Религиозные праздники 28 декабря28 декабря 2017
Священномученик Иларион (Троицкий)Святитель Иларион родился 13 сентября 1886 года в многодетной семье потомственного сельского священника. В пять лет он уже читал в храме часы и шестопсалмие, а потом решил — как Ломоносов — идти в Москву учиться и пошел, прихватив с собой букварь и трехлетнего брата — родители насилу их нашли. В конце концов образование он получил, более того, стал одним из крупнейших представителей русского академического богословия XX века. Любовь к науке сливалась у него с любовью к академии и Троице-Сергиевой лавре, в стенах которой она располагалась, а научная деятельность была неотделима от подвижничества и церковной жизни. В 1913 году он принял монашеский постриг. Некоторые люди приходят к монашеству, пройдя через бездну греховного опыта — испытав ужас перед страшной реальностью, они вступают на стезю покаяния. Путь к монашеству Владимира Троицкого был иным. Это был безупречный в своих поступках человек, которому при этом было присуще особое стремление к совершенству. Лишь всецело посвятив себя Богу, он мог поднять свою личность на высшую духовную ступень. Избрание монашества было почти естественным для него: аскеза была его привычным состоянием. О годах, проведенных в стенах Лавры, святитель вспоминал как о лучшем времени своей жизни. С академией он был связан до мая 1920 года — времени своего рукоположения во епископа Верейского. Сразу после избрания патриарха Тихона архимандрит Иларион стал его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам и во всех контактах с советской властью заслонял собою патриарха. В марте 1919 года его арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. Причины ареста он и сам не понимал — видимо, он был схвачен из-за близости к патриарху. Через два месяца его освободили, и он какое-то время служил в церкви Святой Троицы в Листах, а потом, уже после возведения в епископский сан, до самого ареста в ноябре 1923 года был настоятелем Сретенского монастыря. Осенью 1923 года владыку Илариона осудили на три года лагерей и отправили сначала на пересыльный пункт на Поповом острове, а потом на Соловки. На берегу Белого моря он работал сетевязальщиком и рыбаком, был лесником, живя в Варваринской часовне, как сторож жил в Филипповской пустыни. Его и в лагере не оставляли бодрость и духовная радость, нередко он старался поднять дух своих солагерников шутками, хотя об окружавшей его атмосфере он сам писал: "Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана". "Чарующий дух нестяжания" позволял ему не замечать лишений, прощать уголовников, кравших его вещи, — если же у него что-то просили, он отдавал не задумываясь. Казалось, что внешнее состояние другого человека вообще не важно для него. В той уважительности, с которой он относился даже и к представителям "дна", не было ничего показного: святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке. И люди отвечали ему за любовь искренним уважением и любовью. На Соловках о нем ходили легенды. В 1926 году единственное в истории Соловецкого лагеря пасхальное богослужение, которое состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне, возглавлял святитель Иларион. Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался (в 1925-м к первоначальным трем годам ему добавили еще три). Однако выпускать его на волю власти не собирались: в октябре он получил очередные три года, на этот раз ссылки на поселение в Среднюю Азию. Повезли его туда этапом, в дороге он заразился сыпным тифом и оказался в тюрьме в Ленинграде. Спустя несколько дней начался бред, перешедший в агонию. В бреду священномученик повторял: "Вот теперь я совсем свободен!" 28 декабря 1929 года он скончался со словами: "Как хорошо! Теперь мы далеки от…" Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона, которые перенесли в Москву, в Сретенский монастырь.
|
||