На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "Святой день. Завтра в наших православных храмах пройдут особые богослужения. Церковь помянет погибших в Великой Отечественной войне"

08 мая 2007

Далеко не все знают, что День Победы - это ведь не только государственный, но и церковный праздник. Таковым сделал его еще в 1994 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Тогда по его благословению на Архиерейском соборе Русской православной церкви было установлено "совершать в День Победы - 9 Мая - особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Это решение имело, кроме прочего, и глубокий богословский смысл. Церковь и война, вера и насилие, смирение и противодействие злу - эти проблемы далеко не просты. С одной стороны - "не убий". С другой - "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Как это можно совместить? Как уживаются между собой требование "подставить другую щеку" и святость Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на кровопролитие?

Противоречия тут кажущиеся. Точнее сказать, они составляют единство, не переставая быть противоречиями. Христианство ведь вообще глубоко диалектично. В этом его сила и правда.

"Противоречие оказалось истиной, парадокс оказался правдой", - писал об этом Честертон, когда доказывал, что христианская истина - это не компромисс между противоположными понятиями, а зачастую естественное их сочетание. Он размышлял о том, что и непротивление насилию, и воинственность могут быть одинаково свойствены христианскому учению.

Весь вопрос в том, ради чего?

"Христианство, - писал он, - показало, как далеки друг от друга смерть ради смерти и смерть ради жизни".

Бог есть любовь. И все объясняет любовь. Именно она - суть веры. И патриотизма тоже. Тем и отличается патриот от националиста, что один любит, а другой ненавидит.

И религиозный смысл воинского подвига одинаково хорошо понятен как ученому богослову, так и самому простому верующему.

"Воинский подвиг, совершенный христианином по воле Божией, всегда считался подвигом религиозным, подвигом веры и любви, - говорил об этом Патриарх Алексий. - Каждый раз, отмечая славный День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы молимся об упокоении всех павших на поле брани воинов, усопших ветеранов и усердно просим Господа даровать здравие ныне живущим. Мы с глубокой скорбью воспринимаем известия о том, что не всюду чтят память воинов, положивших свои жизни в борьбе с фашизмом. Помнить и с благодарностью чтить их подвиг - наш священный долг".


Валерий КОНОВАЛОВ
"Труд"
8 мая 2007 г.