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани: о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Диакон:

Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

 

Хор:

Господи, помилуй (трижды).

 

Священник:

Услыши ны. Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

 

Хор:

Аминь.

 

Священник:

Мир всем.

 

Хор:

И духови твоему.

 

Диакон:

Главы наша Господеви приклоним.

 

Хор:

Тебе, Господи.

 

Священник:

Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и Богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских: святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира: иже во святых отец наших всея России чудотворцев Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго имя рек, егоже есть храм и егоже день), и всех святых Твоих: благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата: умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твои, и спаси душы наша, яко благ и Человеколюбец.

 

Хор:

Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихиры на стиховне

 

 

 

 

 

Комментарии

После молитвы "Владыко многомилостиве...", то есть по окончании литии, звучат стихиры на стиховне, в которых Святая Церковь указывает на величие Воскресшего Господа и на спасительные плоды Его Воскресения. Во время их исполнения священнослужители из притвора выходят в среднюю часть храма, к столику с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Стихиры на стиховне основаны на избраннных стихах Псалтири (но не широко известных, как, например, стихи на "Господи, воззвах") и других книг Священного Писания и соответствуют содержанию праздника.

Уставные указания

Если литии не было, стихиры стиховны поются после просительной ектений, по возгласе "Буди держава Царствия Твоего..." Если двунадесятый Богородичный праздник или предпразднство и отдание какого-либо двунадесятого праздника совпадают с воскресеньем, то поются на стиховне стихиры воскресные (из Октоиха), а на "Слава, и ныне" - празднику (из Минеи). Если за воскресным богослужением совершается память святого с бдением, полиелеем или святому по Уставу, положено петь стихиры на 6, то исполняются сначала стихиры воскресные на "Слава" - святому и на "И ныне" - празднику (попразднству, отданию). В седмичные дни на все двунадесятые праздники, их предпразднства, попразднства и отдания, а также на праздники святых с бдением, полиелеем и великим славословием на стиховне поются стихиры только праздничные (т. е. предпразднству, празднику или святому). Если в седмичные дни или в Неделю нет праздничного знака, поются стихиры на стиховне из Октоиха (Триоди), причем на "Слава" поется стихира из Минеи рядовому святому и на "И ныне" в среду или пятницу - Богородичен или Крестобогородичен.

 

 

 

 

 

Чтец:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Чтец:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды.).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды).
Слава, и ныне.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник:

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь.

 

 

 

Отпустительный тропарь

 

Уставные указания

На великой вечерне, отправляемой на всенощном бдении, во время исполнения "Ныне отпущаеши" и тропаря царские врата не отверзаются, поэтому благословение народу по прочтении 33-го псалма преподается с амвона при закрытых царских вратах. Однако в двунадесятые праздники при пении тропаря царские врата открываются. При соборном служении после 33-го псалма пред-стоятель благословляет молящихся стоя в царских вратах, чрез которые входит в алтарь и выходит на литию только он; остальные сослужители пользуются северными и южными дверями. В канун Рождества Христова царские врата остаются открытыми и во время малого славословия: "Слава в вышних Богу..." На воскресенье, если даже в этот день совершается память святого с полиелеем, поется тропарь "Богородице, Дево, радуйся..." (трижды) (Типикон, гл. 2). Если воскресенье совпадает с праздником святого, память которого совершается с бдением, или особым празднством (например, в первую или третью Неделю (воскресенье) Великого поста, а также в Неделю Всех святых, в Неделю святых отец), то поется "Богородице, Дево, радуйся..." (дважды) и тропарь святому или празднству (единожды.). Если же Неделя святых отец (воскресенье) случится 24 декабря, то "Богородице, Дево, радуйся..." не поется, но исполняется тропарь отцам (дважды) и тропарь предпразднству (единожды). На все двунадесятые праздники, даже если они приходятся на воскресенье, поется только тропарь празднику (трижды). Если двунадесятый праздник совпадает с воскресеньем, в которое совершается еще особое празднство (например, Благовещение случится в 3-ю Неделю Великого поста или в Неделю ваий), поется тропарь двунадесятому празднику (дважды), тропарь Кресту или Неделе ваий (единожды). Если в седмичные дни совершается празднование памяти святого с бдением, поется тропарь святому (дважды) и "Богородице, Дево..." (единожды). Если в седмичные дни случится празднование святому с полиелеем или великим славословием, то поется тропарь святому (единожды) и на "Слава, и ныне" - Богородичен тропаря воскресного по гласу тропаря святому, а на субботу поется Богородичен тропаря воскресного настоящего (текущего) гласа. Если в седмичные дни нет празднования с великим славословием, полиелеем или бдением, поется тропарь святому из Минеи и на "Слава, и ныне" - Богородичен от менших или в среду и в пятницу - Крестобогородичен по гласу тропаря святому (Богородичны от менших и Крестобогородичны находятся в конце каждой Минеи, в Псалтири следованной и Типиконе под заголовком "Богородичны отпустительные по тропарях святым, поемые во все лето на вечерне и утрени на "Бог Господь" и в конце утрени"). Если празднуется память двух святых, исполняются тропарь одному святому, на "Слава" тропарь другому, а на "И ныне" Богородичен по гласу второго тропаря; на субботу на "И ныне" поется Богородичен тропаря воскресного настоящего гласа. В дни, когда поются Триоди, постная и цветная, исполняются тропари Триодей. В седмичные дни Великого поста, а также на среду и пятницу сырной седмицы поют тропари: "Богородице, Дево, радуйся..." (единожды), "Слава" - "Крестителю Христов всех нас помяни..."-"И ныне" - "Молите за ны святии апостоли, святии вси..." и "Под Твое благоутробие прибегаем..." На субботы родительские перед Неделями мясопустной и Пятидесятницей поются тропари "Глубиною мудрости...", "Слава, и ныне", "Тебе и стену и пристанище имамы...".

 

 

Хор:

Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (трижды).

 

 

Благословение хлебов

 

Уставные указания

На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов - на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне. Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника - предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся. Священник, благословляя хлебы, читает молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков". Священник перед словами "Сам благослови..." крестообразно осеняет вещества одним из хлебов, напоминая, что то же совершил Господь, взяв в Свои руки пять хлебов и насытив 5000 человек. При перечислении веществ священник указывает на них рукою, начертывая в воздухе знак креста. В молитве испрашивается благословение Божие на умножение предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них. После благословения хлебов, а если его не было, то после тропаря хор поет: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды). Священнослужители входят в алтарь северными и южными дверьми.

 

 

Диакон:

Господу помолимся.

Хор:

Господи, помилуй.

Священник:

Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков

Хор:

Аминь.

Хор:

Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды).

Чтец:

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услышай, и от всех скорбей Его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Священник:

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь.