![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
"Идти ли к старцам за чудесами? Богословы рассказывают, как правильно выбрать духовного наставника и чем он может помочь"24 марта 2006
"Умер последний старец России" - так восприняли смерть архимандрита Иоанна (Крестьянкина) его почитатели. Но, как объяснили "Известиям" в Московском патриархате, однозначно утверждать, что со смертью отца Иоанна прекратилось старчество, нельзя. Вопрос этот сложный, поскольку старец - не должность и не чин. Старцев не назначают решением церковной власти. "Известия" выяснили, кто же такие старцы и с какими вопросами следует к ним обращаться.
Это звание присвоить невозможно Старец (или старица, если женщина) - это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства. В России историки отмечают несколько периодов расцвета старчества. Так, в XIV веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, а в XVIII веке народ чтил преподобного Паисия Величковского. В ХIХ и начале XX века старчество процветало во многих церковных центрах. Самые знаменитые из них - Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Саровский и Валаамский монастыри. К старцам - преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому - съезжались со всей страны. - Старчество - это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, - говорит заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко, - и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз - в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом. Как не нарваться на сектанта Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На "звание" старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект. Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм. - Любой приходской священник может дать православному вполне квалифицированный ответ на вопрос о вероучении, церковной практике, - говорит отец Михаил Прокопенко. - Но люди ищут старцев. Зачем? Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни? Ничего подобного. Ни о духовной жизни, ни о борьбе со страстями. Во много раз чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или не жениться, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать. - Это плохо? - Плохо то, что в старцах начинают видеть оракулов и экстрасенсов. Это отход от христианской традиции. С отцом Михаилом согласен известный православный богослов, профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов: - К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует. Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходят с вопросом - как мне победить зависть, злость... Священник Владимир Соколов в своей книге "Младостарчество. Соблазны и причины" отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: "Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно... Такое "послушание" - форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог... Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и незащищенностью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия". Еще в 1998 году Священный синод, обеспокоенный развитием лжестарчества, постановил указать священникам на недопустимость к склонению и принуждению верующих: "к принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства". Тем же решением Священный синод напомнил пастырям: "Православная церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим". А толпы требуют советов! К сожалению, решением Синода или Архиерейского собора (он тоже обсуждал проблему лжестарчества) природу человеческую не изменить. Ни среди пастырей, ни среди паствы. Профессор Осипов рассказывает о том, как даже в сердце православия - в Троице-Сергиевой лавре лжестарец Киприан Цибульский сумел создать настоящую тоталитарную секту. Киприана лишили сана и выгнали из лавры. Но проблема остается. Профессор Осипов по просьбе "Известий" рассказал, как отличить настоящего старца от мошенника или впавшего в грех гордыни лжепастыря в рясе: - Судить надо не по одному признаку, а лишь по их совокупности. Во-первых, старец, подавая пример христианской жизни, старается удалиться от суеты. Во-вторых, не требует беспрекословного подчинения. Это очень важный для нашего времени признак! В противном случае - это лжедуховник, лидер секты. Большинство людей судят о старцах по литературным образам. Самый знаменитый - созданный Достоевским старец Зосима. Он требовал от Алеши Карамазова подчинения. Но, обратите внимание, мы находим Алешу уже в состоянии послушника Зосимы. А вот как он стал послушником, мы не знаем. Выбор духовного руководителя - процесс, требующий длительного общения, изучения, осторожности. В VI веке Иоанн Лествичник писал об этом: "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели". Даже у великих святых было 1-2 послушника. В Оптиной пустыни у старца Варсонофия, к которому обращалось множество монахов, священников, мирян, был всего один послушник - Никон (Беляев). У аввы Дорофея (VI век) был один послушник. А у Серафима Саровского - ни одного! А у нас народ услышит, что такой-то - старец, и толпы собираются, требуют советов, а все общение со старцем - 3 минуты. Так не годится. "Свят, да искусен" Настоящий старец, даже если и обладает даром прозрения, не показывает его, скрывает, боясь тщеславия. Старец отличается от лжестарца смирением так же, как целомудренная девица от проститутки. Он прячется от людей, никогда не изобразит из себя ни прозорливца, ни чудотворца, бесов на публике изгонять не будет! Не случайно святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в XIX веке о лжестарцах, гоняющихся за славой человеческой: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, принимающие на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований". Старец, конечно, должен быть умным человеком. Великие святые писали о некоторых даже действительно святых, но не имеющих достаточного духовного опыта подвижниках: "Свят, да не искусен". Бывают такие "взрослые дети", которые могут давать неудачные советы. Еще один признак - старцами становились после десятков лет безвестности, как, например, Серафим Саровский. Хотя старчество понятие не возрастное, думаю, что он должен иметь достаточный духовный опыт, который приобретается едва ли ранее 50 лет. Старцы могут творить чудеса, хотя тщательно скрывают это. Профессор Осипов рассказывает, как на его глазах совершил чудо скончавшийся в 1963 году игумен Никон (Воробьев). Однажды он поставил к двери хорошо знакомого подростка очень маленького роста и измерил его. И затем стал это делать каждые несколько дней. Мальчик стал расти на глазах. За летние каникулы он так вырос - не менее 15 сантиметров! - и раздвинулся в плечах, что когда 1 сентября вошел в класс, то был встречен изумленными возгласами. Но отец Никон внезапно прекратил это делать. Мальчику же, естественно, хотелось еще подрасти, и он стал просить об этом, на что игумен ему сказал: "Хочешь быть выше Бога?". Позднее выяснилось, что рост мальчика оказался почти равным изображению на Туринской плащанице. Известно о чудесах Иоанна Кронштадтского. Так, однажды к нему после литургии подошел высокий черный человек, чтобы просить благословения. Но отец Иоанн резко отстранился от него и сказал: "Отойди от меня, по имени твоему и житье твое". Тогда это был еще никому не известный Григорий Распутин. Но судить о святости человека по совершаемым им чудесам, по мнению профессора Осипова, нельзя. Напротив, по святости человека нужно судить о святости его чудес. Профессор Осипов уверен, что сегодня православному человеку нужно быть в высшей степени осторожным, чтобы не попасть на лжечудеса и не оказаться в беде - и духовной, и даже просто житейской. Не следует искать чудес - это может легко привести к язычеству. Чудо, когда оно от Бога, дает толчок к правильной духовной жизни. И напротив, лжечудо лишь распаляет воображение человека, создает кратковременный эффект пользы, не принося никаких реальных плодов. Вот, например, замечательный случай, происшедший в жизни одной из духовных дочерей святого подвижника XX века епископа Василия (Преображенского): "У одной духовной дочери святителя - Евдокии - в полночь сама собой перед образом стала зажигаться лампада. "Видно, это Господь призывает меня вставать на молитву", - подумала она, впрочем, и сомневаясь - принять ли это явление за благодатное или за бесовское, а бесовский дух тщеславия она сердцем уже ощутила. Вот, мол, ты какая молитвенница, тебе и лампаду Сам Господь зажигает. На следующую ночь Евдокия пригласила свою знакомую Екатерину Дмитриевну. Но и в ее присутствии лампада зажглась. Тогда она пригласила переночевать у себя третью свидетельницу. И в ее присутствии произошло то же самое - в полночь лампада сама собой зажглась. Это окончательно убедило Евдокию принять явление за благодатное... Выслушав ее, святитель строго сказал: - Нет, это явление не благодатное, а от врага, а за то, что ты приняла его за благодатное, я налагаю на тебя епитимью - год не приступай к причащению святых Таин. А лампада больше зажигаться не будет. Действительно, с этого дня лампада не зажигалась". Старцев и в древние времена было немного. Есть ли они сейчас - не знаю. * * * Раввины советуют и консультируют - Понятие "старец" содержится в Торе, - говорит руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. - Сказано "перед убеленным сединами встань". Еврейский старец (на иврите "зокен") должен быть преклонных лет. Считается, что чем старше - тем прочнее его связь с учителями прошлого. Недавно умер раввин сефардских евреев Кадури, он считался старцем, и ему было 105 лет. Но в иудаизме есть еще одно явление, более похожее на православное старчество: цадики (праведники), у которых есть особая связь со Всевышним, особая ясность взгляда. Цадиков выбирает община. Иногда цадиками становятся сыновья цадиков. Иудаизм, по словам Боруха Горина, не воспрещает обращаться к ним с бытовыми проблемами. Более того, если к раввинам приходят за советами по разводам, разделу наследства и даже за консультациями о степени честности того или иного вида бизнеса, то к цадикам идут за благословением. Цадики обладают даром прозорливости. - Я сам неоднократно получал благословение у любавичского ребе Менахема Шнеерсона. Он каждое воскресенье принимал посетителей по 8 часов. Правда, аудиенции длились несколько минут. Ребе выслушивал пришедшего и обыкновенно давал благословение. Звучало это так: "Благословение и удачи". У меня болел дедушка, и когда я получал благословение, дедушка сразу чувствовал себя лучше. Но однажды благословения я не получил, ребе просто перевел разговор на другую тему. Дедушка умер. Сейчас, по словам Горина, цадиков нет. Менахем Шнеерсон умер в 1994 году, и на его место никто не был избран. Кстати, сам он, как утверждает Горин, себя праведником никогда не называл. И пока не появились новые цадики, Борух Горин советует ездить молиться на святые места. * * * Кого считают праведником сегодня "Известия" попытались составить не претендующий на полноту список живых старцев. Подчеркиваем, что этот список весьма условный, не имеет никакого отношения к официальным структурам Московского патриархата и составлен путем опроса представителей православной общественности (на условиях анонимности). 1. Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой лавры и святейшего патриарха. Участник Великой Отечественной войны, сражался в Сталинграде, и одно время даже ходили легенды, что архимандрит Кирилл - тот самый лейтенант Павлов, герой, возглавлявший оборону Дома Павлова (на самом деле это разные люди). Утверждают, что архимандрит Кирилл нашел в разрушенном Сталинграде разорванное Евангелие, собрал листы и всю войну прошел с этой священной книгой. Сейчас по причине преклонных лет и болезней никого не принимает. 2. Протоиерей Георгий (Бреев), настоятель храма в Крылатском, также является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыне, духовник г. Москвы. 3. Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района Московской области, духовник Московской епархии. 4. Архимандрит Адриан (Кирсанов), насельник Псково-Печерского монастыря. 5. Архимандрит Даниил (Сарычев), монах Донского монастыря (Москва). * * * Господь спас - а мы и не поняли? При богословской комиссии Русской православной церкви на общественных началах существует экспертная рабочая группа по описанию чудесных событий, происходящих в Церкви. Как рассказал "Известиям" ее ответственный секретарь Александр Московский, в группу входят ученые-естественники. Ее задача - подробное исследование и описание чудес. Под чудом понимают действия внеприродных разумных сил. В наши дни группа наблюдала такие виды чудес: 1. Мироточение икон. 2. Обновление икон. 3. Перенесение образа иконы на стекло киота. 4. Чудесное пение в пустом храме. Самым распространенным чудом является мироточение икон. По словам Александра Московского, иногда мироточение бывает очень обильным, как, например, в поселке Локоть Брянской области. В одном из домов этого поселка мироточит не только постоянно находящаяся там икона, но и привозимые из других мест. Мироточение там начинается в конце молебна, и иногда суммарное количество миро составляет от 3 до 10 куб. см. А вот чудесное пение в храме зафиксировано всего 4 раза, но в одном храме с интервалом полгода-год. Изучение чудес, творимых старцами, входит в компетенцию другой комиссии - по канонизации. Но она собирает свидетельства о чудесах уже умерших людей, представленных к канонизации. Заведующий службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко говорит, что чудеса обычно бывают очень простыми, совсем не "сказочными" на вид, без "спецэффектов". Нередко такое чудо понятно и очевидно только одному человеку. - Самый простой пример. Едет человек на машине, закрутило его на льду, и он должен был врезаться во что-нибудь. Но не врезался. Вот вам чудо. Господь спас. И таких событий в жизни каждого бывает множество, но на них не обращают внимания и просто говорят - мол, повезло. Чтобы увидеть чудо в жизни, нужно уметь быть благодарным Богу. Важно и другое: чудо всегда обращено к нравственному чувству людей и должно служить их обращению от греховной жизни, пробуждению молчащей совести. Другого смысла у чудес нет и быть не может. К сожалению, об этом часто забывают. * * * Глоссарий: Авва - церк. (отец); архимандрит, настоятель, игумен. Младостарец - достаточно молодой человек, не имеющий духовного опыта, претендующий на роль старца. Мироточение - появление на иконах и священных изображениях капель влаги, называемой миро. Миро - смесь ароматических и смолистых веществ, используется при крещении (Таинство миропомазания). Пасомые (паства) - верующие миряне. Борис КЛИН "Известия" 24 марта 2006 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |