На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Игумен земли Русской

18 июля 2006

Защитник русского Отечества, образец для монашествующих, покровитель учащихся, утешитель скорбящих - святой Сергий, Радонежский чудотворец, горячо любим всем российским народом и известен как помощник каждому в его особой нужде.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Как рассказывается в житии святого, будущий настоятель величайшей православной русской обители проявлял признаки духовного подвига с первых моментов жизни. Во время литургии праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца из материнского чрева в особо значимых моментах богослужения. А с первых дней после рождения младенец, названный родителями Варфоломеем, в среду и пятницу, постные дни, не принимал молока матери.

В детстве будущему святому с большим трудом давалось учение и обучение грамоте. После горячей молитвы отрока Варфоломея "о даровании книжного разумения" Бог послал ему ангела в облике старца-инока. Старец в ответ на просьбы Варфоломея вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, пообещал ему успехи в учебе. При встрече с праведными Кириллом и Марией инок пророчески предсказал о преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор будущий святой без труда читал и понимал содержание книг. Этот эпизод в житии Сергия, как известно, служит основанием для особых молитв к нему многих поколений учеников и студентов, совершающих массовые паломничества в Троице-Сергиеву лавру в экзаменационно-сессионные периоды.

В 1337 году Варфоломей, приняв пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия, удалился для пустынножительства в лес в 12 верстах от Радонежа, где спустя некоторое время освятил небольшую церковь во имя Святой Троицы. Постепенно благодаря своему духовному труду он стал известен другим инокам, и вскоре его братство разрослось до 12 человек. Преподобный Сергий сам построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, соединяя тяжелый труд с молитвой, бдением и постом. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного неизвестные люди приносили все необходимое.

Игумен Троицкой обители под Радонежем стал широко известен также благодаря дару чудотворения. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах преподобного стала быстро распространяться, к нему начали приводить больных, и никто не покидал святого Сергия, не получив исцелений и назидательных советов.

Самым же известным деянием преподобного Сергия, ставшим символом неразрывности участия Церкви и государства в деле спасения Руси, стало его благословение войска святого благоверного князя Димитрия Донского на сражение с татаро-монголами на Куликовом поле. Благословленные игуменом схимонахи Андрей (Ослябя) и Александр (Пересвет) сражались вместе с ратниками княжеского войска. По пророчеству преподобного, 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу на Куликовом поле, положив начало формированию целостного народного духа, осознания себя единым сильным народом, основав фундамент национального самосознания.

Более шести веков обитель преподобного Сергия остается одним из самых ярких очагов православной веры в России, средостением русской духовной культуры и богословской науки, свидетельством величия и потенциала Русской православной церкви. Отечественный философ и богослов начала XX века священник Павел Флоренский называл лавру "русскими Афинами", "живым музеем России", цель которых - "дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу, которые ждут творческого подвига от Русского народа". При этом образы России, Лавры и личность святого Сергия были неразделимы для Флоренского, на чем он настаивал: "Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всматриваться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чуднаго старца, святого Сергия".

Сегодня именно Троице-Сергиева лавра является главным свидетельством восстановления духовности России после многих лет "нашествия иноплеменных и междоусобныя брани". Игнорируя плохую погоду и данные отдельных социологов о "формальной" идентификации русских как православных людей, народ ежедневно выстраивается в длинную очередь у мощей Радонежского старца.

Преподобный Сергий и сегодня продолжает свою миссию духовного единения России.