На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Кто и как может отсеять псевдоправославный мусор

19 марта 2010

На заседании Священного Синода РПЦ 25 декабря 2009 г. принят ряд решений в отношении православного книгоиздательства. Отныне все издания, предназначенные для распространения через систему церковной книготорговли, обязаны предварительно рецензироваться в Издательском Совете РПЦ (далее - ИС). К распространению будут разрешены только издания, получившие гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви».

Теперь все церковные издательства обязаны предоставлять в ИС свои годовые планы, а также уже подготовленную к выпуску печатную, аудио- и видеопродукцию для получения грифа, дающего право на распространение этих изданий в системе церковной книготорговли.

2 февраля 2010 г. Патриарх Кирилл в своем выступлении на малом Архиерейском совещании повторил данные положения, обозначив их цель - «ограничить поток некачественной, а порой и псевдоправославной с элементами оккультизма литературы, попадающей в церковные магазины и лавки, а иногда становящейся угрозой церковному миру». 

Действительно, это серьезная проблема. Как и на светском рынке, качество издаваемой церковной литературы очень разное, вплоть до очень низкого качества. Однако инструменты, которые ИС избирает для ее решения, вызывают глубокое недоумение. Прежде всего, речь идет о системе обязательного предварительного рецензирования.

Ежегодно в России и ближнем зарубежье издаются тысячи наименований не только церковной, но и общегуманитарной литературы. Среди них - большое количество книг по различным областям церковной науки, включая переводы с разных, в том числе древних, языков. Между тем, руководство ИС (руководитель - митрополит Калужский и Боровской Климент) считает достаточным, чтобы рецензирование в основном проводилось на общественных началах сторонними, изредка собирающимися специалистами. Собственного обширного штата квалифицированных рецензентов, соответствующего уровню поставленных Патриархом, задач, в ИС нет и не предвидится.

Полноценная рецензия - дело не одного и не двух дней. Отсеивать псевдоправославный мусор - важная и ответственная задача, и ее можно и нужно решать, но поставить на массовый поток рецензирование всей церковной литературы - это иная задача, и методы ее решения имеют мало общего с первой.

Уже сегодня на несколько месяцев в буквальном смысле слова остановлена производственная деятельность большинства православных издательств, светские издательства сворачивают программы по изданию православной литературы. Большинство руководителей церковных магазинов, особенно в провинции, напуганы и уже не берут на продажу книги без грифа ИС.

За текущий год прошло всего несколько заседаний Экспертного комитета при ИС, на котором были выданы грифы чуть более чем на сто книг. Причем, подавляющее большинство из этих книг прошли экспертизу духовной цензуры до 1917 г. или являются переизданиями всем известных, уважаемых и даже почитаемых авторов.

Первое заседание учрежденной вместо Экспертного комитета Коллегии по рецензированию и экспертной оценке прошло только 11 февраля 2010 г., на нем и были утверждены принятые ранее решения Экспертного комитета. Уже сегодня мы имеем абсурдную ситуацию, когда по выпискам №№2-3 из протоколов заседаний Экспертного комитета (от 22.01.2010 г. и 29.01.2010 г.) рекомендованы к изданию «при условии доработки предоставленных материалов с учетом замечаний рецензента» следующие сочинения: Избранные проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского, «200 глав преп. Иоанна Лествичника», произведения Л. Чарской, В. А. Никифорова-Волгина, С. Лагерлёф и т. д. Рекомендованы даже «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и рассказы А. П. Чехова. И фраза о «доработке сочинений» давно почивших авторов не является простой формальностью, так как она присутствует далеко не везде.

Если рекомендовано доработать верстку или исправить грамматические ошибки (а предположить рекомендацию внесения изменений в тексты давно почивших авторов кажется нам невозможным), то это профанация самой идеи рецензирования, так как возлагает на ИС функции редактора и корректора.

В последние месяцы на православных порталах, сайтах и форумах развернулись конструктивные дискуссии на тему книжной реформы. Православной общественностью вообще и книгоиздательским сообществом в частности в ее ходе были высказаны многочисленные пожелания и предложения по механизму реализации реформы.

14 января в Москве прошел круглый стол на тему «Просвещение и цензура. О перспективах православного книгоиздания», участники которого были единодушны в своем отношении к проводимой реформе. Дискуссии продолжаются и по сей день, но ИС от них показательно дистанцируется, хотя именно к нему обращены все выступления. Вызывает серьезную тревогу нежелание ИС идти на диалог с непосредственными участниками книгоиздательского процесса.

От ИС никто не услышал ни одного предложения по механизму рецензирования. До сих пор непонятно, кто этим занимается и занимается ли вообще. Экспертные комитеты собираются лишь для крайне редкого рецензирования отдельно избранных (кем и по каким критериям - опять никому из книгоиздателей неизвестно) книг. Так дело реформы, касающееся всех нас и издателей, и читателей, далее обстоять не может.

Это противоречит не только смыслу и целям задуманной реформы православного книгоиздания, но и основным задачам церковной миссии, образования и просвещения, где книге принадлежит далеко не последнее место. Книгоиздатели призывают к широкому обсуждению целей, задач и механизмов реорганизации церковно-издательской деятельности. Не должно быть узкого круга избранных по непонятным критериям издателей и «всех прочих», которых ИС может без объяснения причин игнорировать.

Если кратко формулировать основные замечания к ходу реформы, то они сводятся к следующим.

1) Состав и квалификация рецензентов, их авторитетность в церковной и научной среде. Дореволюционные цензоры были люди с именами и несли персональную ответственность.

2) Сроки рецензий и время документооборота по получению грифа ИС вообще. При нынешнем объеме издаваемой литературы, разнообразии не только книжной тематики, но и географии издателей, при планируемой сверхцентрализованности неизбежны громадные потери по времени.

3) Оплата труда рецензентов. Приходится слышать, что оплата рецензий должна происходить за счет книгоиздателей. На наш взгляд, принцип «миссия за счет миссионеров» справедливым быть не может, как не может быть эффективным подобное «просвещение через цензуру».

4) Светские книгоиздательства, специализирующиеся на выпуске хорошей, «умной», как говорят в нашей среде, литературы, лишь часть своих тиражей продают через церковный прилавок. Разумеется, они совершенно не заинтересованы проходить через все процедуры для получения грифа ИС. Это же касается авторов книг, методология научного исследования которых приводит их к определенному выводу, для которого «замечания рецензента, требующие доработки», не имеют практического значения.

Грозящее оскуднение ассортимента православного книжного рынка приведет не только к существенному оттоку покупателей, но и к резкому снижению доходов от книжной торговли, что также не будет способствовать общему развитию православного книгоиздания, особенно дорогостоящих, наукоемких проектов. Между тем, действующая система среднего и высшего духовного образования не исключает изучения многих светских предметов, литература по которым была бы не только не лишней на прилавках церковных магазинов, но и прямо необходимой для учащихся. Стоит отметить также и то, что при почти повсеместном уничтожении в российской провинции системы светской книготорговли церковные магазины несут на себе дополнительный груз не только духовного, но и общекультурного просвещения.

Самое же противоречивое в этой ситуации то, что в книговедении и издательских ГОСТах, разработанных для данной отрасли, не существует самого понятия «православная литература», поэтому совершенно непонятно, какими критериями должны руководствоваться рецензенты, оценивая произведения, для которых не определены ни требования, ни нормативы, и даже не существует жанрово-видовая классификация. В особенности это относится к современной православной художественной литературе.

Создастся ситуация, когда православная книга снова окажется в изоляции. Данное состояние дел как нельзя лучше способствует появлению монополистов, способных быстро продвигать свои издательские планы через все административные барьеры. Следует отметить, что ИС совместно с частными лицами является учредителем ряда крупных книжных издательств.

Книгоиздатели написали открытое письмо Патриарху Кириллу, под которым в настоящий момент идет сбор подписей, где они предлагают простые в исполнении, всем понятные и эффективные меры по реализации реформы церковного книгоиздания. Самый главный принцип проведения реформы - рецензирование должно быть добровольным, а в систему церковной книготорговли могут поступать книги и без грифа ИС.

Суть этого предложения в том, чтобы ИС проводил действительные и полноценные экспертизы на те книги, которые издатель хотел бы видеть в создаваемой по предложению Патриарха Кирилла «единой общецерковной сети реализации издательской продукции, состоящего из крупного реализационного центра в Москве и в региональных центрах», то есть получение грифа ИС должно давать издателю преимущества в реализации, и, соответственно, сам издатель был бы заинтересован в получении грифа ИС.

Так же ИС наделялся бы ответственным правом мониторинга книжного рынка, то есть правом выборочного рецензирования тех книг, которые ему кажутся сомнительными с догматической точки зрения, или же по поступившему сигналу о недоброкачественности отдельного издания.

Все издательства, желающие представлять свою продукцию на православном рынке, обязаны направлять свои реквизиты в ИС, который, в свою очередь, публикует список издательств в Интернете и в церковной печати. Отказано от включения в список может быть только тем издательствам, которые зарекомендовали себя изданием неприемлемой для Православия литературы.

Издательство, включенное в список, имеет право ставить на своих изданиях гриф, что данная книга рекомендуется для распространения через церковную книготорговую сеть. Если же по результатам экспертизы уже вышедшей книги подтвердится ее неприемлемость, то само издание включается в список литературы, не подлежащей распространению через православную книжную сеть, книга изымается из торговли, а издательству выносится предупреждение. После получения трех предупреждений у издательства автоматически отзывается аккредитация ИС.

Данное предложение отслеживания и рецензирования издаваемой литературы не до того, как она поступит в сеть, а после этого, имеет в своей основе принцип «презумпции невиновности», который, несомненно, пойдет только на пользу издательскому делу в целом и повысит ответственность издателя за качество издаваемой литературы. Важно при этом предусмотреть систему независимого суда при ИС, чтобы издатель не мог пасть жертвой субъективного или же предвзятого мнения рецензента. Создание данного контрольного органа, в свою очередь, повысит ответственность и рецензентов за качество и объективность своей работы.

Книгоиздатели также предлагают, чтобы значительный массив литературы был совершенно исключен из области рецензирования даже после ее издания. Сюда прежде всего должна относиться литература, которая была уже признана духовной цензурой XIX - начала XX в.

Далее, есть литература, которая стала православной классикой уже в XX в. Это и официальные издания, издававшиеся не только Русской Православной Церковью, но и Русской Православной Церковью Зарубежом. Это и новые переводы св. отцов и учителей Церкви, появившиеся за последние 20 лет и также благоприятно воспринятые церковной общественностью.

Высшие духовные образовательные учреждения Русской Православной Церкви, как это было и ранее, могут иметь своего или специально назначенного цензора.

Представляется важным положением в деле реформы, что вообще все издания, вышедшие до 2009 г. включительно и не получившие отрицательной оценки на православном книжном рынке со стороны специалистов, могли бы быть переиздаваемы без каких-либо предварительных условий. В этом случае ИС должен взять на себя труд составления списка скомпрометировавшей себя литературы, запрещенной к переизданию, что целиком и полностью будет соответствовать функциям ИС как такового.

Наши ожидания и надежды в области православного книгоиздания связаны с появлением хорошо продуманной и широко обсужденной концепции издательской деятельности Русской Православной Церкви, которая будет направлена на формирование наиболее благоприятных условий для развития всех составляющих православного сектора книжного рынка за счет вовлечения в общую работу максимально широкого круга церковных и государственных учреждений, издательств, торговых организаций, СМИ, ученых и литераторов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Олег Абышко, генеральный директор "Издательства Олега Абышко"

http://annews.ru/news/detail.php?ID=217895

klikovo.ru