![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Материалы СМИ: "Кому сервиз на 200 персон, кому коньяк знатный, армянский. 20 декабря в России - "день рождения" елки. Самое время вспомнить, что дарили прежде под Новый год"15 декабря 2006
Волхвы, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, преподнесли Ему золото (как царю), ладан (в знак священничества) и смирну (символ бессмертия, ею в древности натирали мертвое тело, чтобы защитить от тления). Это были первые Рождественские подарки, но дарить их в России стали относительно недавно - не более 150 лет назад.
Премия околоточному, орден - статскому советнику У елки тоже есть "день рождения" - отдельное спасибо за это Петру I. И флот строил, и тусовки (сиречь ассамблеи) в российский обиход ввел. А еще подсмотрел на Западе традицию оригинальную и 20 декабря 1699 года указ грозный издал: по примеру всех христианских народов улицы надлежит украшать "от древ сосновых, елевых и мозжевелевых". Хоть и отмечали Рождество Христово как великий праздник с IV века, но и через 100 лет после смерти Петра ничем, кроме богослужений, праздник не блистал. Потом кто-то удумал на елки подарки для ребятишек вешать: конфетки, орешки... Тут встрепенулся отечественный производитель: кондитерские Петербурга организовали продажу елок с уже прикрепленными к ним сладостями и свечами. Разумеется, для элиты. Цена была неподъемная - от 20 до 200 рублей. Но главное - дамы и кавалеры наконец-то смекнули: праздновать надо по-взрослому. К началу ХХ века рождественские елки устраивались уже не только и даже не столько для детей. Историки Владимир Руга и Андрей Кокорев в книге "Москва повседневная" подсчитали расходы жителей Первопрестольной на рождественские праздники: елочка - 1 рубль, доставка ее - 20 копеек, украшение елки, подарки для детей и устройство праздничного стола - еще 50 рублей, подарки взрослым гостям - еще 100 рублей. Расходы колоссальные, если учесть, что средняя зарплата была от 75 до 100 рублей в месяц (тогдашний рубль можно сконвертировать по курсу нынешних $11). Что же дарили друг другу православные? Детишкам дарили книги, почтовые наборы, карандаши-краски, настольные игры, солдатиков, кукол. Ну и, разумеется, леденцы и конфеты. Сами дети, в том числе и из царской семьи, денег не имели, посему подарки мастерили собственноручно. Сохранились воспоминания придворной дамы: одна из великих княжон, увидев привезенные для демонстрации духи, схватила один флакон, инкрустированный драгоценными камнями, и убежала. Думала подарить императрице Марии Федоровне на Рождество, но вместо благодарности получила строгое внушение. На первом месте среди рождественских подарков стояли ювелирные украшения. Женщинам - кольца, браслеты, серьги, колье. Но и мужчины не оставались без подарков: золотые запонки, заколки для галстуков и ручки дарили и принимали охотно. Модно было посылать друзьям праздничные продуктовые корзины. Обычно их наполняли шустовским или армянским коньяком и набором сыров. Армянский считался лучше, зато шустовский был популярней. Как утверждают историки, за счет агрессивной рекламы. Дюжина бутылок шампанского тоже считалась хорошим подарком. Французское было самым "крутым". Хотя уже тогда в Москве изготавливали свое игристое вино. Причем на том же заводе, где и сейчас - "Советское шампанское". Денег на подарки требовалось немало - и люди среднего достатка, чтобы не дарить одинаковые или ненужные вещи, договаривались между собой. Совсем как в наши дни. Фарфор, бисквит из рук монарха Особую традицию рождественских подношений ввел при дворе император Павел I. Сам он 31 декабря 1798 года получил из рук графа Юсупова, управляющего Императорской фарфоровой мануфактурой, сервиз из трехсот с лишним предметов с видами Италии и аллегорическими скульптурами, олицетворявшими плодородие. В историю сервиз и вошел, как Юсуповский. А изделия Императорского фарфорового завода стали неотъемлемой частью Рождества, как "штучки" от Фаберже к Пасхе. В сочельник царская семья и ближайшая свита обменивались подарками у "большой елки" в Зимнем дворце или в загородной резиденции. Получив подарки, все шли в большой зал, посреди которого длинный стол был заставлен изящными фарфоровыми вещицами с императорской мануфактуры... Так выглядела знаменитая выставка "поднесений к Рождеству": подарки двору и придворным от императорской мануфактуры. Впрочем, члены царской семьи отлично знали, какой подарок получат. За 10 месяцев до того они сами выбрали его "по каталогу" и заказали заводу вместе с предметами для детей и придворных. Для себя заказывали парадные сервизы или отдельные предметы к ним, подставки для сигар, кашпо, садовые табуретки, декоративные вазочки и огромные вазы, столешницы, разнокалиберные статуэтки, фарфоровые букеты и целые "клумбы" - у кого на что хватало фантазии. Рождественские подарки детям часто были и вполне познавательными: фарфоровые животные снабжались табличками с названием, указанием их размеров в живой природе. К Новому, 1833 году, Николай Александрович получил "Готический" сервиз на 150 персон. Его ставили на стол во время "Высочайших фамильных банкетов и столов" и регулярно дополняли, так что к концу XIX века сервиз разросся до 200 персон. В 1850 году императору к Рождеству поднесли настоящее чудо - бисквитный (особая форма обработки фарфора) букет цветов. Его было хотели представить на Всемирной выставке в Лондоне, но побоялись - больно хрупок. В 1862 году для подарков великим князьям изготовили три подставки для хранения сигар в виде слонов, "раскрашенных под натуру". Каждый обошелся казне в 175 рублей. Великую княгиню Екатерину Михайловну в 1878 году порадовали изящной статуэткой "Девушка с птичьим гнездом" высотой в 26 см. У статуэтки существовала пара, она была поднесена Петру Георгиевичу Ольденбургскому. А вот великий князь Сергей Александрович предпочитал еще дарить и ювелирные украшения, покупая их в московских магазинах. * * * КСТАТИ Что о подарках думает церковь "Подарки к Рождеству - это не религиозный долг", - говорит руководитель службы коммуникации отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. Никаких церковных установлений на сей счет не существует. Но ничего плохого в обычае одаривать друг друга к Рождеству Русская православная церковь не находит. Отец Михаил считает вполне уместными такие подарки, как книги, иконы, музыкальные диски: "Все, что может возвысить душу". Протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ и настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ уверен: "Возможность побыть семье вместе - лучший подарок". Борис КЛИН, Ирина ТУМАКОВА "Известия" 15 декабря 2006 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |