К концу XIX века в пасхальный период Иерусалим становился на четверть "русским" городом: в это время сюда стекалось до 6-7 тыс. паломников из России, притом, что общая численность населения Святого града чуть превышала 20 тыс. человек.
Об этом говорится в новой книге заместителя председателя Императорского православного палестинского общества историка Николая Лисового "Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.", презентация которой прошла в Москве.
Таким образом, по словам автора, именно интересы русского паломника определяли и политику Святейшего Синода, и акции российского МИД. Даже сам исторический облик Иерусалима, пишет Н.Лисовой, во многом определяется русскими памятниками архитектуры и культуры.
В подтверждение своих слов автор книги упоминает так называемые русские постройки с величественным Троицким собором в центре, Сергиевское подворье с круглой угловой башней, напоминающей готический замок, Русскую свечу на Елеонской горе - самую высокую колокольню в Иерусалиме, церковь Марии Магдалины в Гефсимании - памятник новорусского стиля, сделавшийся одной из архитектурных "визитных карточек" современного города.
К 1917 году России принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой Земле, однако в 1964 году большая часть их была продана правительством Хрущева Государству Израиль за символическую сумму в 4,5 млн. долларов (так называемая "апельсиновая сделка"), напоминает во вторник газета "Московская правда".
Сегодня борьба за наследие Русской Палестины продолжается, отмечает Н.Лисовой.
ИНТЕРФАКС / Klikovo.ru