Никита Струве, член совета экзархата русских приходов в Западной Европе (Константинопольский патриархат), заявил, что его "немножко пугает" нынешний "объединительный процесс Русской православной церкви и церкви за рубежом", поскольку, по его мнению, соединение "только усилит консервативные тенденции в Православной церкви в России".
Главный редактор журнала "Вестник русского христианского движения" и директор парижского издательства "YMCA-Press" считает, что Русскую зарубежную церковь "всегда отличал взгляд назад, то, что можно назвать православизмом". Об этом Н.Струве заявил на страницах интернет-издания "Ежедневный журнал".
Деятель русской эмиграции, склонный придерживаться либеральных взглядов, утверждает, что "карловчане" (от города Сремски-Карловцы в Сербии, где располагался Синод РПЦЗ; это название обычно употребляли представители Московского патриархата в годы острой полемики с РПЦЗ - "ИФ") "сами отделили себя от православной полноты", и теперь "у них нет вселенского измерения", поэтому "им нужно вернуться туда, откуда они вышли". Н.Струве напоминает, что в свое время представители РПЦЗ "называли эту Церковь (Московский патриархат - "ИФ") безблагодатной", но признает, что теперь "в каком-то смысле Зарубежная церковь изменилась", и "у нее уже нет былого запала", она "сильно разбавлена и вообще на самом деле совсем не сильна".
Вместе с тем парижский филолог опасается, что Зарубежная церковь "может оказать определенное влияние на Церковь в России", поскольку "то, что всегда характеризовало карловацкую синодальную Церковь, - в ней не было никакого творчества: ни поиска новых путей, ни богословского, ни культурного творчества", потому что она "всегда де факто отрицала свободу".
Н.Струве также прокомментировал события в Сурожской епархии Московского патриархата, заявив, что епископ Василий (Осборн), "не вынес унижения и непонимания".
В докладе на пастырском собрании Парижской архиепископии "Что значит в Церкви "русская традиция"", Н.Струве утверждал, что в Православной церкви "нет особой русской традиции", поскольку "Русская церковь разделяет со всеми другими Православными церквами единое сиро-византийское наследство", а свойственные разным народам отличия в его восприятии "не следует преувеличивать".
В том же номере журнала его редактор утверждал, что инициатива патриарха Алексия II об объединении в единую митрополию различных ветвей русского церковного рассеяния в Западной Европе была им воспринята как "прямое вмешательство во внутренние дела архиепископии", которая "в лоне Константинопольской патриархии" располагает "полной свободой".
"Московская церковь", по мнению автора, напротив, характеризуется преобладанием "авторитаризма, клерикализма со всеми соблазнами власти и властвования".
ИНТЕРФАКС / Klikovo.ru