![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Материалы СМИ: "И снова об основах. Общественная палата определила принципы религиозного образования"28 ноября 2006
При изучении в российских школах религиоведческих предметов самое главное - соблюдать принцип добровольности и учитывать разнообразие мировоззрений. Таковы ключевые рекомендации Общественной палаты РФ для Министерства образования и науки РФ. Вчера эти рекомендации были в целом одобрены тремя комиссиями ОП.
Еще в сентябре министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой высказать свое мнение по вопросу преподавания в школе основ православной культуры и иных религиоведческих дисциплин. Над предложениями работали три комиссии ОП - по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия и по вопросам интеллектуального потенциала нации. Вкратце основные положения документа таковы: при изучении этих предметов должно учитываться разнообразие мировоззренческих подходов при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества, а также должен соблюдаться принцип добровольности изучения. Правда, под добровольным изучением этого предмета в рамках регионального компонента понимается возможность выбора между религиями (для верующих) или светскими философско-этическими дисциплинами (для неверующих). Главный раввин России Берл Лазар говорил о том, что если уж и вводить в школах обязательный религиоведческий курс, то он должен быть общим и называться "Основы традиционных религий России". Однако это предложение не нашло поддержки у Русской православной церкви. По мнению председателя Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия митрополита Калужского и Боровского Климента, обучать восьми-девятилетних детей основам традиционных российских или тем более мировых религий бессмысленно: они не усвоят разницу и только запутаются. В то время как начинать преподавание духовных и нравственных предметов надо с самого раннего возраста, пока ребенок еще поддается воспитанию. Владыка Климент предложил создать образовательный блок "Духовная культура и этика", в рамках которого каждая религия предложила бы своим последователям свой предмет для изучения. А ведущий научный сотрудник Института семьи и воспитания Игорь Метлик тем временем поймал на противоречии минобрнауки. Он напомнил об инициативе министерства отменить региональный и школьный компоненты учебной программы. В таком случае проблема религиоведческих курсов, которые преподаются именно в рамках регионального компонента, решится сама собой. Члены ОП заволновались, однако прояснить ситуацию было некому: замминистра Дмитрий Ливанов, огласив неизменную позицию своего ведомства по предмету "Основы православной культуры" (изучение на сугубо добровольной основе), уже покинул заседание. - Чтобы отменить региональный и школьный компоненты, требуются изменения в законодательстве, - пояснил "РГ" в телефонном разговоре Дмитрий Ливанов. - Тогда вопрос с преподаванием религий действительно снимается. Останутся только основы мировых религий, если они будут включены в федеральный компонент. Но пока этого нет. Ливанов уточнил, что все эти изменения только разрабатываются. Общественная палата также высказала министерству пожелания закрепить в федеральном законодательстве детально прописанный порядок изучения религий в школах. Рекомендовалось также не забывать про баланс между изучением собственно религиозной культуры и формированием общероссийской гражданской идентичности школьников. Наталья КОНЫГИНА "Российская газета" 28 ноября 2006 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |