- Как Вы, Ваше Святейшество, оцениваете итоги пастырского служения Папы Иоанна Павла II?
- Уверен, что полную и объективную оценку церковной деятельности Святейшего Папы Иоанна Павла II может дать только история.
Проповеди, поучения, слова и наставления Его Святейшества не только укрепляли в вере католиков в различных уголках земного шара, но и свидетельствовали о христианстве в непростом современном мире, которому пытаются навязать идеологию секуляризма как якобы безальтернативную.
В последние дни и часы земной жизни Его Святейшества мы были очевидцами того, как многие люди собрались на площади святого Петра для того, чтобы помолиться о своем пастыре и наставнике. Эта молитва и любовь простых католиков является лучшей оценкой пастырского служения Иоанна Павла II.
- Как Вы думаете, способствовал ли Иоанн Павел II сближению двух Церквей, или тот факт, что он по национальности поляк, лишь усугубил разногласия, которые до сих пор не преодолены?
- К сожалению, во взаимоотношениях между нашими Церквами существуют определенные сложности, которые возникли в то время, когда Римско-Католической Церковью руководил Иоанн Павел II. Однако считаю, что было бы ошибочным сводить все разногласия между православными и католиками только к личности или национальности Предстоятеля Римской Церкви. Проблемные и конфликтные ситуации, доставляющие боль нашей пастве и осложняющие сегодня православно-католический диалог, имеют более глубокие корни. Поэтому полагаю, что католической стороной должна быть проявлена воля к непростой и кропотливой работе по коренному изменению своей политики в России и других странах Содружества Независимых Государств.
- Прошло уже немало лет с момента крушения коммунизма. Однако мечта Иоанна Павла II посетить Россию и встретиться с Вашим Святейшеством не осуществилась. Испытываете ли Вы чувство сожаления?
- Сожаление вызывает тот факт, что во взаимоотношениях между нашими Церквами продолжают существовать серьезные проблемы, которые не позволили Иоанну Павлу II посетить Россию.
Хочу еще раз подчеркнуть, что подобные визиты и встречи предстоятелей Церквей не являются самоцелью или неким протокольным мероприятием.
Напротив, они должны нести огромную смысловую нагрузку, являться символом определенных положительных результатов, достигнутых в отношениях между Церквами. В случае же нашего диалога с Римско-Католической Церковью такой поступательной положительной динамики пока, к сожалению, не наблюдается.
- Вызывает ли лично у Вас досаду то обстоятельство, что уже почти согласованная встреча на нейтральной территории в Австрии не состоялась?
- Безусловно, я сожалею, что наша встреча с Папой Иоанном Павлом II в 1997 году в австрийском городе Граце так и не состоялась. Напомню, что это произошло из-за внезапно заявленного нежелания католической стороны сохранить в ранее согласованном проекте итогового документа предстоящей встречи осуждение унии как метода достижения христианского единства, а также прозелитизма. Это лишило нашу встречу смысла, так как именно прозелитизм среди православного населения является одной из наиболее острых и болезненных проблем в наших взаимоотношениях и требует своего скорейшего разрешения.
- Каково Ваше суждение о Папе как о человеке?
- Я с уважением отношусь к личности почившего Папы Иоанна Павла II.
Его служение в качестве Предстоятеля одной из древнейших и крупнейших Церквей пришлось на время серьезных испытаний для всего христианского мира. Процессы, происходящие в Европе и мире, имеют тенденцию подвергать сомнению те христианские ценности, которыми многие народы живут уже более двух тысяч лет.
Почивший Папа Иоанн Павел II приложил немало усилий, чтобы напомнить современной европейской цивилизации о ее христианском происхождении.
Важно также и то, что, несмотря на тяжелейшую болезнь, он не оставлял попечения о своей пастве вплоть до последних дней своей земной жизни. Такая преданность Церкви, твердое упование на Бога и забота о своей пастве вызывают самое искреннее уважение.
- Похоже, что в самое последнее время наметилось взаимное сближение двух Церквей. С оптимизмом ли Вы смотрите на возможность преодоления вековых споров? Что, по Вашему мнению, следовало бы поправить?
- Я сказал бы о взаимном сближении и даже совпадении позиций наших Церквей по многим вопросам, стоящим перед современным миром: искусственно навязываемой секуляризации, глобальной социальной несправедливости, эрозии уважения к жизни и многим другим.
Убежден, что наше взаимодействие в этой области должно крепнуть и развиваться. Однако для того, чтобы оно было максимально эффективным, необходимо преодолеть те разногласия и недоумения, которые осложняют наш диалог.
Прежде всего, нужно отказаться от прозелитизма, то есть целенаправленного обращения в свою конфессию людей, по Крещению и традиции принадлежащих к другой Церкви.
Также большую обеспокоенность нашей Церкви вызывают настойчивые попытки украинских греко-католиков насадить униатство в областях, где его никогда не было, вести миссию среди православного населения Украины, учредить в этой стране патриархат и перенести свою кафедру из Львова в Киев, где большинство верующего населения составляют православные.
- Что, по-Вашему, следовало бы предпринять новому Папе?
- Искренне надеюсь, что следующий Предстоятель Римско-Католической Церкви будет способствовать развитию отношений с Русской Православной Церковью в положительном направлении, проявит необходимые для этого мудрость и такт, а также стремление к реальному разрешению всех сложностей, которые препятствуют улучшению наших взаимосвязей.
Именно это способно открыть перед нашими Церквами новую эпоху отношений, в которой главное место будет занимать совместное свидетельство перед миром о христианской вере и ценностях.
- В каком направлении движется Россия? Иногда высказывается мнение о том, что Россия возвращается к авторитарной политике. Каково суждение Православной Церкви относительно таких мнений?
- Минувшие два десятилетия были сложным периодом для народа России. Богоборческий тоталитарный строй ушел в прошлое, и страна избрала для себя путь политического устройства на началах демократии. Однако нам до сих пор приходится преодолевать не только последствия безбожного времени, но и последующего периода опьянения свободой, подчас понимаемой как вседозволенность, как отсутствие каких бы то ни было обязательств перед обществом и ближними.
Географически Россия расположена на обширных и далеко отстоящих друг от друга территориях, управление которыми представляет собой более сложный процесс, нежели, например, в небольшой европейской стране. В России бок о бок живут представители множества национальностей, что также требует от политиков мудрости и незаурядного такта. И изменения в ее политическом устройстве, на мой взгляд, направлены на установление именно таких институтов светской власти, которые будут способствовать появлению в России оптимально приемлемой для нее формы государственного бытия.
Не будем забывать и о проблеме безопасности, связанной с угрозой терроризма, преступностью, коррупцией. Все это требует консолидации сил власти и народа, поддержки армии и правоохранительных институтов.
Время политических перемен принесло с собой в нашу жизнь немало экономических и социальных потрясений, которые зачастую не дают человеку осмыслить происходящее с ним, обрести твердые нравственные ориентиры. В такой ситуации видится закономерным желание народа обрести определенную стабильность, которую может и должно гарантировать государство.
Однако для Православной Церкви более важным видится нравственная составляющая процесса возрождения Отечества. Мы не способны в одночасье преобразить окружающий нас мир, но можем использовать все наши силы для утверждения людей в христианской нравственности, для просвещения их верой в Бога, для приобщения их к церковной жизни.
www.mospat.ru