На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Русская православная церковь празднует Рождество

10 января 2007

Святой Ефрем Сирин:

Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это - день благоволения, да удержится же всякая лютость; это - день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это - день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником... Это - день, в который туне ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это - день, в который отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?... Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.

***

Преподобный Иоанн Златоуст:

Как бы мы были удивлены, если бы увидели солнце, сошедшее с небес, которое, двигаясь по земле, щедро рассылало бы свои благодатные лучи всем живущим! Разве случившееся не наполнило бы видящих его изумлением? А ведь солнце всего лишь даятель видимого света. Теперь посмотрите и оцените, насколько важнее то, что Солнце Правды посылает свои благотворные лучи, которые проникают через нашу телесную природу и освещают наши души.

***

Священномученик Иларион (Троицкий):

О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось "неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно" с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории?

<...>

Порою об этой тайне спорили даже на площадях и рынках. Тайна воплощения манит к себе человечество, потому что без этой тайны для человечества остается лишь безотрадное тление в похотях прелестных и мрачные врата смерти. Мы воспеваем Христово воплощение, потому что, сколько бы мы ни любили свое греховное естество, мы все же жаждем утешиться пакибытием.

***

Святитель Иннокентий Херсонский:

Итак, цель нисшествия на землю Бога есть привлечь всех сущих долу на небо: цель самая высокая! Обязанность тех, кои, влекомые, захотят в самом деле взойти на высоту - есть устраниться мира и всех сует его: обязанность необходимая! Средство выполнить сию обязанность и достигнуть цели, есть, по указанию Церкви, преложение ума и мыслей на небо: средство и близкое для каждого, и верное, и самое легкое! Передадим, братие, сии истины не столько уму, для коего они более или менее известны, а сердцу нашему, которое так часто забывает их. Сего ради высокий Бог на земли явися, да нас к высоте привлечет. Точно сего ради! Иначе что Его Самого могло привлечь с неба на землю?

***

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных и именитых, но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.

Все в мире изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы безнадёжия.

***

Митрополит Антоний (Блум):

В сегодняшнюю ночь, когда мы будем вместе, в наших семьях, под теплым кровом, в уверенности, что мы не странники в пустыне, что мы не брошенные, что мы не отверженные, вспомним тех - многочисленных, бесчисленных теперь - людей, у которых нет крова, у которых нет дома, у которых нет тепла, у которых нет семьи, которые лишены любви, лишены заботы.

Мы можем вспомнить слова Христовы, обращенные к нам через притчу об овцах и козлищах. Когда Он говорил: Я был наг, и вы Меня не одели, Я был странником, и вы Меня не приютили, Мне было холодно, и вы Меня не обогрели, Я был голоден, и вы Меня не накормили - разве Он эти слова как бы "в назидание" людей придумывал? Нет, Он говорил о том, что случилось с Ним, с Его Матерью Пречистой, с Иосифом Обручником в ту ночь Его рождения. Он говорил о том, что опытно Сам пережил: одиночество, брошенность, холод, отчуждение всех, кто Его окружал. И если мы хотим быть учениками Христа, то мы должны вспомнить эту ночь, Его рождество, мы должны вспомнить эту притчу, в которой Он говорил как бы о Себе Самом, и открыть свои двери, свои сердца, сделать все, что мы можем, чтобы ни один человек вокруг нас не оказался брошенным, холодным, голодным, отверженным, забытым. Иначе мы проходим мимо самой тайны Рождества Христова, того события, когда Бог всебогатый, ни в чем не нуждающийся, по любви к нам все оставил за Собой и вошел в наш падший, осиротевший мир для того, чтобы в него принести вечную радость. Вот о чем мы должны подумать в эту ночь.

***

Протоиерей Александр Шмеман:

Ребенок - Бог, Бог - ребенок... Почему даже у людей, теплохладных к вере, даже у неверующих, не перестает радостно сжиматься сердце при созерцании в эти рождественские дни единственного, несравненного видения: молодой Матери с Ребенком на руках, и - вокруг них - волхвов с Востока, пастырей с ночного поля, животных, неба, звезды? Почему так твердо знаем, и снова и снова узнаем мы, что нет на этой скорбной земле нашей ничего прекраснее и радостней этого видения, которое века не могли вытравить из нашей памяти?

К этому видению возвращаемся мы, когда нам некуда больше идти, когда, измученные жизнью, мы ищем того, что могло бы нас спасти. Ведь вот, в евангельском рассказе о Рождестве Иисуса Христа ничего не говорит Мать, и, конечно, ничего не говорит и Младенец - как если бы и не нужно было никаких слов, ибо никакими словами не объяснить, не определить, не передать смысла того, что произошло и совершилось тогда.

И всё-таки попробуем. Не для того, чтобы объяснять и истолковывать. Но, как сказано в Писании, "от избытка сердца глаголют уста". И невозможно человеку избытком этим не поделиться с другими.

Ибо именно в этих словах: ребенок и Бог - самое поразительное откровение рождественской тайны. В некоем глубоком смысле, тайна эта обращена прежде всего к ребенку, продолжающему подспудно жить в каждом взрослом. К ребенку, который продолжает слышать то, что взрослый уже больше не слышит, и отвечать на это той радостью, на которую наш скучный, взрослый, усталый и циничный мир уже больше не способен.

Да, праздник Рождества Христова есть детский праздник не только в том смысле, что для детей зажигаются елки, а в том, гораздо более глубоком, смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся тому, что когда приходит на землю к нам Бог, Он приходит в образе Ребенка, и этот образ Бога-Ребенка продолжает светить нам с икон, воплощаться в бесчисленных произведениях искусства, точно самое главное, последнее, радостное в христианстве заключено именно тут, в этом "вечном детстве Бога".

<...>

Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии своем оказывается Он царем, именно в бессилии и в беззащитности - Его удивительная сила. Ребенок той далекой Вифлеемской пещеры не хочет, чтобы боялись мы Его, Он входит в наше сердце не устрашением, не доказательствами Своей силы и власти,а только любовью. Как ребенок - Он отдается нам, и, как ребенка, мы можем только полюбить Его и, в свою очередь, отдать себя Ему.

В мире царствуют власть и сила, страх и рабство. От них освобождает нас Богомладенец Христос. Только любви, свободной и радостной, только того, чтобы отдали мы Ему наше сердце, хочет Он от нас. И мы отдаем его беззащитному, до конца доверяющему нам Младенцу.

В праздник Рождества Христова являет нам Церковь радостную тайну: тайну свободной, никем не навязанной нам любви. Любви, способной в Богомладенце увидеть, узнать, полюбить Бога и стать даром новой жизни.

***

Святитель Феофан Затворник:

Когда в какой стране проходит весть, что царь идет, все жители той страны приходят в движение и заботливо начинают готовиться принять царя достойно царя: исправляют улицы, украшают дома, выставляют на вид все, что имеют лучшего, чтоб и царю и всем другим показать, что они находятся не в обыкновенных обстоятельствах. То же и у нас. Издали начали мы готовиться к празднику: келлии поочищены, работы прибраны к стороне, одежды новые пошиты, и к столу нечто лишнее заготовлено, так что и свои и сторонние видят, что у нас праздник. Так для видимости все сделано; но удовольствуется ли этим рождшийся Господь?! Для нас такая видимость, может быть, и не излишня, но для Господа не она нужна. Смотрите - как Он родился! В вертепе Младенец повит, лежащь в яслех". Вся слава внутрь. Внутреннее благонастроение духа будет и достойным сретением Его, сходящего с небес. Посмотрите на икону Рождества Христова! Матерь Божия и Иосиф праведный на коленах, между ними предвечный Младенец, окрест пастыри или волхвы. Очи всех устремлены на Него, в Нем исчезают все и на Нем упокоеваются. Так устройтесь внутренне и вы... Сретьте Господа вместе с пастырями желанием спасения, вместе с Иосифом и Богоматерию благоговейным успокоением в Нем, вместе с. волхвами - охотным шествием вслед Его, вместе с Ангелами - благодарным славословием Ему. Так - приходит Спаситель и приносит спасение. Возгревайте же желание спасения. Вы в обитель вступили по сему именно желанию, но длительность времени, начатки успехов, а может быть, и другие дела могли ослабить или совсем погасить его. Позаботьтесь ныне сильнее возгнести сей огнь в себе. Восставьте мысль о тесноте нашей отовсюду: от дел наших греховных, от страстей и привязанностей, от врага нашего исконного; приложите к ней другую мысль, что кроме рождшегося Христа Господа нет иного имени под небесем, о немже можно бы нам спастися. И устремится дух ваш к Господу, как елень на источники. Это и будет значить, что вы выйдете во сретение Господу и сретите Его желательно, как жаждущая земля сретает дождь.

***

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!