На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Церковная и национальная история Украины: начало или конец дискуссии?

24 ноября 2008

Президент Украины Виктор Ющенко устраивает шумное и громкое мероприятие, преподносимое как "75-летие голодомора", то есть искусственного голода в СССР, явившегося следствием политики раскулачивания крестьянства. Голод охватил огромную территорию Поволжья, Казахстана, в том числе Украины, однако Ющенко пытается преподнести голодомор как намеренное уничтожение украинцев по этническому признаку, втянуть в такое понимание голода 1930-х годов международное сообщество, Ватикан, Константинопольский и даже Московский патриархаты. И еще приглашает на этот концентрированный акт политической русофобии президента России Дмитрия Медведева! Обращаясь к папе Римскому и Константинопольскому патриарху по поводу 75-летия голодомора, Ющенко заявил: "Благодаря работе ученых обнаружены неоспоримые доказательства того, что это был акт геноцида. Коммунистический режим намеревался уничтожить цвет нации и сами корни украинства. Все это делалось с целью сломить нашу волю к свободе и возрождения собственной государственности. Но все усилия нелюдей потерпели поражение".

Кого же обвиняет президент Украины в "уничтожении цвета нации и самых корней украинства"? Только ли коммунистический режим?

Строго документально, "голодомор" являлся "социоцидом", то есть уничтожением крестьян по социальному, а не национальному признаку. Кроме того, искусственный голод пережила не только Украина, но и вся историческая России и все ее народы.

Интерпретация "голодомора" как "геноцида украинского народа" не соответствует исторической правде и уже активно используется "оранжевыми" в целях обвинений в адрес России.

Скажем же пару слов о "корнях украинства", которые якобы пытался уничтожить коммунистический режим. В действительности все происходило с точностью до наоборот.

Важнейшей составляющей большевистской власти в деле духовного порабощения народа являлось лишение его веры, истории и национального самосознания. Лишение большевиками русского народа своего национального самосознания предусматривало и запрет на названия Россия, Малороссия, политику насильственной "украинизации" 1920-х годов, охватившую и УССР, и без всякого народного волеизъявления присоединенные к ней земли Донбасса, Новороссии, затем Таврии и Подкарпатской Руси. И, конечно же, политика уничтожения Православной церкви. Сейчас мало кто знает, что украинские большевики активно помогали т.н. "Украинской автокефальной церкви". В ответ на большевистскую политику поддержки "поместной Украинской церкви" святой патриарх Тихон централизовал управление Московским патриархатом, трансформировав Украинскую православную церковь в экзархат Русской.

Очень поучительно также проследить географию большевистского геноцида. Он охватил в первую очередь зажиточные края - Волынь, Полтавщину и т.д., бывшие испокон веку оплотом именно русских консервативных, охранительных сил. Волынь практически не была затронута революцией 1905 года, в ней полностью отсутствовали сепаратистские настроения. Именно на Волыни, как это сегодня ни удивительно, проживало больше, чем где-либо, членов православно-консервативных общерусских политических сил. Эти факты, в частности, описаны в недавно вышедшем житии житомирского священномученика отца Аркадия (Остальского), составленном известным церковным историком крымским протоиереем Николаем Доненко. Одним из главных духовных центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская лавра, а духовными вождями того времени - архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) и архимандрит Виталий (Максименко), без благословения которого ни один депутат не мог быть избран в Госдуму.

Москва и Петербург голосовали за либералов, а Волынь Антония (Храповицкого) - за русских патриотов...

Напомним также, что ранее Синод УПЦ канонизовал Собор Галицких и Карпаторусских святых во главе со священномучеником Максимом Сандовичем, то есть жертв первого геноцида двадцатого века - "карпаторусских москвофилов", обвиненных "австро-мазепинцами" в "шпионаже" в пользу России (тогда более 60 тысяч "шпионов" было уничтожено).

Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые "Процесс Ольги Грабарь" (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс отцов Максима Сандовича и Семена Бендасюка, процесс доктора богословия Федора Богатырца...

Канонизовав жертв этого настоящего геноцида (согласно Конвенции ООН от 1948 года, геноцидом считается уничтожение людей именно по национальному и религиозному признаку), логично было бы осудить его. В этом контексте недавнее решение Синода УПЦ по "голодомору" не закрыло, а, наоборот, открыло общецерковную дискуссию о ключевых исторических событиях и уроках, из них извлекаемых.


Кирилл ФРОЛОВ,
заведующий отделом Украины Института стран СНГ