На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

О Палестине и национальном вопросе

27 мая 2008

Святая Земля незримо присутствует в жизни каждого христианина. Слова "Иерусалим", "Сион", ежедневно звучащие в богослужебных текстах Православной Церкви, воспринимаются не только как географические понятия, но всегда напоминают о чем-то более значимом, вневременном, надмирном. "Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя" - так вслед за псалмопевцем Давидом готов повторить каждый верующий человек. В Страстную седмицу с особым трепетным чувством духовные взоры православных христиан всего мира обращаются к тому месту, где разворачивались события Евангельской истории, завершившиеся Крестной Смертью Сына Божия и Его Воскресением.

В эти дни благая весть о спасении человечества, которое Господь совершил на земле Палестины, с наибольшей силой достигает верующих сердец, и в них, казалось бы, не остается места розням века сего.

Однако регулярно до нас доносятся известия о том, что святые места накануне Пасхи становятся ареной конфликтов, участниками которых выступают те, кто призван, следуя Христу, нести человечеству слово примирения (2 Кор, 5, 19). В Вербное воскресенье 2008 года мир облетели шокирующие кадры, на которых была запечатлена драка в Храме Гроба Господня с участием представителей Армянской Апостольской Церкви и Святогробского братства. Причина конфликта - священнослужитель Иерусалимской Церкви задержался в Кувуклии сверх отведенного времени, а армянский попытался его оттуда выставить силой. В потасовку вмешались верующие с обеих сторон, что привело к масштабному противостоянию, повлекшему госпитализацию одного из пострадавших.

Подобные случаи в настоящее время нередки. С одной стороны, их объяснением может служить то обстоятельство, что все происходящее в Святой Земле, имеющей сакральное значение для миллионов, воспринимается живущими, а тем более служащими здесь, сверхобостренно. Малейшее нарушение status quo, определяющего конфессиональную принадлежность святых мест вплоть до деталей церковного убранства, чревато непредсказуемыми последствиями. Несомненно, играет свою роль горячий взрывной темперамент жителей Востока, но, увы, дело не только в этом. На протяжении очень длительного времени греческое православное духовенство настойчиво проводит линию на утверждение своего особого, доминирующего положения среди христиан в Святой Земле. Эта тенденция основана на парадоксальном отождествлении этнической и конфессиональной принадлежности.

К сожалению, и сегодня, причем не только в Иерусалиме, систематически ставится знак равенства между понятиями "православный" и "грек". Этой формуле вполне соответствует благодарность, высказанная недавно иерархии Иерусалимской Церкви Константинопольским Патриархом Варфоломеем I, за то что она "на протяжении веков постоянно вела борьбу и удержала за нашей нацией святые места". (1) Трудно предположить, что произнесший эти слова забыл о том, что евангельское благовестие, зримым свидетельством которого является Святая земля, было обращено ко всему миру, что во Христе по слову апостола Павла "нет ни эллина, ни иудея".

Логическим продолжением этого подхода является отрицание нынешним предстоятелем Иерусалимской Церкви факта существования православных арабов. Арабы, по его мнению, могут быть только "последователями Корана". Большую же часть паствы Иерусалимского Патриархата, каноническая территория которого простирается на Палестину и Иорданию, составляют некие "арабоязычные христиане". Подобное мнение идет вразрез с общепризнанным положением и не подтверждается официальными данными.

Так, официальный сайт посольства Израиля в Москве сообщает, что в стране проживает 80% евреев и 20% арабов, причем одна десятая арабского населения - православные христиане. Ни о каких других религиозно-этнических сообществах речи не идет. Информационные источники Палестины и Иордании - двух других стран, на территории которых проживает арабская паства Иерусалимской Церкви, единодушно признают ее частью многоконфессионального арабского народа. Более того, православные христиане, по заявлению представителей движения ХАМАС, принимают активное участие в борьбе палестинцев за свою независимость и даже баллотируются на выборах в парламент ПНА.

Заявление Патриарха Феофила III относительно "арабоязычной паствы" прозвучало в ходе его встречи с группой российских журналистов, посещавших Святую Землю в апреле этого года при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Поездка была призвана актуализировать в СМИ тему русского духовного присутствия в Святой Земле, которое насчитывает уже не одно столетие. Именно оценке этого явления была посвящена значительная часть речей Иерусалимского Патриарха при общении с представителями ведущих отечественных СМИ. И высказывания эти оказались не менее парадоксальными, чем его позиция в отношении арабов. Патриарх Феофил III заявил, что русское духовное присутствие на Ближнем Востоке в прошлые века нанесло серьезный вред, что оно являлось культурной и моральной агрессией и подавляло местных жителей! Резко отрицательно он оценил деятельность первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) за то, что тот принес в Палестину, Сирию и другие регионы Ближнего Востока "заразу национализма" и "яд расизма", приведшие "к смятению наших людей здесь, от которого они до сих пор страдают". При этом Патриарх подчеркнул, что "национализм никогда не был составной частью культуры Церкви, равно как и расизм".

Уместно вспомнить, что связь между нашим Отечеством и Святой Землей возникла еще со времен Крещения Руси. Зная о любви русских к Святым местам, к Иерусалимской Церкви, ее иерархи в трудные минуты неоднократно обращались к России за помощью и поддержкой. Многочисленные свидетельства о том, сколь значима была эта помощь, можно найти в истории всех восточных православных Патриархатов, включая Иерусалимский. Россия веками щедро жертвовала на украшение храмов и обителей Святой Земли. Иконы и драгоценные лампады - вклады русских богомольцев - украшают Храм Гроба Господня и базилику Рождества Христова в Вифлееме, многие другие древние храмы и монастыри, возведенные на местах евангельских событий. И к богослужению верующие там созываются преимущественно русскими колоколами. В Святую Землю из нашего Отечества смиренными паломниками стремились попасть представители всех сословий - от Великих князей до простых крестьян.

Именно благодаря их лептам и трудам возник феномен "Русской Палестины". Монастыри и храмы, паломнические гостиницы и земельные участки на местах Евангельских событий, принадлежавшие Русской Духовной Миссии и Императорскому Православному Палестинскому обществу, стали островками русского духовного присутствия в Святой Земле. Здесь находили пристанище наши паломники, здесь же для них совершались богослужения на привычном церковно-славянском языке. При участии европейски образованных русских священнослужителей в библейских местах велись археологические раскопки, обогатившие мировую науку. Достаточно вспомнить, что именно русскими был найден порог Судных Врат, через которые Господь с Крестной ношей вышел из Иерусалима, следуя на Голгофу. Именно наши соотечественники изучали и переводили документы по церковной истории Святой Земли, делая их доступными светским исследователям. Но не только попечением о паломниках и научными изысканиями занимались подвижники Русской Палестины. Своей задачей они видели духовное просвещение местных жителей-арабов, для детей которых было открыто несколько десятков школ. По инициативе и при содействии первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) Иерусалимский Патриарх Кирилл открыл греко-арабское училище, впервые сделав доступным для мальчиков-арабов получение духовного образования. Начальник РДМ был назначен попечителем всех патриарших учебных заведений. Тот же архимандрит Порфирий способствовал созданию в Иерусалиме первой Патриаршей типографии для издания духовной литературы на арабском языке.

Именно эту часть деятельности архимандрита Порфирия критикует Предстоятель Иерусалимской Церкви. Не потому ли, что своей главной задачей тот считал "воскрешение православного арабского народа", помогая, между прочим, "всеми доступными средствами поднятию этого народа из той приниженности и загнанности, в каких этот народ находился раньше благодаря привилегированному положению на Востоке греческой национальности"? (2)

Неустанными просветительскими трудами по праву вписали свои имена в историю Православия на Святой Земле и другие руководители РДМ: епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Сенцов), Антонин (Капустин), Леонид (Кавелин) и их сотрудники. В их числе был и иеромонах Феофан - будущий епископ, затворник Вышенского монастыря, богослов, аскет, ученый, автор множества духовных сочинений. Многовековые связи России с древней Иерусалимской Церковью и само создание "Русской Палестины" имели главной целью поддержку Православия в Святой Земле.

Но Восток, как говорится, дело тонкое, и он столь же загадочен для нас, как и русская душа для Востока. По мнению Блаженнейшего Патриарха Феофила, например, эта душа, несомненно, религиозна и испытывает духовную жажду, но в стремлении утолить ее, увы, не очень разборчива.

Некоторое недоумение вызывает тезис Патриарха Феофила о том, что, лишь приобщившись к великому духовному наследию Церкви, русские люди "раскроют свою истинную идентичность". Выходит, вопрос подлинной идентичности стоит не только в отношении арабов-христиан?

Общение с посланцами России Блаженнейший Патриарх Феофил начал с утверждения о том, что святые места сохранились и доступны паломникам именно благодаря присутствию Святогробского братства. "Если бы здесь не было Патриархата... мы сомневаемся, что христиане были бы здесь до настоящего дня", заявил Предстоятель Иерусалимской Церкви. Однако, завершая свое общение с русскими журналистами, он мудро подчеркнул: "Это не мы храним и оберегаем Церковь, но это Сам Бог. И это то, что было доказано 2000-летней историей".

Именно Бог как любящий Отец сделал Святую Землю достоянием всех народов, признающих себя Его детьми. Передаваемое из поколения в поколение, это наше общее наследие не утрачивает своей уникальной значимости, как и Благая Весть, прозвучавшая под небом Палестины две тысячи лет назад и обращенная к каждому из нас. Надо только суметь быть достойными наследниками.


Ольга КИРЬЯНОВА,
специально для "Интерфакс-Религия"