Архиепископ Августин: "Православный народ никогда не был предателем"19 мая 2010
Председатель Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами рассуждает об истоках победы в ВОВ…
О 65-летнем юбилее победы в Великой Отечественной войне, духовных истоках победы и роли в ней Церкви рассказал в своем недавнем интервью изданию Министерства обороны Украины председатель Совета по вопросам пастырской опеки при Министерстве обороны Украины, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины архиепископ Львовский и Галицкий Августин. "Великая Отечественная война имеет чрезвычайно выразительную духовную символику. Враг словно бы сам подписал себе приговор, напав на нас 22 июня 1941 – в день Всех русских святых, – заявил владыка. – Церковь земная тогда объединилась с Церковью Небесной в молитве перед престолом Божиим о спасении земли Русской. Первой, кто призвал к отпору агрессору, была не власть, а Церковь. После того, как стало известно о вероломном вторжении врага, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский) обратился с посланием к "пастырям и всем верным Христовой Православной Церкви", провозгласив о благословении Небесной Церкви на всенародный подвиг. А в 1945 году день Светлого Христова Воскресения, Пасха, совпала с днем памяти великомученика и победоносца Георгия – 6 мая. В ночь со вторника на среду Светлой седмицы Германия подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Таким образом, долгожданная Победа соединилась с радостью Светлой седмицы. 24 июня на Красной площади состоялся Парад Победы. И надо же так, чтобы Жуков, который как полководец стал символом Победы, принимал парад на белом коне. И имя его – Георгий! Это не случайно, ведь в целом в мире случайностей не бывает. Это духовный знак. Конечно, можно вспомнить, что Жуков был бездушным и жестоким, однако, признаемся, грехом не обделён ни один из смертных". "Проблема коллаборационизма у нас никогда не была определяющей. Я с твердостью могу сказать: православный народ никогда не был предателем. А то, что в 1941-1942 годах некоторые пошли в полицаи, то это было спровоцировано коммунистическим режимом, который навязывал безбожие. Тогда нередко высказывались такие убеждения: "Вот, проклятые большевики! Немцы нам помогут освободиться от вас!" Это был самообман, но в принципе такая мотивация понятна", – заявил архиепископ Августин. Отвечая на реплику собеседника о поддержке оккупантов русской эмиграцией, владыка Августин сказал: "Заметьте, вы правильно отметили, что это было в первые дни войны. А ещё нужно добавить, что это были единичные случаи. В общем, ни священники, ни бывшие царские офицеры, дворяне не были на стороне фашистов. Твердый ответ тем, кто соблазнился коллаборационизмом, дал генерал Деникин, в своё время возглавлявший белое движение. Вот его слова: "Мне хотелось бы сказать – не тем, кто продался, с ними говорить не о чем, – а тем, кто искренне ошибается, собираясь в поход на Украину вместе с Гитлером: если Гитлер решил идти, он обойдется без вашей помощи…". "А ещё не стоит забывать: от гражданской войны тогда прошло всего около 20 лет. Вот мы с 1991 года также прожили почти 20 лет, однако от советских штампов отошли не так уж далеко. Тем более, белогвардейцы. А интервал тот же", – отметил председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами. "Церковь всегда с народом, независимо от того, в духовной пропасти он или на подъеме, – подчеркнул владыка. – Мне рассказывали очень трогательные случаи. Даже после того, как у людей "добровольно-принудительно" забирали всё, что можно забрать, потом шёл ещё и священник (не по указанию, по собственной инициативе), и люди отдавали последнее, то, что хранили как реликвию или же, чтобы не умереть с голоду. Это ещё одна иллюстрация, когда вера подтверждалась делами. Священник обращается в этих тяжелых условиях: "Братья и сестры, пожертвуйте на фронт!" И жертвовали! Часто Церкви доверяли больше, чем официальным учреждениям. Таким образом, появились эскадрилья Александра Невского и танковая колонна Димитрия Донского. Церковные общины всячески оказывали помощь нашим воинам в концентрационных лагерях, отправляли посылки с теплыми вещами на фронт. Многие из офицеров и солдат, получая эти передачи, вспоминали знакомые с детства молитвы". Говоря об истоках войны и одержанной победы, архиепископ Августин отметил: "Верно заметил в своем военном дневнике католический священник Альдо Дель Монте: "Отвергаемый Бог творит свое правосудие". Русские искупали своё отступничество, немцы и итальянцы – каждый своё. Позволю себе процитировать ещё один эпизод его записей. Поскольку эти строки написаны верующим человеком, их можно считать вполне достоверными. Речь идёт о битве за Москву. Попутно напомню, что началась она 5 декабря. А 6-го, когда Церковь праздновала память святого благоверного великого князя Александра Невского, под ударами наших войск немцы начали панически отступать. Так вот что пишет капеллан, служивший в итальянской армии, союзной немцам: "Однажды ночью, во время возобновления боевых действий, когда машины должны были ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части вздрогнули от ужаса. Неожиданный скачок температуры превратил трассы в ледовое бездорожья, прибил к мерзлой земле и людей, и танки. Осознав это, немцы почувствовали растерянность, граничащую с ужасом; принимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы продолжить движение. Все бесполезно. В ответ – тишина: колеса не крутятся… Разве не видно руки Божией в том, как неожиданно и бесповоротно отказали машины перед тайными силами природы? И почему люди не умеют прозревать этот лик Бога, который величаво идёт на крыльях бури?". Говоря о своём отношении к попыткам переоценки итогов войны, которые, в частности, делаются на Украине, владыка Августин сказал, что воспринимает это как трагедию. "Для меня – герои Ватутин, Ковпак, Кожедуб. Как с ними можно уважать Бандеру?, – подчеркнул архиепископ. – На западе Украины говорят, что советские воины были оккупантами. Эта позиция недопустима. Чтобы нам добиться понимания по этому важному вопросу, следует пройти через продуктивный диалог. А до этого каждой из его сторон следует посмотреть на собственные тёмные пятна истории". "Путь к примирению лежит через покаяние", – отметил владыка Августин. |
||