На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Материалы СМИ: "Фланговый обход. О духовном просвещении в средней и высшей школе"

23 сентября 2008

Споры о необходимости преподавания в школах и высших учебных заведениях основ православной культуры (ОПК) ведутся в российском обществе уже около десяти лет. Основных вопросов было и остается два: нужно ли вводить в учебную программу курс, связанный с изучением религии, и если да, то в каком именно виде и под каким названием. За долгое время обсуждения речь шла как о необходимости знакомить школьников и студентов с историей и основными положениями всех традиционных мировых религий (то есть христианства, ислама, иудаизма и буддизма), так и о введении предмета "Закон Божий", предполагающего обязательное изучение только православной культуры.

На сегодняшний день разработка соответствующей дисциплины, которая велась Российской академией образования совместно с РПЦ, уже практически закончена и передана в органы государственной власти. Если они дадут добро, то в ближайшем будущем российские школьники с 1-го по 11-й класс два часа в неделю будут изучать предмет духовно-нравственного образования. При этом, по словам ведущего научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук Игоря Метлика, никакого отдельного общего курса "духовно-нравственная культура" и не предполагалось, а аббревиатура ДНК - лишь "условное название части учебного плана".

Цель у чинивников и духовенства, несомненно, благая: с помощью просвещения оградить детей от ошибок, связанных с неприятием других людей в обществе и даже религиозным фанатизмом. Причем сторонники введения ДНК утверждают, что инициатива исходила от самого российского общества, нуждающегося в укреплении нравственности в молодежной среде.

Это подтверждают проведенные в январе-феврале и опубликованные в марте результаты социологических опросов Аналитического центра Юрия Левады. Согласно им, около 60% россиян считают, что по желанию учеников или их родителей в школе можно изучать историю религии и основы религиозной нравственности.

Среди задач, которые, по мнению опрошенных, должны выполнять религиозные организации, почти каждый второй респондент (46%) назвал поддержание общественной морали и нравственности, 37% сказали, что они должны удовлетворять духовные потребности верующих, а 27% отметили их важную роль в укреплении общественного, национального и политического согласия. При этом 15% опрошенных уверены, что религиозные организации вообще не должны вмешиваться в общественную жизнь.

Официальная позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу была выражена в докладе Патриарха Алексия II на епархиальном собрании 24 декабря 2007 г. и закреплена в постановлении Священного синода РПЦ. Вкратце она сводится к тому, что граждане имеют право изучать по выбору свою религиозную культуру прежде всего в общеобразовательной школе.

Был выработан образец типового соглашения между региональными управлениями образования и местными епархиями. Этот документ был направлен во все российские регионы, и такие соглашения уже действуют в каждом втором субъекте Федерации. Только в Москве сегодня работают 22 общеобразовательных средних заведения (среди них - школы, лицеи, гимназии), которые имеют в названии слово "православный" или являются таковыми по сути, имея в штате собственного духовника.

По статистике, представленной начальником отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Андреем Себенцовым, дисциплину "Основы православной культуры" (ОПК) сейчас изучает почти половина школьников в 70 регионах России. "Еще менее светский" предмет "Основы православия", по словам Себенцова, изучают в школах 15 регионов - в том числе в Белгородской, Калужской, Брянской, Смоленской областях. Различными предметами религиозно-культурного и религиоведческого содержания сейчас охвачено более 430 тыс. школьников. Почти в каждом из регионов число учащихся, изучающих эти предметы, возросло за 2006 - 2007 учебный год, в некоторых случаях - резко возросло (в Ярославской, Саратовской областях рост от 140 до 400%). Небывалый скачок зафиксирован в Москве: от 500 человек в 2006 г. до 14 200 в 2007-м.

При этом в России есть несколько регионов, где при изучении религиозной дисциплины у школьников нет альтернативы. Например, в Белгородской области можно изучать только православную культуру, зато в Ингушетии и Чечне все постигают основы ислама. Социологи обнаружили только один регион (Приволжский округ), где в одной школе могут сосуществовать православный, исламский и религиоведческий курс, хотя и здесь, по их наблюдениям, "взаимодействие между ними оставляет желать лучшего".

Именно поэтому противники изменения образовательных стандартов считают, что нововведения ущемляют права и свободы российских школьников.

В Казани летом прошлого года участники Всероссийского совещания руководителей татарских общественных организаций выступили с заявлением о том, что "явочное введение властями отдельных регионов РФ в учебные программы общеобразовательных школ курса "Основы православной культуры" нарушает нормы светского государства и права человека".

В конце февраля Федерация еврейских общин России приняла декларацию "Против обязательного преподавания в школах "Основ православной культуры". В ней, в частности, отмечалось, что ФЕОР считает преподавание в школах "Основ православной культуры" и основ других религий в рамках предмета "Духовно-нравственная культура" "крайне нежелательным явлением в условиях сложившегося в российском обществе религиозного и национального равновесия". Против введения основ Православия в школах неоднократно выступали представители и других конфессий.

В ответ на все упреки митрополит Кирилл от лица РПЦ в феврале в очередной раз заявил, что, согласно всем международным правилам и российским законам, в государственной школе дети должны иметь возможность изучать основы религии. Хотя Русская Православная Церковь не настаивает на введении в обязательную программу вероучительногo компонента. Достаточно того, что школьники получат представление о православной этике. Более того, представители РПЦ соглашаются, что для детей из неправославных семей должны быть введены курсы тех учений, которых придерживаются их родители, для неверующих это "Основы нравственной этики".

Еще один вопрос, вокруг которого не утихают споры, - кто же должен преподавать в школах основы религии: светские учителя или духовные лица? Как сказал на прошедшем 21 марта "круглом столе", посвященном состоянию и перспективам преподавания в российских школах "Основ православной культуры", 1-й проректор Высших богословских курсов при Московской духовной академии иеромонах Киприан (Ященко), РПЦ придерживается мнения, что делать это должны все-таки учителя, а Церковь будет выполнять функцию помощника.

Главное - чтобы их компетентность (даже если это и неправославные люди) была подтверждена представителями Церкви.

В настоящее время уже восемь тысяч преподавателей получили сертификаты государственного образца, подтверждающие их право учить детей основам религиозной нравственности.

Разработчики учебных пособий стараются учесть региональные особенности многоконфессиональной России. Однако единого учебника для изучения основ религиозной этики в России пока нет.

В марте нынешнего года по заказу Брянской области вышло учебное пособие "История христианства. Духовные традиции и культура" для учащихся 10-11-х классов, по которому вскоре будет начато преподавание в данном регионе. Учебник стал результатом совместной работы специалистов Института российской истории РАН и Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Интересно, что самым популярным пособием на уроках религиозной культуры является вызывающая много споров книга А.В. Бородиной "Основы православной культуры"; на втором месте - религиоведческий учебник А.Е. Кулакова "Религии в России".

Общественная полемика относительно возможности введения в школах и вузах предмета "Основы православной культуры" особенно обострилась в последние месяцы.

Надо полагать, в первую очередь это связано с тем, что с января РПЦ возобновила попытки убедить правительство в необходимости нововведения. Так, на очередных Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровской Климент заявил: "Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1-го по 11-й класс". После этого выступления Минобразования и науки, до той поры сдержанно относившееся к возможности введения в школах предмета ОПК, одобрило разработанную РПЦ концепцию учебной дисциплины "Духовно-нравственная культура". Этот шаг вызвал раскол научного сообщества на два лагеря.

14 февраля 2008 г. агентство "Интерфакс" опубликовало знаменитое обращение 227 кандидатов и докторов наук к президенту России с поддержкой ОПК.

В ответ на эту меру и на "Письмо 227" более полутора тысяч научных работников - докторов и кандидатов наук, научных сотрудников без степени, аспирантов, студентов, учителей, литераторов, врачей и других представителей интеллигенции 1 апреля на страницах газеты "Троицкий вариант" обратились к президенту с письмом, в котором они высказывали протест против введения религиозных дисциплин в светских школах и высших учебных заведениях и призывали Д.А. Медведева оградить общественность от "нарушения Конституции".

Что касается духовного просвещения на высшей образовательной ступени, то по состоянию на середину 2006 г. в 44 светских вузах России преподается "религиозно ориентированный предмет" "теология", в их числе девять классических университетов, 15 других государственных вузов, 17 негосударственных и другие, в том числе - далеко не профильные, например Институт железнодорожного транспорта. В подавляющем большинстве - 38 из этих 44 вузов - преподается православная теология, в остальных - исламская (5) и иудейская (1).

Специальность "религиоведение" можно получить в меньшем количестве вузов, чем "теология": в 23 государственных и 17 негосударственных.

Таким образом, несмотря на то что, согласно новым стандартам образования, решение о преподавании того или иного предмета в каждой конкретной школе и каждом конкретном вузе будет приниматься органом самоуправления учебного заведения при участии родителей и педагогов, уже сегодня очевидно, что изучение основ религиозной нравственности в том или ином виде проникает во все большее количество средних и высших учебных заведений России.

Следующим шагом в некоторых регионах может стать открытие специальных православных детских садов, чтобы дети с самого юного возраста воспитывались в соответствии с нормами православной этики, нравственности и культуры.