На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Президент, по сути, подписал ордер на арест правительства

22 мая 2009

13 мая 2009 года Президент Д.А.Медведев подписал документ развития – "Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Впервые в новейшей истории Росси два основополагающих положения – нация и территория – были правильно поставлены во главу угла. Искренне порадовало наличие в Совете Безопасности государственно мыслящих компетентных специалистов и экспертов. Разработчиками было четко сформулировано, что определяющим сегодня является единство и консолидация общества, проверенные тысячелетиями духовно-нравственные и культурные ценности народа, его здоровье, качество жизни и гарантированное обеспечение естественных прав гражданина с одной стороны, суверенитет и территориальная целостность страны с другой. Официально поставлена важнейшая задача восстановить статус одной из ведущих индустриально-развитых стран мира (войти хотя бы в первую пятерку), отказавшись от колониальной сырьевой модели в пользу промышленной (инновационной) модели развития. В документе достаточно точно сформулированы связанные с этим стратегические цели первого уровня.

Принципиально важно, что главной угрозой национальной безопасности признана сырьевая модель отечественной экономики – позорящая нас сегодняшняя модель проедания национального богатства, макроэкономический курс страны, соответствующая экономическая и социальная политика правительства. Под эти жесткие определения теперь подпадают многие действия власти, включая принятые в последнее время антикризисные меры. Сегодня доктрина Совета Безопасности позволяет привлечь к уголовной ответственности ряд конкретных должностных лиц, вопреки очевидному предложивших руководству страны заведомо неработающие меры выхода из кризиса. В числе этих мер: механизм госгарантий, кредитование реального сектора экономики через частные банки, спасение фондового рынка, избранных банков и олигархов, девальвацию национальной валюты и игру против рубля, установление запретительной ставки кредитования реального сектора экономики, структура федерального бюджета и многое другое. Президент Медведев, оговариваясь, что виновных искать не будет, публично признал – большинство этих мер не сработало и "деньги не дошли" по назначению (вопрос к Счетной Палате, куда они делись).

Однако, в отношении практических мер и путей их достижения у разработчиков стратегии нет никакой ясности. Они не понимают, в частности, что без национализации стратегических высот экономики (сырьевой, банковской, земельной, инфраструктурной ренты и т.д.), подчинения сырьевого капитала промышленному этот переход осуществить будет невозможно. И отношение к вопросу гарантированного обеспечения жильем это наглядно доказывает.

Доктрина состоит из шести разделов. Общие положения первого раздела и содержащиеся там славословия власти – всего лишь дежурная дань политесу. Ведь утверждения о прозорливой и мудрой политике последних лет скорее выдают желаемое за действительное и потому доверия не вызывают. Вместе с тем, в шестом пункте сформулированы все необходимые базовые определения, которые, однако, нуждаются в уточнении. Например, определение национальных интересов дается через совокупность собственных потребностей безопасности в рамках однобокого атомарного подхода, причем в отрыве от проблем безопасности остальных членов международного сообщества. Более правильно формулировать понятие национальных интересов в рамках отношенческой (дуальной) парадигмы. Например, как удовлетворение совокупности внутренних и внешних потребностей в собственной безопасности в обмен на возложение на себя обязательств и гарантий глобальной безопасности.

Во втором разделе, посвященному современному состоянию дел, глобальным тенденциям, вызовам и угрозам настоящим прорывом можно считать двадцатый пункт: "Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие".

Однако, иначе как отрыжкой сырьевой модели экономики нельзя назвать девятый пункт этого же раздела: "ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене". Но когда государство начинает всерьез размахивать углеводородной дубиной, тезис о "закреплении в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда" звучит, по меньшей мере, двусмысленно. Впрочем, ряд экспертов относит этот пункт к тактике сдерживания.

Разработчики правильно видят будущие угрозы в стремлении развитых стран силой обеспечить "обладание источниками энергоресурсов". Однако авторы просмотрели главную стратегическую угрозу. Сегодня Запад сделал ставку на снижение в течение ближайших 5-7 лет своей зависимости от экспорта углеводородов, форсировав переход к альтернативной энергетике на базе возобновляемых источников энергии и энергосберегающим технологиям. После кризиса наступит постнефтяная эра, в которой достойного места сегодняшней России попросту нет.

В следующем разделе достаточно четко определены основные национальные интересы и приоритеты на долгосрочную перспективу. Это и повышение конкурентоспособности национальной экономики, и построение гражданского общества, и обеспечение территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В числе главных стратегических приоритетов названы: "повышение качества жизни, высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, развитие национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; развитие прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны".

В четвертом разделе "Обеспечение национальной безопасности" представлена детальная, хорошо проработанная программа укрепления национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения качества жизни российских граждан, обеспечения экономического промышленного роста, развития науки, технологии и образования, здравоохранения и культуры, экологии и рационального природопользования, стабильности и равноправного партнерства. В числе прочего отметим сохранение потенциала стратегических ядерных сил, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, обеспечение доступности жилья, достойной оплаты труда, проведение активной государственной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; ставку на инновации, наукоемкую продукции и продукцию с высокой добавочной стоимостью.

В предпоследнем разделе к основам реализации стратегии отнесено, в частности, создание важнейших механизмов и системы стратегического планирования, единой системы распределенных ситуационных центров.

В заключительном разделе с учетом рекомендаций науки определены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают оценку и мониторинг таких ключевых показателей как уровень безработицы относительно всего экономически активного населения; соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; уровень роста потребительских цен и госдолга в % от ВВП, обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки также в % от ВВП; уровень обновления вооружения и обеспеченности кадрами. Можно рекомендовать расширить этот базовый список двумя ключевыми показателями: показателями продолжительности жизни и разницы между мужской и женской смертностью, характеризующей силу давления совокупности всех негативных факторов воздействия на наших людей.
Марат Мусин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета, специально для "Русской линии" \Klikovo.ru