![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Материалы СМИ: "Как я был паломником в мужском монастыре. Корреспондент "Комсомолки" провел несколько дней среди монахов"19 июня 2008
Как становятся монахами
Иеромонах Владимир присаживается напротив меня, и мы начинаем неспешный разговор. - Почему все-таки люди уходят в монахи? - задаю в очередной раз свой вопрос. Немая пауза, и только через несколько минут мой собеседник, задумчиво поглаживая окладистую бороду, начинает говорить: - Люди приходят к Богу, потому что начинают задумываться о душе. И сейчас уже не важно, какие причины толкнули его на это. Главное, что они пришли сюда. Есть люди, которые пережили сильные потрясения в мирской жизни, есть те, кто долго и безнадежно болел. А многие уже с детства мечтали служить Богу. Путей, конечно, очень много, но стать монахом не так просто, как это кажется. Первая ступень к монашеству - год на испытания. За это время к человеку присматриваются, наблюдают за ним. И если он действительно стремится к Богу, его переводят на следующую ступень - послушание. Послушание по срокам не ограничено и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время послушник сам для себя решает, сможет он стать монахом или нет. Очень многие уходят. Причем тех, кто уходит по собственной воле, гораздо больше, чем тех, кого не принимает церковь. Причин много. Как сказал Святитель Игнатий Брянчанинов еще в XIX веке, "и мир не готовит достойных кандидатов в монахи". Но те, кто остается, - остается навсегда. Следующая ступень после послушника - инок. Только после этого можно стать монахом. Отличий между иноком и монахом практически нет, просто немного другая одежда и различные молитвенные правила. Ну а наивысшей ступенью монашества является схимник. Они уже давно забыли о мирской жизни... За разговором незаметно пролетели два часа. Пожелав иеромонаху Владимиру спокойной ночи, я отправился спать. Вид монастыря ночью просто завораживает. Слегка подсвеченные храмы уходят своими куполами в темно-синее небо, и наверху блеск крестов смешивается с блеском звезд. Кажется, что здесь время застыло навечно. И как столетия назад, так еще и сотни лет под этими куполами будут неспешно передвигаться черные рясы монахов, молящихся за спасение своих и наших душ. Сон в монастыре удивительно сладкий и спокойный. Запахом ладана и свечного воска были пропитаны и простыни, и наволочки, и сам воздух. Я уже, наверное, и забыл, когда так спал. А наутро монахи, улыбаясь, говорили: - В таком намоленном месте, по-другому быть и не может. Ранним утром братия торопится в храм на службу. Несколько часов молитв. Постепенно к храму подходят прихожане. Кстати, местные жители с удовольствием ходят в монастырь на службы. А по многим вопросам любят обращаться к монахам, считая их советы дельными и, главное, простыми. Постепенно время подходит к обеду. Пищу монахи готовят сами. Кстати, это одно из первых послушаний наравне с работами на хозяйственном дворе. - Ну, а если кто не умеет готовить? - интересуюсь я. - У нас пища скромная, и в ее приготовлении нет никаких хитростей, - отвечает настоятель монастыря игумен Митрофан. Хозяйственные работы в монастыре занимают много времени, но на них в основном заняты люди, находящиеся на испытании, и послушники. А иноки и монахи большую часть дня проводят в молитвах. Свободное время здесь тратится на чтение книг, которых предостаточно в каждой келье. Некоторые, например инок Дионисий, осваивают иконопись. Мне очень хотелось услышать конкретные истории людей, которые попали сюда: как? почему? зачем? Но, видимо, они уже совсем забыли о мирской жизни и не хотят ее вспоминать... Несколько дней в монастыре пролетели незаметно. Игумен Митрофан, благословляя меня на дорогу, приглашает заезжать в гости. Говорят, что оборачиваться - плохая примета, но я несколько раз останавливался и смотрел на пылающие в закате купола. И слушал, как инок Дионисий провожает меня переливчатым вечерним звоном колокола. СПРАВКА "КП" Свято-Тихвинский Керенский Богородицкий монастырь существовал до 1927 года и был женским. Постоянно на его территории проживали более 500 монахинь. Имелось большое подсобное хозяйство. Здесь существовала известная на всю Россию иконописная мастерская. Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались детский дом и школа. В 70-х годах прошлого века - профтехучилище. В 1997 году, когда монастырский комплекс передавался церкви, на его территории не было ни одного целого здания. Храмы и часовню восстанавливали практически заново. Александр ТОЛКАЧЕВ "Комсомольская правда" 19 июня 2008 г. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |