Протоиерей Владислав Свешников: «У наших либералов имеется существенная предвзятость, отвращающаяся от всего национально-русского»18 февраля 2011
Священнослужители РПЦ не усматривают «элементов фашизма» в новых молодёжных движениях, использующих в своих названиях и лозунгах слово «русский»…
В Москве и по всей России набирает популярность движение "Русские – за здоровый образ жизни" (ЗОЖ). Активисты организуют массовые пробежки, чтобы отвлечь молодежь от употребления спиртных напитков, курения и от других вредных привычек.
Движение громко заявило о себе в период новогодних праздников. Тогда несколько сотен молодых людей по всей России в самое тяжелое утро года – 1 января – согласились совершить пробежку, доказав тем самым, что не все много пьют в новогоднюю ночь. Движение устраивает пробежки в разных городах, приуроченные к какому-то празднику или без повода. Но организаторы столкнулись с неожиданной трудностью: все чаще пробежкам мешают сотрудники милиции, разгоняя акции и задерживая их участников. В милиции заявляют, что акции либо вообще не были согласованы с местными властями, либо имелись формальные нарушения согласования. Кроме того, бегущие скандировали лозунги и бежали с транспарантами: "Русский – значит трезвый", "Русский выбирает спорт" и "Один за всех и все – за одного", что навело милиционеров на мысли о "националистической" направленности движения. "Настораживает само название, – заявил "Новой газете" директор Центра политических технологий Игорь Бунин. – Слово "русский" указывает не на принадлежность к определенной стране, а на национальную принадлежность. Гражданин России – россиянин, им может быть и узбек, и дагестанец. Организаторы движения беспокоятся только о здоровье русской нации", – что, по мнению Бунина, недопустимо. Бунин напомнил, что немецкий национал-социализм начинался именно с движений за здоровый образ жизни. "Там создавались спортивные ячейки, где готовили кадры для будущей политической и уличной борьбы. Эти люди вели, конечно, здоровый образ жизни, но вспомните, на что они потратили свое здоровье", – отмечает Бунин. Известный публицист Максим Соколов возражает: "Собственно национал-социалистические спортивные ферейны (кружки, общества – Regions.Ru), разумеется, существовали в Германии, но наряду с аналогичными коммунистическими и социал-демократическими. Равно как были пивные, где собирались национал-социалисты, и пивные, где собирались коммунисты. Это было проявлением общей черты тогдашнего немецкого гражданского общества – кружки и союзы подразделялись по идейно-партийному признаку. Особой нацистской специфики в том как раз не было. Если пугаться всякого физкультпривета, это уже не разумная осторожность, но тяжелая фобия". Сторонники движения ЗОЖ возмущаются: неужели в России быть русским и исповедовать здоровый образ жизни – фашизм? Вызывают сомнение и действия милиционеров, которые, по сути, требуют согласовывать с управами оздоровительные пробежки. Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать появление этого движения и возможные претензии к нему со стороны правозащитников и правоохранителей. Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, не решился высказать свое мнение о самом движении, поскольку мало о нем знает. "Безусловно, физическое здоровье лучше нездоровья. И если физические упражнения действительно способны увести человека от греховных привычек, то ничего плохого в этом нет. Конечно, без опоры на духовные и нравственные основания любое дело принесет мало пользы. Но все же это лучше, чем вообще ничего, хотя прямого положительного смысла я в этом не вижу", – сказал он. "Что же касается оценки этого движения со стороны либералов, то чего же от них еще ожидать? Многие из них не чураются откровенно националистических предпочтений – для них неприемлемо любое движение, связанное со словом "русский", даже если оно и имеет, как предполагается по смыслу, оздоровительный характер", – отметил о. Владислав. "У наших либералов имеется существенная предвзятость, отвращающаяся от всего национально-русского. Будто все национально-русское несет в себе только беду и неправду. Эта предвзятость ими и не скрывается. Но что фашизм здесь ни при чем, это очевидно. Мало ли, кто с чего начинал", – решительно сказал он. "Если же речь идет о каком-то хотя бы минимальном народном оздоровлении, даже если оно и основано на в чем-то ущербном представлении, и то, это будет лучше, чем то безобразие в нравственном отношении, которое царит вокруг, и которое тесно связано и с распущенностью, и с питием, и с употреблением наркотиков", – заключил отец Владислав. Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко также признался, что об этом движении не слышал. "Но любой человек имеет право самоидентифицироваться. Если он заявляет, что у него есть национальность, и это для него важно, то это говорит о его укорененности в национальной культуре. Если он говорит о своем гражданстве, например, израильском или российском, то в этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. То же касается и указания на свою принадлежность к мужскому или женскому полу", – сказал он. "Нет ничего плохого и в том, что человек выбирает, например, здоровый образ жизни. Если люди, занимаясь спортом, преследуют какие-то политические или даже экстремистские цели, то это не значит, что в самом лозунге содержится что-то плохое. Почему нужно обязательно видеть что-то плохое в желании заниматься спортом?" – удивился священнгослужитель. "Да, мы видим, например, что кто-то объявляет себя государственником, а на самом деле думает только о том, как бы набить свои карманы. И такое бывает. Но из этого не следует, что в том, чтобы быть государственником, или в самом заявлении, что русским надо заниматься спортом, есть что-то плохое. Из этого следует лишь то, что спортом надо также заниматься и японцам, и евреям, и представителям всех остальных национальностей. Ведь человеческий род и состоит из людей разных национальностей. И если вдруг кто-то скажет, что, например, православные или мусульмане должны вести здоровый образ жизни, то я в этом никакой крайности и экстремизма никогда не увижу. Другое дело, что за хорошим лозунгом может скрываться что-то плохое. К сожалению, и так бывает", – заключил о. Борис. Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, расценил появление такого движения как факт безусловно положительный. "Стремление наших молодых современников к здоровому образу жизни, стремление противопоставить себя поющим безголосым педерастам, которые одурманивают себя наркотиками и пропагандируют либеральные ценности методом зомбирования, можно воспринять как какой-то маленький, но росточек надежды на становящееся самосознание нашей молодежи, нашего народа", – сказал он. "Что какая-то часть правоохранительных органов объединяется с либеральными правозащитниками в неприятии этого движения, наверное, говорит о том, что слово "русский" и русское возрождение не всем нравятся, и не всем будут нравиться. Но я глубоко уверен, что русский народ, в том числе и в таких формах, найдет возможность для того, чтобы расправить плечи и стать действительной основой национальной и государственной жизни у нас на Родине", – заявил отец Максим. "На сегодня, конечно, такой ситуации нет. Но если мы будем каждый на своем месте что-то делать: одни – молиться, другие – заниматься духовным просвещением, а третьи – бороться за действительно здоровый образ жизни и собираться в настоящие, а не фальшивые молодежные организации, объединяющие действительно живых молодых людей, то Родина наша, даст Бог, не декларативно, а на самом деле, воспрянет", – заключил священнослужитель. |
||