На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "Пусть малыш просто знает, что Бог существует"

19 октября 2006

Евгений Ямбург, директор школы

- Сейчас многие считают, что завершенную, полноценную личность невозможно воспитать без религиозных наставлений. Но при этом нельзя забывать, что здесь необходим великий такт, высочайшая деликатность. Нельзя подменить церковь и имитировать монастырь. Речь идет лишь о пробуждении у ребенка естественной религиозности, о начальной духовной подготовке. Пусть малыш просто знает, что Бог существует. Религиозное образование в школе должно оставаться внеконфессиональным. Иначе никак. Непосредственно религиозное образование ребенок сможет получить позже, тогда же он и выберет свой конфессиональный путь или останется приверженцем атеистических взглядов.

Ольга Артемьева, искусствовед:

- Идея на самом деле хорошая. Рассказ о любой сфере культуры пойдет детям на пользу. Но действовать надо крайне осторожно. Преподавание подобного предмета в школе не должно быть бездумным. Методы обучения должны быть грамотными. Зубрежка, навязывание, вдалбливание - методы недопустимые. "Насильственный" подход приведет к отторжению предмета, и получится, что все усилия окажутся напрасными. И это действительно проблема. Учитывая общее качество преподавания в московских школах, вероятность провала крайне велика. Нужно подготовить нормальные кадры, написать образцовый учебник. Для учеников начальных классов это занятие должно стать игрой, занимательным рассказом об устройстве мироздания. Для учеников средней школы основы православной культуры должны преподаваться в рамках истории религий. Ребенок должен понимать, чем одна религия отличается от другой.

Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей:

- На самом деле предмет "Основы православной культуры" есть во многих регионах России. Он преподается в нашей стране уже много лет. Как правило, этот предмет становится "предметом по выбору". При этом никаких межрелигиозных или межнациональных конфликтов из-за введения предмета не возникает. Более того, большинству учащихся предмет нравится. Одобряют его и родители. Подобные курсы есть в большинстве стран Европы, где за государственный счет ребенок может изучать любую религию. Везде эта система работает, и непонятно, почему некоторые считают, что она не будет работать в России. Сейчас наша школа как никогда нуждается в элементе нравственного воспитания. В этом плане важно, чтобы в Москве преподавалась не просто история религий, а именно православная культура. История религий не дает человеку нравственного стержня. А о том, чем раввин отличается от митрополита или мечеть от синагоги, можно узнать на уроке истории - так будет целесообразней. Преподавать Основы православной культуры должны люди с богословским образованием. Они обучаются при Московской духовной академии или в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Одним словом, на Москву специалистов хватит.

Лидия Матвеева, Ведущий научный сотрудник кафедры общей психологии МГУ:

- В Индии, Китае и Японии подобные знания дети получают, еще будучи совсем маленькими. Пока никто не жалуется - все три страны весьма успешно развиваются и с каждым годом занимают все более весомые места на мировой политической арене. Они не связывают техническое развитие с нравственными законами бытия своей страны. Разбудите ночью любого китайца, и он с легкостью назовет "пять принципов добродетельного мужа", то есть пять основных этических принципов конфуцианства. Для России этот предмет жизненно необходим. Православная культура - основа нашего государства. Дети должны понимать, в какой стране они живут, и прекрасно разбираться в религиозных аспектах. Предмет "Основы православной культуры" станет прекрасной профилактикой против сектантства. Самое главное, чтобы преподавали образованные, знающие люди. А вводить предмет можно хоть с первого класса. А вот историю религий резоннее преподавать в старших классах, когда у молодого человека уже есть определенный нравственный базис.

* * *

Родители из регионов - за изучение православия, родители из Москвы - против

Свыше половины (51,7%) опрошенных социологами родителей высказались за введение в российских школах предмета "Основы православной культуры" (ОПК). И лишь 23,6% высказались категорически против изучения ОПК. При этом четверть респондентов затруднились ответить на вопрос о своем отношении к возможным нововведениям в школьной программе. Больше всего сторонников преподавания ОПК, согласно результатам исследования, проживает в Нижнем Новгороде (60,5%) и Новосибирске (60%), а больше всего противников - в Москве (28,9%). Опрос независимая исследовательская компания "Башкирова и партнеры" провела в сентябре. Всего было опрошено 500 жителей восьми крупных городов в возрасте от 18 лет и старше.


Максим СУВОРОВ
"Известия"
19 октября 2006 г.