![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Материалы СМИ: "В эпоху большой нелюбви. Чему учат на уроках православной культуры"21 сентября 2006
Сегодня во многих российских школах основы православной культуры преподаются факультативно. Посещать этот факультатив или выбрать другой, решают дети и их родители. Поскольку сегодня больше споров о возможных осложнениях, чем реальных свидетельств с уже идущих уроков, наш корреспондент отправился на первый в этом году урок "Основы православной культуры" в 55-ю школу г. Ростова-на-Дону.
Семиклассники вбегают в кабинет шумной толпой, чей-то продвинутый мобильник оповещает, что "коламбия пикчерз не представляет, как хорошо мне с тобою бывает..." Класс - обычная аудитория, где еще пятнадцать минут назад шла математика. Факультативный урок по основам православной культуры в седьмом классе в школе сегодня ведет Елена Рудольфовна Соловьева, по основной специализации - преподаватель истории. Она закончила университет и уже много лет работает учителем. - Что вам запомнилось из уроков прошлого года? - спрашивает Соловьева угомонившихся детей. - Жизнь святых. О разных церквях. О семье. О жадности. Про искушения. О сектах... - раздаются голоса. - Сегодня мы поговорим о том, какое влияние оказывает православие на жизнь российского общества. Сколько лет России, кто знает? - Пятнадцать! - торопится мой сосед по парте. - А я думаю, что больше тысячи, - возражает Соловьева. - Мы наследники богатейшей истории, и многое в нашей истории и культуре выросло из православия. Обычно для верующего человека день начинается с молитвы - о чем молятся люди? - О том, чтобы не избили, не обокрали... "Да, это современные дети..." - думаю я. - Прежде всего верующие заботятся о душе, именно об этом их молитвы. Но и о том, что вы упомянули, верующие тоже молятся. А как вы думаете, обращались ли к Богу наши правители? Соловьева включает видео. Идет сюжет о святой Валаамской обители, которую посещал император Александр I. Голос за кадром рассказывает о том, как царь беседовал со старцами. Елена Рудольфовна спрашивает, почему царь представился монахам как простой путешественник? - Просто ему было неудобно, что перед ним кланяются. А может, устал после войны с Наполеоном и не хотел, чтобы его про бои расспрашивали... - Наверное, он понимал, что перед Богом все равны, - неожиданно говорит кто-то из детей. - Человечность - одна из основополагающих черт человека православной культуры. Вот наказ, который раздавался российским воинам во время Первой мировой войны: "Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. Безоружного врага, просящего пощады, не бей. Уважай чужую веру и ее храмы. Помни, что солдат - Христов и государев воин". Один из учеников тянет руку: - А разве православным разрешено воевать? - Когда возникает угроза Отечеству, даже священник может стать солдатом. Димитрий Донской, Александр Невский, Пересвет и Ослябя были воинами, а они прославлены как святые. - Скажите, а врага можно простить? Елена Рудольфовна берет в руки книгу: - До наших дней сохранился рассказ капитана корабля, который буксировал баржу с осужденными священниками из Владивостока. Происходило это во времена гонений на церковь в начале двадцатого века. Корабль со священниками надлежало затопить вместе с людьми. Монахи не впали в панику, стали молиться: "Прости их, Господи, не знают, что творят". В классе, где постоянно стоял шумок, наступила тишина. - Они что, все погибли? Ну и что им с того, что они простили капитана? - спрашивает девочка с первой парты. - Я предлагаю вам подумать, что творилось в душах людей, ставших свидетелями и участниками этой трагедии, - отзывается учительница. - И какую степень великодушия и мужества воспитывает в людях вера. В конце урока вопрос учителя: - Мы живем на юге, к нам приезжают много людей разных национальностей и вероисповеданий. Как относятся к этому православные? Я хотела бы, чтобы на следующем уроке каждый из вас сказал, что он думает об этом. Можно ли сочетать патриотизм, любовь к своей культуре и терпимость к чужим - вере и культуре? На этот вопрос мы будем отвечать в течение года, - подытоживает учитель. Звонок. Семиклассники выходят из кабинета примолкшие. Правда, через пару минут мальчишки лупят друг друга рюкзаками. Ко мне на "камчатку" подсаживается Елена Соловьева и методист епархиального отдела образования, историк и психолог Наталья Режабек. Наталья Режабек считает, что эти уроки - передача любви без интеллектуального насилия. - Человек рассказывает о своей вере без стремления во что бы то ни стало обратить в нее собеседника. Люди лучше узнают друг друга, уходит страх и вызванная им агрессивность. - Прежде чем начать читать новый предмет, я обучалась в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, - рассказывает Елена Соловьева. - Посещаю ежегодные Димитриевские образовательные чтения, на которые собираются заинтересованные в этом предмете учителя со всей Ростовской области. Занимаемся со школьниками этим предметом мы уже три года, и за все время ни один ребенок не отказался их посещать. При том, что у нас много учащихся из семей, исповедующих другие религии. Но их родители сказали: "Пусть ходят и слушают". Правда, первое время состоятельные мамы и папы опасались, что знакомство с православием лишит их чадо предприимчивости, бойцовских качеств. Но примеры русских святых, среди которых есть и государи, и полководцы, и ученые, и представители деловых кругов, рассеяли эти сомнения. Для малообеспеченных родителей, напротив, было характерно "прагматическое" отношение: "А что это даст?" - Помните, как Макаревич назвал наше время? Эпоха большой нелюбви. Детям надо дать возможность соприкоснуться с живой традицией человеколюбия, служения ближним. "Религии мира" появятся в школах во второй четверти Между тем, в самое ближайшее время отправится в типографию учебник "Религии мира. История, культура, вероучение" для преподавания одноименного курса, который многими рассматривается как альтернатива основам православной культуры. "В нашем учебнике будут и древние религии, и восточные, но две трети содержания посвящено традиционным для России религиям", - рассказала "РГ" заместитель ответственного редактора учебника Евгения Токарева. Учебник готовился коллективом авторов под руководством директора Института всеобщей истории академика Александра Чубарьяна. Апробировать его будут в нескольких московских школах, где он должен появиться уже во второй четверти этого учебного года. Марина БРОВКИНА "Российская газета" 21 сентября 2006 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |