Вопросы времени.
игумен Михаил (Семёнов)
Вопросы времени.
Вопросы не изменились, изменилось период времени, в котором мы живём и отношение к происходящему. Вопрос любого каждого человека уверившего во Христа Спасителя и готовящегося к вечной жизни, один. Произойдёт с ним конец света или пророчества Апокалипсиса впереди. Этот вопрос чаще возникает от незнания догматического учения церкви о спасении Богом человека и не до оценивании подвига Христа во время его земной жизни или просто это учение остается учением, а человек живёт догадками и ищет лёгкого пути решения сложных жизненных вопросов. Здесь на помощь приходят люди, которые падкие на собственное чеславие, которые, приходя на помощь учить подрожать не Христу распятому, его кротости и смирению, а учить собственным "подвигам" святости своих действий и поступков. Тем самым постепенно приучая гетерономии, подавлением авторитета учителя, духовника, старца. Но и слабость человека проявляется в том, что он ищет не Бога, а "божка, " авторитетом которого он мог бы пользоваться. Вина последних в умножении таких авторитетов, святость которых заходит за рамки подвигов и учения Христа Спасителя, а гетерономных учителей "авторитетов" в ограничении свободы выбора пути их чад, за которых они берутся решать период созревания, познания Бога. Тут стоит вопрос? Про кого имел виду Христос, когда говорил: - "Слепой, слепого поведёт оба в яму упадут." Ведь любой учитель был когда-то учеником, почему в нём проявилась, авторитарное чеславие? Вина, последнего в поисках такого учителя, который ему нравится и ему подражание, в рамках церкви. У нас есть один учитель Христос, к которому мы призваны, учится и подрожать. Вспомним слова Спасителя в евангелии от Матфея: глава 23, когда он обличал Фарисеев.
Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам. Своим И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают; Связывают бременами тяжелыми и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; Все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель! учитель!" А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос все же вы – братья.
(* повязки на лбу и на руках со словами из "ветхого" закона.)
Глава двадцать третья Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, об их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители - люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека к злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему. Увы! Что говорит Господь! Подлежат осуждению за то уже только, что любят предвозлежания на пирах и председания в синагогах. Чего же достоин тот, кто сверх этого делает все дурное? "Любят председания в синагогах". Там, где фарисеи должны бы были и других учить смиренномудрию, там они проявляют свою порочность: все делают для славы и, делая с такими побуждениями, не стыдятся, а, напротив, хотят, чтобы их называли: равви, равви, то есть учители! Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: "отцом не называйте" не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен
Свят. Феофан Болгарский.
Попробуем представить церковь, в которой, учение о спасение будет, исходит от разных авторитетных духовников, чада которых будут прислушиваться только их мнения, можно утратить дар рассуждения или вообще его не получить в рамках ограниченного мышления. Вспомним хотя бы примеры из истории тех, кто готовился к первой встречи Христа, таких как Кумранскую общину, которая при всей строгости жизни почти монашеской и не смогла встретить и уверовать во Христа и стать его опорой в деле проповеди. Любые аскетические подвиги необходимы для очищения внутреннего нашего человека, то есть души от тех страстей, которые приобрел человек от неправильного мышления и ложной цели жизни. Мы все знаем десять заповедей данные Моисею, и думаем, что праведность состоит, в их выполнении. Исповедь нашу строим из перечисления нарушения заповедей, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, чти родителей и так далее, но забываем о двух первых заповедях. Из этих заповедей, строится весь закон. Ради которых пришёл Христос, научить людей любви и состраданию друг – другу. Выполнение остальных восьми заповедей свойственно кроткой душе Христианина. И так будем внимательны к себе, к своим чувствам и мыслям направляя их к угождению одному Богу, а потому наставников наших не будем искушать гадательными вопросами, больше будем полагаться на Бога, на промысел о нас и смиренно нести свой Крест. Вопросы о конце мира будем задавать больше себе, что мы сделали, для того чтобы встретится с Христом в Царствии Небесном. Готова наша душа как невеста встретить Жениха, или давно спит в неведении, когда он придёт. |
||