На главную  Послать письмо  
Новости + История + Монастырь сегодня + Контакты + Богослужения + Святыни + Статьи + Учебные материалы + Богослужебная литература + Фотоальбом + Воскресная школа + Православный календарь + Полный молитвослов + Паломничество + Православный мир + Проскомидия + Детский Центр Возрождение + Лавка
Rambler's Top100

Патриарх Кирилл: «В ткань современной истории все менее и менее вплетается история священная»

05 января 2012

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл1 января 2012 года, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископ Можайский Григорий; архиепископ Истринский Арсений; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архимандрит Аристарх (Яцурин), избранный и нареченный во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии; архимандрит Ефрем (Просянок), избранный и нареченный во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии; архимандрит Николай (Ашимов), избранный и нареченный во епископа Амурского и Чегдомынского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления; игумен Исидор (Тупикин), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Москвы и Московской области.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:

"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с неделей святых отец и с наступившим Новым годом!

Неделя, посвященная отцам, – тем, кто предшествовал Христу Спасителю по плоти, – обращает наше внимание на очень важную тему – тему смены поколений, тему движения исторического времени. Наверное, замечательно, что эта неделя совпала с первым днем нового года, потому что переход символической линии, которая отделяет одно лето от другого, один год от другого, заставляет задуматься о течении времени даже тех, кому несвойственно задумываться о вещах, не связанных с их повседневной жизнью, – когда бьют куранты и когда перелистывается страница календаря, открывающая новое лето.

Смысл времени и смысл истории – это великие смыслы. Проникая в эти смыслы, человек реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своею с вечностью, с Богом. Сегодняшнее совпадение двух событий дает нам возможность поразмышлять о том, что же является смыслом истории. Мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея перечисление имен 42 поколений (см. Мф. 1), что предшествовали Христу Спасителю. А в послании апостола Павла к Евреям он говорит о вере, о вере праотцев и отцев, о вере Авраама, Исаака и Иакова, о вере Моисея, о вере Иосифа, о вере Гедеона и Варака, о вере Самсона и Иеффая, Давида и Самуила (см. Евр. 11). И это соединение двух чтений помогает понять, что в центре – не просто смена человеческих имен, а нечто куда большее, потому что благодаря этим личностям и этим именам хранилась и передавалась из поколения в поколение истинная вера в Бога. И именно потому мы вспоминаем этих святых мужей, предшествовавших Господу, называемых праотцами и отцами, потому что они были отцами не только по плоти, но и по духу, храня веру в истинного Бога, и передавали ее из поколения в поколение.

Если взглянуть на общую или, как мы называем в науке, гражданскую историю, то в этой истории нет ничего подобного. Вся история связана с великими именами правителей, полководцев, вся история связана с борьбой, и высшей ценностью этого исторического процесса является успех, по разному понимаемый и по-разному претворяемый в жизни, – то ли успех личности, то ли успех страны, то ли успех целой империи.

Вся человеческая история соткана из побед и поражений во имя человеческого успеха. История, которой принадлежали святые праотцы и святые отцы, – это история хранения веры, и она называется иначе – она именуется священной историей. Но если кто-то подумает, что существует две параллельные истории – история священная и история общая, гражданская – то он ошибается. Разница только в том, что ценности человеческой истории не являются ценностями священной истории. Там речь не идет об успехах, там не возвышаются человеческие личности в соответствии с тем, сколько они завоевали земель или какое могущественное государство они построили. Соломон построил самое мощное израильское государство, и Храм построил, но он в стороне от этой священной истории. А вот отец его Давид, пророк, который не сделал столько, сколько Соломон с точки зрения внешней картины жизни, – он в этой священной истории.

Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории. Если общечеловеческая история имеет своими героями тех, кто был успешен, то в священной истории мы поклоняемся тем, кто осуществил заветы веры, тем, кого мы называем святыми. Святые – подлинные герои священной истории.

Нередко бывало так, что герои священной истории становились героями человеческой истории. Мы знаем эти имена на примере Руси – мужественные защитники и собиратели земли нашей одновременно были благоверными князьями, а нередко, принимая схиму в конце жизни, – и схимонахами. Так священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в эту человеческую историю, и тогда достигался самый большой успех. Бог споспешествовал трудам святых, которые с Его именем совершали земную историю. Мы знаем их победы, их подвиги, их человеческий успех, но что бы он означал, если б он был оторван от сокровищ и ценностей священной истории? Когда одно проникает в другое, когда Божественное оплодотворяет человеческое, – только тогда удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной.

Все эти размышления приводят нас к простому заключению. Что же происходит сегодня? Сегодня в этой внешней человеческой истории успех часто достигается греховными и даже преступными способами. И мы знаем, что происходит это потому, что в ткань современной истории все менее и менее вплетается история священная. Отсюда и роковые ошибки, и заблуждения – и больших и малых, и заметных и совсем незаметных, и сильных и слабых, и богатых и бедных. Сегодняшний день напоминает нам о том, что человек достигает успеха – не только земного, но и того, который является ценностью священной истории, – только тогда, когда ценности и цели этой истории не перестают быть для него жизненными ценностями.

И в первый день нового года мы молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея, о всей исторической Руси, чтобы народы наши не потеряли способность сохранять ценности священной истории, ценности веры, ценности святости, включая их в ткань современной жизни. Только тогда мы обретем мир, покой и благоденствие. И никакое разделение одного и другого, чем бы оно ни оправдывалось, неспособно помочь человеку достичь подлинных целей и ценностей земного бытия, которые одновременно являются ценностями и Царствия Божия.

Пусть пример святых отцов, память которых мы сегодня почитаем, пусть совпадение памяти этих святых мужей с первым днем високосного 2012 года поможет и нам научится сопрягать священную историю с нашей повседневной жизнью. Верим, что тогда Господь приклонит к нам Свою милость, ибо только святость жизни людей и способна по-настоящему – не призрачно, но реально – оплодотворить жизнь нынешнего века. Аминь".

Русская линия / www.klikovo.ru