На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "Грешно ли загорать, пить и танцевать? Что дозволено верующим на отдыхе

30 июня 2006

На минувшей неделе 14-летняя девушка запуталась в мусульманском платке и утонула, купаясь в озере под Казанью. В соответствии с нормами ислама тело женщины, кроме кистей рук, должно быть закрыто от посторонних взглядов даже на пляже... Верующий и в отпуске обязан следовать определенным правилам. Почему православные должны ходить в баню по субботам и чем им заниматься в воскресенье? Можно ли евреям загорать? И где купаться мусульманкам? Какую музыку слушать, какие книги читать? На вопросы об отдыхе "Известиям" отвечают известные богословы.

- Отправившегося на море священника преследовали две юные почитательницы, - рассказывает заместитель главы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. - Они прочесывали все пляжи на курорте, однажды увидели его выходящим из моря и бросились получить благословение:

- Отец Александр, это вы?

- Когда я не в Москве - это не я, - ответил священник и быстро убежал.

История курьезная, но устают все. Однако отдыхают по-разному. Священникам, по мнению отца Всеволода, на пляж ходить не стоит - церковным уставом хоть и не запрещено, но люди могут осудить. Остальным православным ходить загорать не запрещается, равно как и песни петь, и книги читать, и музыку слушать. По мнению отца Всеволода, выбор книг, фильмов и музыки - дело совести христианина. Составить список дозволенного и запрещенного невозможно. По мнению заведующего отдела коммуникаций ОВЦС священника Михаила Прокопенко, люди должны сами заботиться о "гигиене ума":

- Ну какие чувства может пробуждать песня со словами "у меня мурашки от моей Наташки"? Однако и романы Достоевского для кого-то могут стать примером христианского назидания, а кого-то сделать бессильным.

Профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Ильич Осипов предлагает простой метод выбора светской литературы и кинофильмов:

- Грех - это то, что вредит человеку. Если книга не возбуждает дурных чувств - ничего плохого в ней нет, даже в детективах.

- Можно ли в таком случае читать "Код да Винчи"? Неужели человек утратит веру, прочитав эту книгу?

- Веру не утратит, но она вбросит яд, вызовет раздражение, гнев, нехорошие чувства, а это плохо.

К современным дискотекам профессор Осипов относится отрицательно:

- Их невозможно сравнивать с хороводами, где и одежда, и движения не вызывали сексуального возбуждения. И никогда хороводы не проводились по ночам.

В иудаизме и исламе отношение к танцам еще более жесткое. Первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов говорит, что в исламе мужчины и женщины, не будучи родственниками, не могут прикасаться друг к другу. А представитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Иосиф Херсонский сообщил, что иудеям еще и запрещается слушать пение женщины:

- В силу наших строгих правил отношений между полами степень сексуальной чувствительности мужчин повышена. Считается, что поющая женщина чересчур возбуждает.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин России (КЕРОР) раввин Зиновий Коган утверждал, что пляжный отдых иудеям не подходит - им запрещено раздеваться на солнце: "Иудеи должны быть в одежде, скрывающей руки ниже локтя и ноги ниже колен". Раввин Херсонский считает, что загорать евреям можно, только делать это надо на раздельных пляжах.

Наличие таких пляжей имеет серьезное значение и, как показала трагедия под Казанью, жизненно важное значение и для мусульман. По словам пресс-секретаря Совета муфтиев России Гульнур Газиевой, в последние годы туристические фирмы предлагают туры на курорты Турции, Египта и ряда арабских стран с отдельными для мужчин и женщин пляжами. Раввин Херсонский говорит, что иудеи могут пользоваться такими пляжами. По его мнению, не имеет значения, что пляж мусульманский:

- Это как в бане, разделение носит не конфессиональный, а половой признак.

Отец Михаил Прокопенко считает, что для православных отпуск полезно провести в паломничестве или туристических поездках, расширяющих исторические знания.

Сколько выпить в отпуске?

Православная церковь спиртное не запрещает. Есть некоторые критерии допустимого. По словам профессора Осипова, норма определяется просто - не доходя до пьянства.

Священник Михаил Прокопенко говорит, что не стоит выпивать усталым или в тяжелых жизненных обстоятельствах, не доходить до беспамятства и не нарушать мир в семье. "Иоанн Златоуст говорил, что пьянство - добровольно накликаемый бес", - напоминает отец Михаил.

Раввин Иосиф Херсонский говорит, что для иудея количество выпитого ограничивается так - нельзя вредить своему здоровью и спокойствию окружающих. Вино пьют по субботам, во время праздников, читая молитву. В Пурим (день избавления евреев от задуманного в древней Персии геноцида) и в Симха Тора ("радость Торы", день завершения годичного цикла чтения Торы) евреи напиваются особенно сильно. Раввин Херсонский рассказывает, что хасиды практикуют принятие алкоголя в тесной компании друзей - считается, что это способствует раскрытию человека для восприятия критики.

У мусульман любое употребление спиртного запрещено категорически.

В баню - или на огород!

Кроме специально установленных праздников, днями, когда следует отказаться от повседневных забот и труда, стали воскресенье - у христиан, пятница - у мусульман и суббота - у иудеев.

Однако это не просто выходные, а дни молитвенного отдыха, дни, посвященные Господу.

Готовиться к ним принято заранее. Почему православные христиане в баню ходят именно в субботу? Потому что в воскресенье ходят в церковь, к исповеди и причастию, а причащающийся, как напоминает священник Михаил Прокопенко, должен быть чист не только душой, но и телом. В годы атеистического режима субботняя баня сохранилась в качестве традиции, мыться в воскресенье считалось делом нехорошим, недобрым. Тогда же, при советской власти, в храмах службы стали начинать в 6 утра, чтобы верующие могли успеть попасть на работу без опозданий. Итак, в субботу православный должен закончить уборку квартиры, сходить в баню, а утром - в храм.

В древности, по словам отца Михаила, пропустивший три воскресные службы отлучался от Церкви. Сейчас правила не столь строгие, но человек, считающий себя православным, должен участвовать в богослужении. Праздники принято отмечать торжественным обедом, и, как говорит профессор Московской духовной академии Осипов, приглашать к столу принято хоть и знакомых, но малоимущих, не имеющих возможности позволить себе деликатесы. Можно ли в эти дни заниматься домашними делами, хозяйством? Профессор Осипов говорит, что и в праздник, и в воскресенье после посещения храма нет ничего дурного в том, чтобы помочь своим близким в огороде или проведать кого-то в больнице, лучше всего с гостинцами.

В пятницу, когда солнце оказывается в зените, мусульманин обязательно должен быть в мечети для молитвы. Как поясняет Валиулла Якупов, молитва длится около 40 минут, но верующему нужно время, чтобы добраться до храма, а потом вернуться обратно, и в результате день фактически оказывается выходным. Но, по словам Валиуллы хазрата, никаких религиозных причин отказываться от работы после пятничной молитвы не существует.

Раввин Иосиф Херсонский говорит, что в субботу необходимо побывать в синагоге, можно гулять пешком, читать книги и устроить застолье с семьей и друзьями. Заниматься чем-либо еще запрещено.


"Известия"
30 июня 2006 г.