На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "Господство одной религии - это уже тоталитаризм"

19 октября 2006

Михаил Москвин-Тарханов, депутат Мосгордумы, фракция "Единая Россия":

- Сейчас существуют два предложения: ввести в школах курс "Основы православной культуры", разработанный Свято-Тихоновским богословским институтом, или курс "История мировых религий". Я считаю, что насильственно внедрять обязательный курс по истории православия не стоит, это может дать множество негативных последствий. То же можно сказать и о курсе "История мировых религий". Но в качестве факультативов - с согласия учеников и их родителей - эти предметы можно преподавать. Но главный вопрос: кто будет преподавать эти предметы? У нас мало хороших религиоведов, поэтому нельзя исключить того, что в школьном классе может оказаться постаревший преподаватель научного атеизма. Или, что еще хуже, сектант-саентолог, который, представившись незадачливому школьному руководству религиоведом, сможет начать пропаганду своей секты среди подростков. Мой рецепт: большая осторожность, факультативность и добровольность.

Владимир Улас, депутат Мосгордумы, фракция КПРФ:

- Мы живем в светском государстве, но, конечно, религия, и в первую очередь православие, в силу исторических причин имеет огромное влияние на формирование нашей культуры и традиций, поэтому знать их основы было бы неплохо. Я только боюсь, как бы факультативы не превратились в преподавание Закона Божьего, как это было до революции. Знакомство с религиями, которые исповедают в России, можно приветствовать, чтобы не было предубеждения ни к одной из вер. Но вера - это глубоко личное, и каждый человек должен прийти к ней своим путем. Не надо этот процесс форсировать.

Иван Новицкий, депутат Мосгордумы, фракция "Яблоко-Объединенные демократы":

- В школах обязательно должен быть такой предмет, как религиоведение. Наши школьники должны знать и понимать, как зарождались религиозные течения, что они значили в тот или иной период человечества и какие ценности несет в себе каждая религия. Тогда, может быть, и конфликтов на религиозной почве, которые мы наблюдаем сейчас, станет меньше. Школьный предмет "Религиоведение" - это возможность для школьников познать свою культуру и привить культуру детям, подрастающему поколению. Учебник по религиоведению должен в простой, доступной форме дать детям информацию об истории религии, о ее значении на различных этапах исторического развития, основные постулаты жизни верующего человека, назидательные истории из священных книг (Библии, Корана и т.д.). И обязательно в старших классах надо давать информацию о том, как и почему возникают современные конфликты на религиозной почве. "Религиоведение" - это прежде всего свобода от навязываемых ценностей. А вот господство одной религии - это уже тоталитаризм. Если же ребенок или его родители стремятся к более глубокому изучению той или иной конкретной религии, то они могут ходить в специализированные школы при религиозных заведениях. Но я категорически против введения в российских школах предмета по изучению какой-то одной религии, даже если занятия факультативные. Зачем? Не надо умалять значение других религий. А кроме того, есть еще и атеисты в нашем обществе, и им тоже не надо ничего навязывать. Надо дать ребенку пласт знаний, возможность получить информацию о различных религиях и сделать свой осознанный выбор.

* * *

Изучение религий как средство борьбы с фанатизмом

Основы православной религии сегодня активно преподают в школах бывших советских республик. Это не факультатив, предмет существует в сетке часов. К примеру, он имеется в Латвии, где в латышских школах преподают основы католической религии, а в русских - православной. Есть аналогичный курс и в Финляндии, которая в этом плане идет впереди планеты всей. Даже при наличии только одного православного ребенка в финском классе ему дают учителя, чтобы он мог слушать уроки той религии, к которой он принадлежит. У финнов этот предмет называется "Основы нравственности" и делится на две части: этику и религию. Так снимается проблема преподавания религии в светской школе. Если ребенок не хочет заниматься основами религии, он может идти в другую группу и на том же уроке учить этику. Аналогичный подход вот уже несколько десятилетий успешно реализуется в Англии, Германии, Италии и других европейских странах. Зачастую курс религии преподается с 5-го по 10-й класс по 2 урока в неделю. В то же время в ряде конфессий религиозное образование является обязательным для всех, вне зависимости от вероисповедания. Так, в Израиле даже в государственных общеобразовательных школах в обязательном порядке изучаются Ветхий Завет, Тора и Талмуд.

Еще в октябре 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию N 1720 (2005) "Образование и религия". ПАСЕ пришла к выводу, что "террористические акты, расизм, ксенофобия, межнациональные конфликты имеют религиозный аспект". При этом в семьях знание религии уходит, а невежество и фанатизм растут. ПАСЕ призвала комитет министров "изучить возможные подходы к обучению основам религий в начальной и средней школе", а "правительства - обеспечить обучение основам религии в государственных начальных и средних школах". Совет Европы видит в этом средство борьбы с фанатизмом.


Максим СУВОРОВ
"Известия"
19 октября 2006 г.