На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "В эпоху большой нелюбви. Чему учат на уроках православной культуры"

21 сентября 2006

Сегодня во многих российских школах основы православной культуры преподаются факультативно. Посещать этот факультатив или выбрать другой, решают дети и их родители. Поскольку сегодня больше споров о возможных осложнениях, чем реальных свидетельств с уже идущих уроков, наш корреспондент отправился на первый в этом году урок "Основы православной культуры" в 55-ю школу г. Ростова-на-Дону.

Семиклассники вбегают в кабинет шумной толпой, чей-то продвинутый мобильник оповещает, что "коламбия пикчерз не представляет, как хорошо мне с тобою бывает..." Класс - обычная аудитория, где еще пятнадцать минут назад шла математика.

Факультативный урок по основам православной культуры в седьмом классе в школе сегодня ведет Елена Рудольфовна Соловьева, по основной специализации - преподаватель истории. Она закончила университет и уже много лет работает учителем.

- Что вам запомнилось из уроков прошлого года? - спрашивает Соловьева угомонившихся детей.

- Жизнь святых. О разных церквях. О семье. О жадности. Про искушения. О сектах... - раздаются голоса.

- Сегодня мы поговорим о том, какое влияние оказывает православие на жизнь российского общества. Сколько лет России, кто знает?

- Пятнадцать! - торопится мой сосед по парте.

- А я думаю, что больше тысячи, - возражает Соловьева. - Мы наследники богатейшей истории, и многое в нашей истории и культуре выросло из православия. Обычно для верующего человека день начинается с молитвы - о чем молятся люди?

- О том, чтобы не избили, не обокрали...

"Да, это современные дети..." - думаю я.

- Прежде всего верующие заботятся о душе, именно об этом их молитвы. Но и о том, что вы упомянули, верующие тоже молятся. А как вы думаете, обращались ли к Богу наши правители?

Соловьева включает видео. Идет сюжет о святой Валаамской обители, которую посещал император Александр I. Голос за кадром рассказывает о том, как царь беседовал со старцами. Елена Рудольфовна спрашивает, почему царь представился монахам как простой путешественник?

- Просто ему было неудобно, что перед ним кланяются. А может, устал после войны с Наполеоном и не хотел, чтобы его про бои расспрашивали...

- Наверное, он понимал, что перед Богом все равны, - неожиданно говорит кто-то из детей.

- Человечность - одна из основополагающих черт человека православной культуры. Вот наказ, который раздавался российским воинам во время Первой мировой войны: "Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. Безоружного врага, просящего пощады, не бей. Уважай чужую веру и ее храмы. Помни, что солдат - Христов и государев воин".

Один из учеников тянет руку:

- А разве православным разрешено воевать?

- Когда возникает угроза Отечеству, даже священник может стать солдатом. Димитрий Донской, Александр Невский, Пересвет и Ослябя были воинами, а они прославлены как святые.

- Скажите, а врага можно простить?

Елена Рудольфовна берет в руки книгу:

- До наших дней сохранился рассказ капитана корабля, который буксировал баржу с осужденными священниками из Владивостока. Происходило это во времена гонений на церковь в начале двадцатого века. Корабль со священниками надлежало затопить вместе с людьми. Монахи не впали в панику, стали молиться: "Прости их, Господи, не знают, что творят".

В классе, где постоянно стоял шумок, наступила тишина.

- Они что, все погибли? Ну и что им с того, что они простили капитана? - спрашивает девочка с первой парты.

- Я предлагаю вам подумать, что творилось в душах людей, ставших свидетелями и участниками этой трагедии, - отзывается учительница. - И какую степень великодушия и мужества воспитывает в людях вера.

В конце урока вопрос учителя:

- Мы живем на юге, к нам приезжают много людей разных национальностей и вероисповеданий. Как относятся к этому православные? Я хотела бы, чтобы на следующем уроке каждый из вас сказал, что он думает об этом. Можно ли сочетать патриотизм, любовь к своей культуре и терпимость к чужим - вере и культуре? На этот вопрос мы будем отвечать в течение года, - подытоживает учитель.

Звонок. Семиклассники выходят из кабинета примолкшие. Правда, через пару минут мальчишки лупят друг друга рюкзаками.

Ко мне на "камчатку" подсаживается Елена Соловьева и методист епархиального отдела образования, историк и психолог Наталья Режабек.

Наталья Режабек считает, что эти уроки - передача любви без интеллектуального насилия.

- Человек рассказывает о своей вере без стремления во что бы то ни стало обратить в нее собеседника. Люди лучше узнают друг друга, уходит страх и вызванная им агрессивность.

- Прежде чем начать читать новый предмет, я обучалась в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, - рассказывает Елена Соловьева. - Посещаю ежегодные Димитриевские образовательные чтения, на которые собираются заинтересованные в этом предмете учителя со всей Ростовской области. Занимаемся со школьниками этим предметом мы уже три года, и за все время ни один ребенок не отказался их посещать. При том, что у нас много учащихся из семей, исповедующих другие религии. Но их родители сказали: "Пусть ходят и слушают".

Правда, первое время состоятельные мамы и папы опасались, что знакомство с православием лишит их чадо предприимчивости, бойцовских качеств. Но примеры русских святых, среди которых есть и государи, и полководцы, и ученые, и представители деловых кругов, рассеяли эти сомнения. Для малообеспеченных родителей, напротив, было характерно "прагматическое" отношение: "А что это даст?"

- Помните, как Макаревич назвал наше время? Эпоха большой нелюбви. Детям надо дать возможность соприкоснуться с живой традицией человеколюбия, служения ближним.

"Религии мира" появятся в школах во второй четверти

Между тем, в самое ближайшее время отправится в типографию учебник "Религии мира. История, культура, вероучение" для преподавания одноименного курса, который многими рассматривается как альтернатива основам православной культуры. "В нашем учебнике будут и древние религии, и восточные, но две трети содержания посвящено традиционным для России религиям", - рассказала "РГ" заместитель ответственного редактора учебника Евгения Токарева. Учебник готовился коллективом авторов под руководством директора Института всеобщей истории академика Александра Чубарьяна. Апробировать его будут в нескольких московских школах, где он должен появиться уже во второй четверти этого учебного года.


Марина БРОВКИНА
"Российская газета"
21 сентября 2006 г.