На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

В Русской церкви отстаивают право общества давать моральную оценку литературным героям

24 октября 2011

Москва. 24 октября. ИНТЕРФАКС - В Московском патриархате не согласны с теми, кто считает, будто представители общественности не имеют права давать нравственную оценку произведениям классиков литературы.

"Нужна и имеет право на жизнь дискуссия и по поводу Маркеса, и по поводу Набокова, и по поводу Толстого, и по поводу Островского, и по поводу Пушкина, дискуссия, которая давала бы нравственную оценку тем литературным героям, которые описаны в их произведениях, и самим произведениям", - сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в эфире передачи "Комментарий недели" на телеканале "Союз".

По его словам, некоторые из критиков "договорились до того", что художник живет по особым законам, территория искусства, в частности, территория литературы не подвержена никакой регламентации со стороны общества, "потому что общество может только благоговейно и молчаливо признать за художником или писателем право говорить все, что угодно".

Отец Всеволод напомнил, что недавно возникла дискуссия, вызванная его высказыванием в одном из интервью. После того, как священник сказал о пропаганде педофилии в работах одного ученого, интервьюер попросил его оценить такие романы, как "Лолита" и "Сто лет одиночества", и задал вопрос о том, стоит ли и их оценивать с точки зрения пропаганды педофилии. На это отец Всеволод сказал: "Давайте подумаем об этом".

Он убежден, что общество и отдельные его представители, в частности, священнослужители имеют право поставить вопрос: "Кому полезно читать такие романы? Полезно ли государству распространять их через систему школьного образования или через систему государственных библиотек? Нет ли нравственной и правовой проблемы в том, что эти романы издаются за государственный счет, в том числе за счет налогоплательщиков, которые могут радикально не соглашаться с тем, что описано в этих романах?"

По словам священнослужителя, псевдокультура, которая стоит за пропагандой даже не самих этих романов, "а скорее имиджей, которые с ними связаны, сегодня все больше и больше проникает в мозги и души людей с очень простым посланием: в половой жизни можно все: отношения между взрослым мужчиной и мальчиком, отношения между взрослой женщиной и девочкой, любые так называемые формы новых видов семьи и вообще всякий разврат, который только можно себе представить, вплоть до инцеста, скотоложества и так далее".

Он напомнил, что в Европе, а отчасти и в России периода предреволюционных нестроений постепенно пробивало себе дорогу представление "о нормальности нарушения Божия закона в области семейной и личной жизни, и лучше всего это оправдание пробивало себе дорогу через литературу, отдельные примеры которой, отдельные герои, отдельные образы тут же подхватывались, в том числе и через школьное образование".

"Сначала в так называемой русской классической литературе появилось оправдание супружеских измен. Вспомним целый ряд романов, которые романтизировали супружеские измены и связанные с этим беззаконные аморальные отношения. Потом стала пропагандироваться свободная любовь, потом инцест и педофилия, и так постепенно некоторые литературные герои, которые на самом деле почти всегда плохо кончали, воспевались в том числе, как я еще раз хотел бы подчеркнуть, в школьной системе образования", - отметил священник.