![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Материалы СМИ: "Трудности перевода. Как рождаются слухи об уходе звезд в монастырь"24 января 2007
Великий богослов и философ Фома Аквинский не закончил свой главный труд "Сумма теологий" вовсе не потому, что рано умер - ему ведь и пятидесяти не было. Мне кажется, все было наоборот. Он потому и умер, что потерял вдруг всякий интерес к завершению последнего тома этого произведения, а также ко многому другому, что держало его на земле. Ведь открылось ему за три месяца до его кончины нечто куда более важное и интересное.
Это случилось в декабре 1273 года на богослужении, когда он пережил такое мистическое состояние, которое не смог никому пересказать. Сообщил только своему секретарю, что работу над "Суммой теологий" прекращает, ибо, как он выразился, "перед тем, что я видел и что мне было открыто, все, что я писал, - как солома". Что ему открылось, что происходило в его душе, можно только догадываться. Но, похоже, если сам этого не пережил, все равно не представишь. Это же вечная проблема - понять духовные приключения другого человека, тебе пока не доступные. Речь ведь не просто об обращении в веру, а о многообразной и таинственной жизни души человека в вере. Там очень много чего происходит. Тот же Фома Аквинский верил в Бога и до того самого богослужения, и после, но то изменение, которое с ним произошло, судя по всему, в расхожих понятиях не перескажешь. И относится это не только к таким духовным гигантам, как Фома Аквинский или апостол Павел, который тоже не смог найти слов, чтобы рассказать о своем мистическом восхождении в иные миры. Пояснил только, что нет в человеческих языках для этого соответствующих слов. Нет, не только они, но и любой из нас, даже самый обыкновенный человек безграничен и сложен в своей духовной жизни, которая очень трудно поддается переводу и пересказу. Однако интересно все же, что там у человека на душе? Особенно, если человек этот популярен. И попытки выудить у него какую-то информацию на этот счет и пересказать ее публике часто оказываются неуклюжими, а для самого человека мучительными. Именно в этом, кажется мне, кроется природа многих сенсаций из духовной жизни "звезд". Возможно, именно так случилось на днях с актером Дмитрием Дюжевым. Сначала некоторые издания сообщили, что он уходит в монастырь. Потом опровергли эти сообщения, которые сам он комментировать вообще отказался. А появился слух, пожалуй, не случайно. После фильма "Остров", в котором Дюжев играл монаха Иова, и сам Дмитрий, и режиссер Павел Лунгин очень осторожно говорили о том, что работа над этим фильмом многое в них изменила, стала поворотным этапом. Они и до фильма были верующими людьми, и остались такими после. Но что-то важное в них изменилось. Как понять и перевести на общепонятный язык суть таких изменений? А это уж кому как удается. Про актрису Екатерину Васильеву в свое время тоже много писали, будто она ушла в монастырь. А она на самом деле и не собиралась. Но ее воцерковление люди от Церкви далекие приняли за монашество. "Воцерковиться", "посвятить себя служению Богу", "уйти в монастырь" многие считают синонимами. А уж тонкие движения души часто обозначают совсем не пригодными для этого терминами. Но это вполне понятные издержки приближения к нашим главным тайнам. Очень трудно в этой сфере понять то, чего сам не испытал. Способ есть только один. Попытаться испытать. Или не лезть в чужую душу. Валерий КОНОВАЛОВ "Труд" 24 января 2007 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |