![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия составила "завещание" для преемников25 октября 2007
МОСКВА. Опыт работы Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам сохранения культурного и духовного наследия за период деятельности Общественной палаты первого созыва был обобщен 24 октября на пресс-конференции, которая прошла в фондохранилище московского музея-заповедника "Коломенское". "Мы живем в ситуации, в которой государство слагает с себя обязанности по охране культурного наследия, а правовых условий, в которых эту функцию могли бы подхватить вполне окрепшие и авторитетные общественные организации, так и не создано", - констатировала член Комиссии Общественной палаты, председатель Центрального совета общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" Галина Маланичева. Передача полномочий по охране культурного наследия на региональный уровень привела к разрушению государственной системы органов охраны памятников, отметила она. В результате отсилы в 10 субъектах Федерации созданы соответствующие государственные комитеты. В то же время в большинстве субъектов РФ имеющийся научный и общественный потенциал не вовлечен в дело охраны памятников: власти либо равнодушны к энтузиастам, либо создают невыносимые условия для их работы (как это наблюдается в Рязани, Иркутске, Екатеринбурге), рассказала руководитель ВООПиК. Как отметила Галина Маланичева, одной из самых болезненных проблем остается состояние реставрационной отрасли. В связи с тем, что огромное количество памятников архитектуры России находятся в аварийном, руинированном и требующем реставрации состоянии, разрозненные силы реставраторов не справляются с огромным объемом работ. При этом отменена аттестация реставраторов, что открыло дорогу в отрасль неквалифицированным и недобросовестным деятелям, а при повсеместной замене научной реставрации на реконструкцию и "воссоздание", работа реставратора становится непопулярной. Реставратор не нужен, не востребован, и, как следствие, кадры реставраторов тают. В частности, Московский архитектурный институт переориентируется на воспитание дизайнеров, констатировала Маланичева. Острые проблемы связаны и с состоянием археологических памятников, которым огромный урон наносят так называемые "черные археологи". Как подчеркнула Галина Маланичева, необходимо ставить вопрос о запрещении торговли археологическими ценностями. Ключевой правовой проблемой в сфере охраны памятников, по оценке главы ВООПиК, остается отсутствие нормативной базы, обеспечивающей выполнение Федерального закона № 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Коснувшись вопроса об экспертизе музейного законодательства, Галина Маланичева заявила: "Госдума, выполняя план по валу законов, резко ухудшила состояние культурного наследия". По ее мнению, отмене или корректировке подлежат 94 закона, в том числе Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", созданный якобы для борьбы с коррупцией, а на деле эту коррупцию поддерживающий, закон "Об автономных учреждениях", который серьезнейшим образом бьет по музеям-заповедникам. Последние сегодня фактически находятся вне правового поля и как специфические культурно-хозяйственные комплексы нуждаются в отдельном законе, подчеркнула она. Целый комплекс проблем существует в сфере обращения с исторической недвижимостью, между тем, приближается 1 января 2008 года - день, когда формально станет возможной приватизация зданий - памятников архитектуры. Эти и другие проблемы и законодательные предложения, наработанные Комиссией Общественной палаты, вошли единый комплексный пакет - программу, которую нынешний состав Комиссии намерена передать своим преемникам, чтобы те добивались от Правительства ее реализации, сообщила Маланичева. Часть же наиболее сложных вопросов, по ее мнению, могут быть разрешены только с помощью указов президента. ИА REGNUM/Седмица.Ru/klikovo.ru |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |