На главную
страницу

Учебные Материалы >> Литургика.

Епископ Вениамин (Милов) ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ

Глава: Глава шестая

(По данным литургического богословия)

В массе глубоких, жизненных мыслей наибольшую ценность представляют те, которые провозглашают истину о жизни не одним холодным умом, но и теплым сердцем. Такой благодатной согретостью, между про­чим, отличается церковно-литургическое учение о лич­ном спасении.

Понятие - "личное спасение" — само по себе со­держит в себе две идеи: 1.- о Боге Спасителе и 2. - о спасаемом человеке в случае искания им спасения у Бога.

Отсюда личное спасение верующих во Христа сла­гается из взаимодействия человеческого стремления спастись и явной, ближайшей помощи Христа Спасите­ля, по благоволению Бога Отца, во Св. Духе.

Ищущий своего спасения должен всю земную жизнь свою непрерывно открывать себя пред Богом прежде всего неусыпною покаянною молитвою. Молить­ся следует о даровании благодати покаяния и совер­шенного обращения от греховной жизни. Одновременно с этим человеку необходимо всецело направлять свою волю к исполнению Божиих заповедей и подавлению в себе гордости смирением, корыстолюбия — делами ми­лосердия, блудной похоти - воздержанием и чревоуго­дия — постом.

Действием таинства покаяния и причащения, а так­же действием частой молитвы Христос Спаситель из­ливает на верующего спасающую силу. Эта сила очи­щает грешную душу от грехов, страстей, смягчает, умиляет, возбуждает в ней непрерывное сокрушение о грехах и глубокий страх Божий.

По мере напряжений в молитве и борьбы со стра­стями у ревнителя спасения заметно для него самого усиливается любовь к Богу и людям. Его душа начи­нает легко и охотно устремляться к единению с Богом призыванием Божиего имени и взаимно бывает согре­ваема и просвещаема благодатию Св. Духа.

Такова вкратце схема моментов личного спасе­ния по содержанию церковных молитв и песнопений.

Процесс спасения каждого христианина тем и ха­рактерен, что в нем явно приходит спасающая сила Божия в человеческое напряжение слушаться Бога и бежать от греха. Желающего спастись непрерывно по­сещает Сам вездесущий Христос Спаситель и воскре­шает из гроба греховности.

Поэтому Церковь учит своих чад часто прекло­нять пред Господом колени и сердце и молиться об охлаждении страстного горения и благодатном укреп­лении в послушании заповедям Господним.

"Господи! - повторяет молитвенно грешник за церковной службой в храме, - удостой меня обратить­ся на покаяние от всего сердца и с теплой верой". "Спаситель! Я - в пучине прегрешений и ужасно по­гружаюсь (в грех) моими стремлениями. Как Петру, дай мне Свою руку и спаси меня".

"Воздвигни мое помышление к покаянию и покажи  меня  искусным  делателем Твоего винограда".

Возможно частое призывание Бога на помощь де­лает безуспешными диавольские козни против веру­ющего. С другой стороны, молитва сосредоточивает внимание его на общение с Богом. Она настраивает верующую душу не привязываться ни к чему земному, но ожидать иного мира, бегать тьмы страстей, про­тивиться дремоте уныния и неутомимо совершать свет­лые дела благочестия и самоотвержения.

Частая и неизменно смиренная молитва о дарова­нии благодати спасения есть первое звено в цепи хри­стианских нравственных подвигов.

Господь Спаситель слышит зовущих Его смирен­но, с болью и скорбью сердца. Промыслительно Он просвещает их благодатию, подымает из душевных недр их возвышенные и сильные тяготения к святости. Живя телесно в суетном мире, ревнующии о спасении сердечно как бы выходят из него и умом, чувством и волею пребывают в Боге.

Кто из них терпеливо и всегда смиренно молит­ся Богу, тот да не сомневается во своем спасении, хотя бы согрешил премного и поставил себя далеко от прощения. Господь неизмеримо человеколюбив и имеет благость, превосходящую человеческие меры. Слезно просящих прощения Он принимает, дает им про­симое, умиляет их сердца и дает им силу преодоле­вать страсти и возвыситься к истинному добру. По­каяние, по подобию мытарева, низводит на кающихся помилование свыше особенно потому, что кающиеся ненавидят гордый нрав фарисея и проникаются сми­рением и сокрушением сердца.

Смиренная молитва, особенно увлаженная слезами сокрушения о грехах, неизмеримо высока пред Богом. Библия свидетельствует, что подобная молитва некогда вывела из врат смерти иудейского царя Езекию, из­бавляла от многолетних согрешений евангельских блудниц и приточного мытаря оправдала более фари­сея.

Будем же стенать и плакать о своих грехах. Мо­литвенно прострем к Богу руки с теплыми слезами, бия себя в грудь, преклоняя колена и падая ниц ли­цом, с глубокими воздыханиями. Как не плакать о не­радивой жизни при ожидании всегда близкой смерти и сознании, что мы сластолюбием и иными страстями бередим струпы душ своих. Живое предощущение суда Божия не может не выводить из бесчувствия, бес­страшия и лености. Необходимо безотлагательное слезное покаяние и пролитие тучи слез для получения прощения бесчисленных грехов.

Некогда горько, но спасительно плакал пред Бо­гом первый грешник на земле Адам после изгнания из рая. Диавол прельстил Адама пищей, обнажил от сия­ния благодати и предал его душу и тело на смерть.

Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою на­готу, повторяя: "Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый ! помилуй меня падшего" ... "Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды и как оплачу свою поги­бель".

Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: "Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не из­гоняю... от лика жизни".

В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тай­на воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.

С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за по­каяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избе­жанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, про­стое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просве­щает благодатно.

Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогрева­ется любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое едине­ние с Богом. В огне человеческой любви к Богу гас­нет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми.

Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает де­монские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и му­жественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рас­сечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жиз­ни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч.

Настроение благодатной любви у смиренно каю­щихся грешников до некоторой степени подобно духов­ному состоянию св. мучеников. Усердные труды в мо­литвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лише­ний, принимаемых ради стеснения страстей. Они од­ного желают: возможно лучше и полнее исполнять За­кон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план.

Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного хри­стианина, возвышает над соблазнами этого мира и де­лает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслажде­ния и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господ­ними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленно­го огнем.

Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает ка­ющегося из нравственного ничтожества, духовно обла­гораживает, усвояет Христу и делает носителем бла­годатной любви, наподобие всех небожителей.

В заключение, на основании всего сказанного вы­ше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения. Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает сми­ренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.

Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъ­единяют его с Церковью, поскольку он ежедневно мно­го согрешает.

Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соеди­нение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рожда­ется благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.

Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.

Смерть, застигающая верующих в подвигах по­каяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.


Глава пятая Глава шестая Глава седьмая