24 марта 2005 года на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили недоумение в связи с этим заявлением.
"Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, - говорится в заявлении, - считает, что ее дочь - Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".
Комментируя сообщения СМИ, секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов отметил в интервью "Церковному вестнику", что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода.
"Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, - подчеркнул отец Николай. - Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений. Кроме того, из вышедшего в Америке пресс-релиза мы узнали, что архиепископ Всеволод имел официальные встречи с отлученным от Православной Церкви бывшим митрополитом Киевским Филаретом и представителем так называемой "Украинской автокефальной православной церкви". При этом Предстоятель канонической и всеми признанной Украинской Православной Церкви, член неканонической схизматической группы и анафематствованное лицо перечислены в одном ряду. По-видимому, это означает, что для архиепископа Всеволода между ними нет существенных различий. Создается впечатление, что Владыка теперь руководствуется новым подходом, не соответствующим той концепции, которая при его же участии была выработана в ходе прежних консультаций представителей Константинопольского и Московского Патриархатов по урегулированию украинского церковного вопроса. Не знаю, как можно совместить этот новый подход с заявлением архиепископа Всеволода на встрече с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, что Константинопольский Патриархат неизменно выступает за решение проблемы раскола на основании церковных канонов".
Говоря о содержании опубликованного высказывания архиепископа Всеволода, отец Николай указал, что подобного рода заявления уже звучали в прошлом и не являются чем-то новым и оригинальным: "Украинские раскольники в попытках посеять рознь между Константинопольским и Московским Патриархатами и ранее утверждали, будто Константинопольская Православная Церковь считает Украину своей канонической территорией. Чтобы положить конец недоразумениям, Священный Синод Константинопольского Патриархата 8 августа 2000 года выпустил официальное заявление, в котором эти измышления названы "совершенно ложными", а воспроизводящие их публикации -"основанными на неверной информации". Константинопольский Патриархат выразил тогда сожаление, что распространение таких слухов "вызывает не только разделение, но и конфликты между христианами, и представляет в неверном свете добрые намерения тех, кто жертвует собою и трудится ради восстановления единства христиан"".
Протоиерей Николай Балашов также напомнил, как Патриарх Константинопольский Варфоломей в 1993 году в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что "Вселенский Патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского - владыку Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины".
"Поэтому нам трудно поверить, что заявление, сделанное в Киеве архиепископом Всеволодом, действительно отражает официальную позицию Константинопольского Патриархата", - подчеркнул отец Николай, добавив, что соответствующий запрос уже направлен в Константинопольскую Патриархию.
"С исторической точки зрения опубликованное заявление вызывает не меньшее изумление, - сказал секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям. - Под грамотой Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия о восстановлении единства Киевской митрополии с Московским Патриархатом стоят подписи всех членов Священного Синода, в том числе митрополитов Халкидонского, Никомидийского, Ликийского, Фессалоникийского и других - всего около 20 иерархов. Кроме того, решение было согласовано и с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Досифеем, который от себя также издал подтверждающую грамоту. А в особой грамоте Патриарха Досифея к епископам и ко всем православным, живущим в Польше, было сказано, чтобы они слушались поставленного в Москве Киевского митрополита Гедеона, "коего все патриархи восприяли и как истинного и подлинного митрополита признают".
Соответствующие документы бережно хранятся в Российском государственном архиве древних актов и хорошо известны научному сообществу из работ знаменитого русского историка Н.Ф.Каптерева, опубликованных в конце XIX и в начале ХХ века. Эти факты никогда не подвергались сомнению и другими исследователями, даже если они не испытывали особой приязни к Москве. Так, известный украинский историк профессор И.И.Огиенко (впоследствии - глава непризнанной "Автокефальной украинской церкви в Канаде") в своей работе "Украiнська Церква: Нариси з iсторii Украiнськоi Православноi Церкви" подтверждает, что послы из Москвы и Киева вернулись домой, получив "все необходимые грамоты за подписями всего собора".
"Непонятно, с какой целью теперь предпринимается попытка переписать исторические данные, которые более трех веков никем не оспаривались и признаны всеми Поместными Православными Церквами. Неужели затем, чтобы бросить тень на прежних Предстоятелей Константинопольской и Иерусалимской Церквей и их священные престолы, чтобы умалить традиционное уважение к ним со стороны славянских верующих?" - сказал в заключение протоиерей Николай Балашов.
"Церковный вестник", N 6/2005